№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

О судьбе арктических льдов расскажет Тара-Арктик

Растают ли Арктические льды к 2030 году? И что нас ждет, если это случится? На эти вопросы должна ответить экспедиция Тара-Арктик, организованная в рамках европейского проекта Damocles.

Научная шхуна «Тара», вышедшая 11 июля 2006 г. из порта города Лорьен (Франция) под флагами Франции, ЕС и России, достигла места своей зимовки в районе 79о53’ северной широты и 143о17’ восточной долготы, где бросила якорь и приступила к исследованиям, предусмотренным комплексным европейским проектом «Дамокл» (Damocles). Основная цель экспедиции – изучение климатических изменений арктического района (см. также http://www.nkj.ru/news/5588), оценка реальности перспективы исчезновения арктических льдов.

Как пояснил на недавно прошедшей пресс-конференции в РИА-Новости научный руководитель экспедиции, координатор европейского научного проекта «Дамокл» Жан-Клод Гаскар, прогноз полного исчезновения арктических льдов был получен с помощью компьютерного моделирования происходящих в Арктике процессов. Однако, на сегодня, недостаточно данных для того, чтобы убедиться в истинности грозного прогноза, которые и будут собраны в ходе экспедиции. Предстоит, в частности, выяснить, циклично ли наблюдаемое таяние льдов, или это постоянная тенденция.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Угроза исчезновения арктических льдов, как показывают события последних 30 лет, вполне реальна. За эти годы поверхность льдов Северного Ледовитого океана сократилась на 8%. Льды являются своего рода тепловой защитой планеты, их быстрое таяние ускоряет глобальное потепление, поскольку лед в океане играет роль отражателя тепла в пространство. По мере потепления климата ученые наблюдают паталогические процессы в растительном и животном мире. Например, есть опасения, что полярные медведи могут исчезнуть уже к концу нынешнего века. Одновременно из-за таяния льдов повышается уровень мирового океана, который к 2100 году может подняться на 1 м.
>
В ходе экспедиции будут изучаться и льды, и атмосфера, и океан.
-Измерения будут проводить от 2000 м над уровнем моря до 4000-метровой глубины океана с использованием различных систем наблюдения. Для этого будут задействованы российские и европейские ледоколы, в частности российское научное судно «Академик Федоров», а также «Капитан Драницын». Часть доставленного этим судном тяжелого и научного оборудования была установлена вокруг «Тары» на льдине. Роме этого в экспедиции будут использоваться автоматические станции наблюдения, которые сейчас находятся на гряде Ломоносова, – сказал Жан-Клод Гаскар.

В научном проекте экспедиции Тара-Арктик участвуют два российских НИИ: Санкт-Петербургский институт Арктики и Антарктики (НИИАА) и институт океанологии РАН им. Ширшова (Москва). В настоящее время обсуждаются условия участия в проекте еще трех институтов. Один из них, как удалось узнать корреспонденту «Науки и жизни», – институт вычислительной математики РАН.

Сейчас на шхуне «Тара-Арктик» в числе 8 членов экипажа двое российских участников, один из них – специалист в области логистики и жизнедеятельности на судах, второй – инженер, проводящий ежедневную работу по снятию показаний с научного оборудования. Весной планируется увеличение экипажа до 16 человек с увеличением в его составе доли исследователей.

Все исследования в рамках проекта «Дамокл» финансируются Евросоюзом и Францией. Евросоюз выделил на реализацию проекта 16 млн. евро на 4 года. Российская сторона пока не выделила ничего.

- Я бьюсь сегодня над тем, чтобы Россия выделила хоть какие-то деньги на исследования Арктики и мечтаю о том, что когда-нибудь будет построен российский корабль, который будет дрейфовать не год, а два-три. Хорошо, что нашелся Этьен Бургуа (директор экспедиции Тара - ред.), который купил судно «Тара», - сказал заместитель Председателя Госдумы, специальный представитель Президента РФ по проведению Международного Полярного Года Артур Чилингаров.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в РФ Жан Каде подчеркнул, что экспедиция Тара-Арктик – «франко-российское предприятие, в котором Россия играет существенную роль».

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее