Легкая жизнь в мезолите

Чем занимались неандертальцы, обитавшие в Крыму? Об этом рассказали их болезни.

Наиболее известные находки гоминид (предков человека) в Крыму были сделаны вблизи Севастополя в мезолитическом гроте Мурзак-коба и в Байдарской долине – гроте Фатьма-коба. И хотя эти находки фрагментарных скелетов неандертальцев были сделаны еще в 30-40-х годах 20 века, ученые до сих пор их тщательно изучают, извлекая новую информацию о жизни древних людей. Ведь многие методы исследований появились уже во второй половине, а то и в конце прошлого века.

Одно из последних исследований палеоантропологов из Московского государственного университета и Института этнологии и антропологии РАН позволило установить не только прижизненные роста мужчины из Фатьма-коба (183 см) и женщины (167 см) из парного погребения в Мурзак-коба, но и рассчитать пропорции их конечностей и индексы массивности костей, а также понять, чем они болели при жизни, и какой вели образ жизни.

Анализ патологий скелетов из Мурзак-кобы и Фатьма-кобы показал, что эти древние люди страдали порозом (истончением, разрежением) разных структур длинных костей, позвонков и некоторых участков тазовых костей. Исследователи считают, что причиной этому могли быть скудность питания, недостаток каких-либо веществ, например, витаминов, а также инфекции. Кроме того, они страдали воспалением надкостницы на разных костях, что, по мнению ученых, могло быть связано с частыми травмами и необходимостью регулярно лазить в холодную воду. Черепа найденных гоминид также поражены порозом, а у мужчины Мурзак-коба обнаружена даже опухоль барабанных пластинок височных костей и уменьшение размера наружных слуховых проходов. Последнее, как предполагают ученые, явилось следствием воспаления среднего уха, что привело к ослаблению слуха. Причиной этого заболевания могли быть, опять же, частые ныряния в холодную воду, зимние ветра и т.д.

Кроме того, неандертальцы из Крыма страдали пародонтозом, у них сильно стерты зубы, а у женщины были даже отрублены ногтевые фаланги пальцев обеих кистей, возможно, во время каких-то ритуальных действий.

Изучив все эти недуги и увечья, исследователи пришли к выводу, что мезолитические люди в условиях крымского низкогорья, скорее всего, жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Особые силы, видимо, они тратили на передвижения по горам, преодоление холодных горных рек и перенос тяжестей – добычи и орудий. Однако исследователи всю эту древнюю жизнь не считают «тяжелым физическим трудом».