Зачем школьникам астрономия, если по этому предмету нет ЕГЭ?
Об этом мы поговорили с Антоном Бирюковым, старшим научным сотрудником государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ и Степаном Санниковым, методистом Центра педагогического мастерства.
На прошлой неделе завершилась Международная олимпиада по астрономии и астрофизике: сборная России завоевала пять золотых медалей. Однако сама астрономия в школы вернулась недавно, три года назад, и многие педагоги до сих пор весьма озадачены тем, как её преподавать: в этой области постоянно появляются новые темы и открытия, к тому же проблемы возникают с практической частью.
О том, почему астрономическая грамотность важна для каждого, как учёные помогают учителям сделать предмет более понятным и за какими горячими темами сейчас интересно следить, мы поговорили со старшим научным сотрудником государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, специалистом по учебно-методической работе Центра педагогического мастерства Антоном Бирюковым и методистом Центра педагогического мастерства, членом российской ассоциации учителей астрономии Степаном Санниковым.
Меркурий, Венера и Луна в небе над системой радиотелескопов ATCA (Australia Telescope Compact Array), Австралия. Фото: Graeme L. White, Glen Cozens/NASA.
Существуют разные точки зрения, почему три года назад астрономия вернулась в школы. Какие у вас версии на этот счёт?
Степан Санников: На самом деле, вопрос возвращения довольно интересный, потому что никакого официального документа, который отменял бы этот предмет, не существовало. Астрономия изучалась в школе вплоть до начала 2000-х, а потом просто сошла на нет: наверное, потому что у учителей физики не было возможности её преподавать. Дело в том, что кому-то даже на физику не хватало часов, а кому-то не хватало времени на подготовку урока, астрономия – достаточно быстроразвивающаяся наука.
Степан Санников. Фото астрофизической школы «Траектория».
На мой взгляд, астрономия в школе важна как некий системообразующий, мировоззренческий предмет, который позволяет построить естественно-научную картину мира. Физика тоже выполняет эту функцию, но она ограничивается процессами на Земле, а астрономия даёт возможность посмотреть на всё глобально, увеличив масштаб. Кроме того, сегодня мы живём в бурном информационном потоке и каждая третья-четвёртая новость связана с открытиями в космосе, было бы странно, если бы по этому направлению не было образовательной программы в школе.
Многие школьники были не в восторге от возвращения астрономии: новый предмет, лишняя нагрузка и вечный вопрос «Как мне это пригодится в жизни?». Если человек не думает идти в науку, как ему в быту можно применить астрономию?
Антон Бирюков: Есть три вещи, которые астрономия может предложить ученику. Во-первых, это понимание самых близких явлений природы, с которыми он сталкивается ежедневно: восход-закат, солнечные-лунные затмения, ретроградный Меркурий, в конце концов! Хотя мы чаще слышим про него от астрологов, важно понимать, что стоит за этим простым явлением. Во-вторых, астрономия даёт ученику представление о современной астрофизической картине мира: например, он сможет понять, о чём идет речь, когда по телевизору рассказывают о Нобелевской премии по физике, которую в этом году дали снова астрономам.
Антон Бирюков. Фото астрофизической школы «Траектория».
Это важно и для государства: скажем, запуск телескопа, которым будет пользоваться 30 человек, может стоить миллиард долларов, и, по-хорошему, налогоплательщик должен понимать, почему этот миллиард долларов нужно запустить в небо, а не потратить его на три новые больницы, например. В-третьих, естественные науки в школе развивают научный подход к жизни в принципе, сюда входит и понимание того, как строятся некие причинно-следственные связи, и умение отличать доказательство логичное и обоснованное от доказательства ложного.
Степан Санников: И опять же, на наших государственных каналах популярные передачи сопровождаются гороскопами. Это такой не очень приятный знак времени, который говорит о том, что с астрономическим образованием у нас не всё так хорошо: если бы не было потребителей этих гороскопов, то не было бы и астрологического лобби в государственных средствах массовой информации.
В астрономии, в отличие от многих других наук, основной метод получения данных — это наблюдение. При этом не в каждой школе есть телескоп и даже не в каждом городе — планетарий. Если у тебя нет возможности наблюдать вживую, реально ли вообще разобраться в космосе?
Антон Бирюков: Да. Сегодня в открытом доступе очень много материалов, которые помогают понять современные астрономические концепции. Есть возможность что-то смоделировать и даже понаблюдать — например, существуют удалённые телескопы, и школьник, скажем, из Сызрани может зайти на сайт, бесплатно заказать свои наблюдения на телескопе, который стоит на Аляске, и в короткий промежуток времени ему придут результаты этих наблюдений.
Проблема в том, что я, например, не знаю ни одной российской программы астрономического образования, которая учитывала бы использование всех этих ресурсов. Нельзя сказать школьнику: «У вас есть учебник, а ещё посмотрите этот курс, сходите посмотрите в телескоп онлайн, помоделируйте галактики в этой программе, послушайте эти замечательные подкасты».
Поэтому мы пришли к тому, что хорошо было бы иметь единый, хорошо отредактированный курс — комплекс разнообразных ресурсов, которые можно предложить учителю. Два года назад мы начали над ним работать. От множества других этот курс отличает то, что он делается от первого лица — то есть, авторами материалов являются действующие учёные, а с доходчивыми формулировками им помогают редакторы и педагоги. При этом учёные дают проверенную информацию и правильно расставляют акценты, рассказывают именно о том, что сейчас происходит в науке.
Фрагмент видеокурса «Астрономия», Центра педагогического мастерства.
Кроме того, это не просто видеокурс, а целый комплекс материалов, где есть и видеоподкаст, и текстовая информация, инфографика, интерактивные задания. Но хочу при этом подчеркнуть, что главным человеком в классе все равно остается учитель, никакие видеолекции его не заменят. Что преподавать и как преподавать, может решить только он, а мы можем предложить какой-то материал, который поможет ему в этом.
Степан Санников: Действительно, в первую очередь мы делаем курс для учителя. Астрономия сегодня развивается очень бурно, он за ней не успевает; наш курс позволяет закрыть пробелы. Хотя в условиях дистанционной учёбы его оценят и школьники: учитель может задавать им не прочитать параграфы учебника, а посмотреть видеоматериал с хорошими, оригинальными анимациями и иллюстрациями.
Если человек настолько увлекся астрономией, что решил получить профильное высшее образование и найти работу по специальности, на что вы бы посоветовали обратить внимание? Что есть интересного, нового, к каким исследованиям можно подключиться?
Антон Бирюков: Я бы советовал, в первую очередь, обращать внимание не столько на тему, сколько на среду. Если студент видит, что есть научный руководитель с хорошей репутацией, с большим количеством публикаций, то с этим человеком, разумеется, стоит работать. А если всё же говорить о горячих темах, интересна астрофизика высоких энергий — это компактные объекты, белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры, релятивистская астрофизика; интересна космология — это очень активно развивающаяся часть астрофизики.
Изображение чёрной дыры в центре галактики М 87. Подробнее: Наука и жизнь №5, 2019. Фото: Event Horizon Telescope collaboration et al., nasa.gov
Интересны проблемы тёмной материи, тёмной энергии, теории инфляции, первых, самых ранних эпох развития Вселенной. По сей день изучение экзопланет остаётся достаточно важной темой. Много интересных и важных фактов нам всегда приносят космические миссии. Уже сейчас некоторые аппараты летят по нашей Солнечной системе и достигнут своих целей в течение десятилетия, так что нынешние школьники как раз успеют окончить университет и смогут поработать с материалами этих космических миссий.
Степан Санников: Я бы порекомендовал всем, кто решил стать астрономом, посмотреть на Youtube замечательную лекцию астрофизика Олега Верходанова «Хочу быть астрономом, что делать?». Это один из тех людей, которые зажигали в слушателях интерес к космосу, и я бы серьёзным любителям астрономии порекомендовал послушать и другие его лекции.
Кроме того, я бы посоветовал искать среду таких же заинтересованных школьников, читать научно-популярные книги, а может, и какие-то академические труды, ходить в библиотеки и на лекции учёных, сейчас это доступно онлайн, необязательно ехать куда-то. Чтобы утвердиться в своем желании стать астрономом, сейчас достаточно инструментов, помимо школы. Школа даёт методическую и содержательную поддержку, вкладывает в ученика какие-то фундаментальные знания. Что-то большее — это уже задача самих школьников. Ждать ничего ни от кого не нужно, нужно всё делать самому.