Погода для военных моряков
Изучаем судовые журналы американских военных кораблей Второй мировой войны в проекте «Old Weather», чтобы помочь учёным в исследовании климата.
Всем привет, я Маша Осетрова, и я работаю в проекте «Люди науки», где мы помогаем ученым и волонтёрам находить друг друга. Как и мой коллега Влад, в свободное время я мечтаю о морских путешествиях. Мне, матросу со стажем, в самоизоляции очень не хватает выходов в море, ночных вахт, компаса под рукой, всяких параллелей и меридианов. Так что можете представьте мой восторг, когда мне попался проект, посвященный расшифровке настоящих судовых журналов!
«Превращаем старую погоду в новую науку»
В проекте «Old Weather» волонтёры изучают доступные записи в судовых журналах, сделанные за последние 150 лет. Хотя журналы уже отсканированы, далеко не вся информация из них оцифрована — с рукописными записями компьютер до сих пор справляется не очень хорошо. А вот волонтёрам эта задача оказалась не только посильна, но и очень интересна. Проект запустился десять лет назад благодаря сотрудничеству нескольких научных организаций, включая Оксфордский университет, Национальный архив Великобритании, а также Национальный морской музей в Гринвиче. С тех пор появилось несколько ответвлений проекта — волонтёров просили анализировать то направление ветра, то температуру воды, иногда это были торговые суда, иногда военные. Сейчас на портале Zooniverse работает проект «Old Weather — WW2», в котором для анализа представлены судовые журналы военных кораблей США времён Второй мировой войны.
Заглавная страница проекта «Old Weather».
Но зачем это учёным? Оказывается, расшифровка тысяч страниц судовых журналов поможет воссоздать подробную картину климата в прошлом и будущих его изменений. Для этого исследователям особенно важны данные по Арктике, доступные в записях военных судов США. Кроме того, есть надежда обнаружить причину так называемой «тёплой аномалии» Второй мировой войны — систематического повышения температуры воды, на которое тогда обращали внимание многие моряки. Сейчас исследователи подозревают, что всё дело могло быть в разных способах измерения температуры.
Например, температура зачерпнутой за бортом воды, измеренная на палубе, может отличаться от измерений в машинном отделении для воды из заборника охлаждающей воды. Более того, на температуру может влиять даже осадка корабля — то есть то, насколько глубоко погружён в воду его корпус. Понять, так ли это, помогут записи судовых журналов с кораблей, которые были в одно и то же время в одном и том же месте — соответственно, должны были получить одинаковые показания температуры и давления.
Ну и, конечно, записи в судовых журналах интересны историкам. По существу, судовой журнал — «чёрный ящик» корабля, в котором содержится вся основная информация о каждом выходе в море: кто был на борту, когда и куда эти люди отправились, все погодные условия и изменения курса, происшествия на борту. Даже в нынешнюю цифровую эпоху судовые журналы ведутся на каждом судне, и при инцидентах на море он является основным документом, который имеет юридическую силу при судебных разбирательствах.
Ныряем в анализ
Ну что ж, открываю, наконец, первый предложенный судовой журнал. Проект «Old Weather — WW2» создан на базе платформе гражданских проектов Zooniverse, поэтому опытным гражданским ученым интерфейс хорошо знаком. У проекта несколько путей волонтёра — можно анализировать дату и курс судна, показания температуры или давления. «Пошаговые инструкции представлены в полевом руководстве», уточняют авторы проекта — нажимаю на панель справа и смотрю, с чем же предстоит иметь дело.
Страница из судового журнала с метеорологическими наблюдениями с корабля USS Louisville, чьё фото было в самом начале статьи. Фото: «Old Weather», Zooniverse.
Я решила начать с расшифровки навигационных данных. Первой попалась страница из судового журнала корабля Alywin — уф, ну и почерк! Следую указаниям полевого руководства: сначала в верхнем правом углу листа ищу дату — ага, первой мне попалась среда, 16 сентября 1942 года. Затем проверяю часовой пояс: должно быть написано плюс или минус столько-то часов — имеется в виду разница с Гринвичем. Хотя в судовом журнале под указание временной зоны отведена специальная строчка, вахтенный 16 сентября почему-то его пропустил. Ну что ж, пропускаю и я, делать нечего. Дальше — самое интересное, координаты. Внести координаты судна полагается по крайней мере трижды в сутки: в восемь утра, в полдень и в восемь вечера. Хм, почему-то и их на этой странице нет! Скучно как-то, ввожу только дату и перехожу к следующему.
Ну вот, другое дело! Среда, 4 марта 1942 года, страница из судового журнала MACDONOUGH. Временная зона — -11, где-то за Аляской. Мимо чего проходим? — «море», честно пишет дежурный по вахте. Переписала координаты и попробовала ввести их в гугл-карты: точка упала где-то в Тихий океан, чуть восточнее Австралии. Красиво там, если верить гугл-картам! Дальше мне попалось ещё несколько страниц из судовых журналов разных кораблей — все записи от 1942 года, видимо, данные выгружают по частям. Где-то буквы печатные, в других сделаны от руки, приходится разбирать почерк военных моряков. Интересно! Можно даже что-то нафантазировать себе об их характере или условиях, в которых делались эти записи. Опытных расшифровщиков не смущают формулировки вроде «Under Secret Orders» (англ. «следуем секретным приказам») в указании курса — по дате и координатам они безошибочно определяют, куда на самом деле отправлялся корабль и зачем. Ну, я немного набила руку с этим заданием — думаю, самое время попробовать себя в чём-то другом.
Следующий квест — расшифровать показания барометра. Таких заданий два, авторы проекта разделили анализ показаний с полуночи до полудня (AM) и с полудня до полуночи (PM). Думаю, чтобы люди не запутались, в какое место страницы смотреть, ведь показания практически одинаковые! Подсказка напоминает, что можно приблизить изображение и советует «печатать то, что видите» — например, если вахтенный вдруг решил использовать необычный разделитель. Ну что ж, давайте попробуем.
Страница из судового журнала военного судна USS Charleston (PG-51). Фото: «Old Weather», Zooniverse.
Данные с барометра до полудня записаны в верхней половине страницы, показания снимаются каждый час — ого, придётся ввести немало чисел. Значения — высота столбца в дюймах. Нужно скопировать шаблон со временем измерения из задания и внести все числа, которые удалось разобрать. Что-то я совсем запуталась, двойка тут или восьмёрка — может быть, спросить модераторов? По кнопочке «Done & Talk» можно сразу попасть на форум — я видела, создатели проекта очень активно отвечают своим волонтёрам, даже если нужна просто моральная поддержка вроде «согласен, похоже на 188». Вообще, признают модераторы, чистописание — не самая сильная сторона военных моряков, которые заполняли судовые журналы: похоже, что они маскировали свои орфографические ошибки, делая слова и названия совершенно неразборчивыми.
Осталось попробовать задание с записью температуры — выглядит почти так же, только столбцов больше: показания «сухого» и «мокрого» термометров для температуры воздуха, а также температура воды. Этот путь — для самых упорных и преданных волонтёров. Продолжу как-нибудь в другой раз.
Итоги
«Old Weather — WW2» — отличный проект для тех, кто интересуется военной историей, морем и переживает об изменении климата. Лично меня подкупает возможность прикоснуться непосредственно к историческим документам, пусть и не самым разнообразным по содержанию. Кстати, пару недель назад бета-тестирование прошёл еще один путь волонтёра — расшифровка военных дневников того же периода. Вероятно, скоро появятся ещё подобные задания — возможно, кого-то это заинтересует ещё больше. Между прочим, в России действует похожий проект — «Расшифровка блокадных дневников», личных записей тех, кто оставался в Ленинграде в период между сентябрем 1941 и январем 1944 гг.
Фотография корабля USS Charleston (PG-51). Фото: Wikimedia Commons.
Сейчас в проекте участвуют примерно полторы тысячи волонтёров, которым уже удалось обработать треть всех данных. Лучше всего дела идут с расшифровкой навигационных данных — эта задача почти полностью завершена*, так что если хотите успеть внести хотя бы несколько координат, советую поторопиться!
* —За пару дней с момента сдачи статьи до её публикации волонтёры проекта «Old Weather — WW2» успели обработать все изображения в задаче по обработке навигационных данных, но записи о температуре и давлении всё ещё ждут своих героев! — прим.ред.
Показания термометров и барометров гражданские ученые расшифровывают то ли просто медленнее, то ли менее охотно — может быть, дело в том, что задания более монотонные и в каждом больше чисел.
Чего, боюсь, не получится — так это понемногу разбирать судовые журналы где-то в дороге. Браузерная версия проекта есть и для смартфона, но, к сожалению, в ней работать оказалось гораздо труднее — приходится часто скроллить туда-сюда между изображением и полем для ввода чисел. Не только неудобно, но и больше шансов ошибиться!
В общем, проект не про «экшн» и захватывающую игровую динамику, а про силу воображения и погружение в эпоху. Выбор кораблей, временные периоды для анализа и даже задания постоянно обновляются, так что заскучать вы вряд ли успеете. А когда устанете от выписывания цифр, очень рекомендую почитать форум — куда увлекательнее и интерактивнее, чем любой учебник истории!