№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Волонтёры науки в поисках счастья

Как нейробиологи пытаются вывести математические уравнения ощущение счастья, и как вы можете им в этом помочь — рассказывает Мария Осетрова.

Всем привет, я Маша Осетрова, и я работаю в проекте «Люди науки», где мы рассказываем о том, как люди без специальных знаний и навыков могут сделать свой вклад в науку. Многие из проектов, в которых могут поучаствовать волонтёры науки, посвящены довольно специфическим проблемам — скажем, поведению атомов в квантовом компьютере или классификации планктона. Но встречаются и исследования, тема которых близка каждому: так The Happiness Project (дословно с английского — Проект «Счастье») изучает поведение людей в поисках основных факторов, которые определяют ощущение счастья.

Фото: Tim Abbott/Flickr.com CC BY-NC-ND 2.0

Формула счастья

Проект «Счастье» разработала группа нейробиологов из Йельского университета и Университетского колледжа Лондона под руководством Робба Ратледжа (Robb Rutledge). Цель проекта — вывести математические уравнения, которые опишут процесс принятия решений и факторы, влияющие на ощущение счастья. Для этого исследователи разработали приложение с несколькими мини-играми и небольшими опросами, в которых приглашают принять участие научных волонтёров. Поведение игроков вместе с их ответами на вопросы о привычках и психологическом состоянии позволят учёным лучше понять, как мозговые процессы связаны с проблемами психического здоровья, такими как тревога и депрессия. Как не помочь в таком исследовании?


Приступаем к поискам

Скачать приложение можно через Google Play или App Store, регистрироваться не нужно, но обязательно согласиться на обработку данных. Авторы приложения предупреждают, что все ответы пользователей автоматически и анонимно передаются на сервер. В дальнейшем всю собранную информацию учёные будут использовать в своих исследованиях и публикациях. Никакой личной информации сообщать не нужно. Если по какой-то причине вы вдруг передумаете делиться своими ответами, то можно пойти в настройки и отозвать все данные, отправленные ранее с вашего устройства.

1.jpg

Для входа необходимо заполнить небольшую анкету — год рождения, пол, уровень образования, родной язык, место проживания и общий уровень удовлетворенности жизнью (по шкале от 1 до 10). Ответы на вопросы занимают секунд 30, и почти сразу же можно приступать к игре. Прежде всего — выбрать своего персонажа. Лично мне приглянулась рыжая пиратка с лопатой.

2.jpg

Ход игры разбит на небольшие квесты, каждый из которых обозначен силуэтом какого-то животного. Завершив все задания квеста (например, сыграв по одному разу в каждую из игр или пройдя все опросы), можно переходить к следующему, чем дальше — тем больше возможностей. 

8.jpg

Все опросы очень похожи друг на друга: чаще всего нужно ответить, в какой степени вас описывает то или иное высказывание — это очень популярный формат вопросов в исследованиях в этой области — или же рассказать о своих привычках (например, часах сна или количестве выпитых за сегодня чашек кофе). Некоторые делают акцент на психологическом состоянии: часто ли вы чувствуете тревогу, сложно ли вам сконцентрироваться на рабочих задачах? Есть даже вопрос о политических взглядах — очень интересно, насколько важным окажется этот фактор для определения уровня счастья.

3.jpg

Мини-игр в приложении всего четыре, но их комбинации меняются в каждом квесте. Первой мне досталась игра с прямолинейным названием «Что делает меня счастливым?» В ней чередуются уровни, в которых нужно выбирать между гарантированным и случайно разыгранным выигрышем (или проигрышем), и уровни, где выигрыш/проигрыш в любом случае приходится разыгрывать. Создатели игры советуют довериться инстинктам и выбирать тот вариант, который кажется вам более перспективным (ну или просто крутить колесо, когда нет выбора). Периодически во всплывающем окне меня спрашивают, насколько счастливой я себя ощущаю в данный момент. Дело в том, что недавно учёные обнаружили, что на ощущение счастья влияет не только выигрыш на конкретном уровне, но и то, насколько хорошо или плохо дела шли в предыдущих нескольких уровнях. Кроме того, исследователи до сих пор не знают, почему люди так по-разному рискуют — может быть, все дело как раз в том, насколько счастливыми они себя ощущают в данный момент?

5.jpg

Вторая игра носит название «Как я решаю?» и тоже связана с разными вероятностями получить выигрыш. В ней пираты копают сокровища на жёлтых «островах везения» и красных «островах невезения». На первых есть шанс выкопать либо монетки, либо красный камень (который ничего не стоит), причём чем глубже сокровище, тем меньше вероятность до него докопаться. А на красных «островах невезения» залегают в основном жестянки, которые будут только отнимать очки, но иногда повезёт выкопать жёлтый камень и ничего не потерять… Звучит сложно, но втягиваешься быстро. С первого раза мне удалось накопать 190 монеток, но, как оказалось, это далеко не лучший результат — две трети пользователей справляются лучше. Поработаю ещё над этим.

6.jpg

Третья игра называется «Как быстро мне двигаться?» — в ней нужно ловить рыбу. Причём иногда за одно нажатие ловится несколько десятков рыб, а иногда всего одна. Более того, на разных уровнях очков за одну рыбку дают разное количество — сначала по 2, а потом всего 0.2, то есть в десять раз меньше! Исследователи ожидают, что уровень счастья может зависеть от того, насколько усердно пришлось поработать ради награды. Лично я для себя особенной разницы не заметила, но кто знает, что при этом зафиксировала программа — вдруг я действительно медленнее нажимаю на экран, когда за одну рыбку дают мало очков?

10.jpg

Наконец, последняя игра в приложении называется «Как быстро я учусь?». В ней за изображением разных животных прячутся драгоценные камни, причём шансы на выигрыш для каждого животного разные. Особенность этого уровня в том, что вероятности не сообщают заранее, и приходится полагаться на интуицию (ну, или тщательно считать). Как и в других играх, тут исследователи отслеживают «уровень счастья» игроков, поскольку он может влиять на то, насколько хорошо мы учимся. Пожалуй, мне эта игра понравилась больше всех — и, как оказалось, справилась я с ней лучше, чем 90% игроков. Возможно, всё дело как раз в хорошем настроении!

12.jpg

Итоги

Хотя проект довольно молодой и о результатах пока говорить рано, мне кажется, что у него есть все шансы на успех: тема касается буквально каждого, а занимается ей очень компетентная команда. У приложения приятный дизайн, ничего лишнего — даже логиниться не нужно! Игры легкие и увлекательные, всегда присутствует элемент неожиданности, интересно разрабатывать новые стратегии и улучшать свой результат по сравнению с другими пользователями. Каждая игра занимает не больше пяти минут, так что присоединиться к исследованиям счастья можно и за утренним кофе, и на переменке, и по пути из детского сада (по крайней мере, если верить возрастному ограничению приложения 3+). Самое время вписать свои коэффициенты в формулу счастья!

Автор: Мария Осетрова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее