№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Расцвет и гибель Минойской «Атлантиды»

Больше 3500 лет назад на острове Крит обитала загадочная цивилизация миролюбивых художников минойцев. Они имели письменность, вели строгий учёт всему, что выращивали и изготавливали, были прекрасными мореходами… и вмиг исчезли с лица земли.

Спустя тысячу лет классические греки начиная с философа Платона передавали в своих сочинениях легенду об Атлантиде — затонувшем из-за одновременного землетрясения и наводнения острове в Атлантическом океане. Возможно, отголоски великой катастрофы, погубившей минойцев, стали прообразом мифа об ушедшем под воду государстве атлантов.

Но взрыв вулкана Санторин на острове Тира/Фера не стал для минойской цивилизации концом света. Через 150–200 лет её историю завершили микенские завоеватели.

Фреска с острова Тира из раскопок поселения минойского времени, которое условно называется Акротири по близлежащей современной деревне. Илл.: Wikimedia Commons.

Минойская культура, относящаяся к Эгейской цивилизации, получила своё название от имени мифического Миноса — сына Зевса, царя острова Крит, владельца огромного Лабиринта в Кноссе. Личность сколь легендарная, столь же, скорее всего, и неисторическая.

Реальную историю минойской цивилизации принято отсчитывать с начала III тысячелетия до н. э., так называемого Додворцового периода. В этот период на остров переселяются целые группы представителей западноанатолийских культур. Вместе с ними приходит и техника выплавки металлов. Пришельцы смешиваются с аборигенами, которых античная традиция называла этеокритянами — истинными критянами. Население совершенствует орудия труда — каменные и медные, что приводит к развитию земледелия и скотоводства.

Меновая торговля с соседями по Эгеиде способствует развитию кораблестроения и мореходства, в этом критяне достигли большого мастерства. Затем местные ремесленники освоили производство бронзы и гончарный круг. Рос уровень развития ремёсел и искусства: помимо бытовых предметов критяне предлагают «на импорт» ювелирные украшения и искусно сделанное оружие. Старые посёлки их больше не устраивают: к концу III тысячелетия многие из них перестроены, население строит даже двух-трёхэтажные дома из камня и кирпича. Изображения таких домов встречаются на глиняных табличках, найденных при раскопках.

01_Кносс_Знаменитый_Северный_бастион_дворца_восстановленный_с_р_low.jpg
Кносс. Знаменитый Северный бастион дворца (восстановленный) с реконструированной фреской с изображением быка. Фото Юлли Улётовой.

Люди живут общинами в больших жилых комплексах-цитаделях, которые состоят из жилых домов и строений различного назначения. Часть построек приспособлена под хранение сельскохозяйственной продукции. Для этого группа общинников возделывает так называемую «средиземноморскую триаду» — злаки (пшеницу и ячмень), оливки и виноград. Другие дома предназначены для ремесленников — в них найдены рабочие инструменты, гончарные круги и т. п. К концу этого Додворцового периода относится и так называемое ахарнесское письмо — наиболее ранний вариант критской иероглифики. Общины всё ещё социально однородны, но за счёт накопления излишков уже созданы все предпосылки для социального расслоения общества, и во II тысячелетии до н. э. минойская культура вступает в эпоху дворцовой цивилизации.

Archanes_Script,_2100-1800_BC,_AMH,_Sk_2260,_144882_low.jpg
Примеры ахарнесского письма из коллекции Археологического музея Ираклиона, Греция. Фото: Zde/Wikimedia Commons.

Второе тысячелетие до н. э. специалисты по истории минойской цивилизации делят на три периода — Ранний (или Прото-) дворцовый, Новодворцовый и Позднедворцовый (или Финальный). В Раннедворцовую эпоху на месте нескольких комплексов-цитаделей возникают так называемые старые дворцы, где живут правители. Эти дворцы выступают центрами, которые объединяют вокруг себя несколько десятков близлежащих поселений и их материальные ресурсы. Как и предшествующие цитадели, дворцы строятся как единые жилые и хозяйственных комплексы, при этом их отличает высокий уровень строительного мастерства. Нам известно четыре таких дворца — в Кноссе, Фесте, Малии и Като-Закро.

Весь архитектурный ансамбль каждого дворца объединяет большой центральный двор. Вокруг него на разных уровнях-этажах располагаются жилые и культовые помещения, залы, ремесленные мастерские, склады и хранилища. Между собой они соединяются переходами, лестницами и коридорами. Внутренние дворы дворцов, проходы, коридоры — всё это вымощено, а под плитами мощения археологи находили следы дренажных систем.

02_Макет_дворца_в_Маллии_экспонируется_в_музее_Маллии_low.jpg
Макет дворца в Малии (экспонируется в музее Малии). Фото Юлли Улётовой.

Во дворце вёлся учёт всего созданного ремесленниками и земледельцами объединённых дворцом поселений — археологи нашли немало глиняных табличек и печатей, предназначенных для этого. Написаны они были линейным письмом А, которое до сих пор не расшифровано.

Дворцовые центры острова вполне мирно существовали между собой — археологи не раскопали никаких оборонительных сооружений этого периода. Критяне не опасались не только соседей, но и врагов извне — дворцы на побережье также никак не защищены. Да и в искусстве Крита тема вооруженной борьбы не отражена. Впрочем, это не значит, что безоблачному существованию старых дворцов ничего не угрожало. По археологическим данным можно понять, что почти все они несколько раз перестраивались. На Крите и в наше время нередки землетрясения. Именно они и послужили причиной разрушения дворцов этого периода на острове. После таких катаклизмов обитатели дворцов заново мостили дворы и проходы, переносили стены, переделывали помещения. Например, старый дворец Феста за триста лет не менее трёх раз сильно перестраивали.

Minoan_inscriptions,_Linear_A_script,_Phaistos,_1850-1450_BC,_AMH,_144886_low.jpg
Образец линейного письма А из коллекции Археологического музея Ираклиона, Греция. Фото: Zde/Wikimedia Commons.

Около 1700 года до н. э. на Крите случилось сильнейшее землетрясение, дворцы и окружавшие их поселения были разрушены. Следы этой катастрофы археологи обнаружили на раскопках в Кноссе, Фесте, Малии и Като-Закро. Правда, дальнейшее развитие минойской цивилизации землетрясение не остановило — на руинах разрушенного критяне вновь отстраивают более монументальные и роскошные дворцы, чем были прежде. Начинается Новодворцовая эпоха истории Минойского Крита.

03_Фест_Канализационный_желоб_под_одним_из_коридоров_ведущих_из_low.jpg
Фест. Канализационный желоб под одним из коридоров, ведущих из помещений Северного двора к Центральному двору. Фото Юлли Улётовой.

В этот период все независимые ранее дворцовые хозяйства острова, видимо, объединяются «под рукой» царской династии в Кноссе. Дворец здесь превосходит все остальные размерами, роскошью и богатством. Сеть мощёных дорог связывает его с другими районами острова. Площадь обрабатываемой плодородной земли на острове увеличилась, а с нею и количество небольших сельских поселений, где жили рядовые свободные общинники, эту землю обрабатывающие. Развитие сельского хозяйства позволило земледельческой знати строить большие двухэтажные виллы в несколько десятков помещений в комплексе с разнообразными хозяйственными постройками.

IMGP2137_1200_800low.jpg
Современный вид части острова Крит. Фото Юлли Улётовой.

Социальное устройство общества минойцев тоже меняется. Из «сословия» земледельцев выделяется новое «сословие» — воинов. Высшие военачальники наряду с чиновничьей знатью входят в ближайшее окружение правителя Кносса. На острове не ведётся никаких войн, и в изобразительном искусстве Крита тема брани не фигурирует. Зато процветает морская торговля — у больших дворцов есть свои порты. Критяне интенсивно торгуют с Египтом, Ливией, Передней Азией, Балканами, Кипром, Угаритом, Библом. Для охраны торговцев и морских путей у минойцев имеется сильный флот. Он также позволяет совершать военные набеги на острова и побережья Средиземноморья, основывая там минойские колонии.

Эта прекрасная эпоха неожиданно обрывается страшным извержением вулкана на острове Фера (Санторин) около 1600 года до н. э. (или, по новым данным, в 1628 году до н. э.). Землетрясения разрушили не только города и сельские поселения, но и уничтожили всё хозяйство Крита. Толстый слой пепла покрыл землю острова, погубив и посевы, и дикую природу. Северное побережье Крита стало жертвой мощного цунами, волны которого докатились вглубь острова, остановившись на высотах от 100 до 200 метров выше уровня моря.

Crete_topographic_map-ru_1200.jpg
Топографическая карта острова Крит (Греция). Наиболее тёмным оттенкам зелёного соответствуют высоты до 100 м. Илл.: Eric Gaba, Переход Артур/Wikimedia Commons.

Однако и этот «конец света» минойцы смогли пережить и даже отстроить некоторые поселения поверх слоя вулканического пепла. Новый период в истории Крита называется Позднедворцовым. Восстанавливается и Кносский дворец, однако его правитель больше не контролирует остров. Вновь, как и на заре минойской цивилизации, каждый город представляет отдельную политическую единицу. Включившиеся в морскую торговлю Средиземноморья ахейцы — население Микенской Греции — конкурируют с критянами, а также совершают нападения на остров. Около 1450 года до н. э. дворцы в Фесте и Малии погибают в пожарах, причина которых до сих пор точно не установлена. Больше их не восстанавливают.

04_Кносс_Реконструированные_сооружения_дворца_low.jpg
Кносс. Реконструированные сооружения дворца. Фото Юлли Улётовой.

Начинается Финальный период минойской истории. К этому времени относятся последние памятники линейного письма А, связанные с минойским языком. Ему на смену приходит линейное письмо Б микенского языка. Династия в Кноссе снова распространяет своё влияние и контроль на большую часть Крита, но былого могущества и процветания уже не достичь. Археологические данные свидетельствуют о всё более настойчивом натиске на минойскую цивилизацию ахейцев с материка (например, могилы воинов этого времени под Кноссом содержат микенское вооружение, а керамика демонстрирует значительное сходство с керамикой материковой Греции). В конце концов их приток на остров усиливается настолько, что власть в Кноссе переходит к носителям микенской культуры.

Минойцы и их светлая «праздничная» (если судить по фрескам) цивилизация канут в Лету, уступив место в Средиземноморье воинственным микенцам. Но память о них у греков сохранится на очень долгое время, например, в виде Критского цикла мифов: от рождения на острове Зевса до спасения Афин от унизительной дани в виде молодых людей героем Тесеем.

Может показаться, что микенская цивилизация — более грубое подобие минойской. Часть пантеона и религиозные обряды, линейное письмо Б, комфорт и красота во дворцах, кое-что из оружия и одежды появились у микенцев благодаря контактам с критянами. Есть соблазн считать микенцев «одичавшими минойцами», но это совсем не так. Ахейцы пришли в Грецию с севера, ассимилируя, а то и уничтожая местные негреческие племена, получившие в истории название пеласгов. На этих обломках древнейших культур энеолита и ранней бронзы им удалось построить новый мир — микенскую цивилизацию, мир воинов и крепкостенных цитаделей, мир силы и золота.

Впрочем, и их время на Крите весьма ограничено: уже в начале XII века до н. э. микенская цивилизация придёт в упадок и на острове, и на материке. Этот процесс связывают с дорийским вторжением — массовым переселением с севера на Пелопоннес племенных групп дорийцев и ростом их влияния в этом регионе.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее