№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Граффити, фрески и жертвы в Квартале Непорочных Возлюбленных

Археологи давно уже работают в содружестве со специалистами других наук – от палеозоологов до палинологов. Новое открытие в Помпеях демонстрирует образец сотрудничества археологов с… психологами, которое дало очень интересные результаты.

Квартал Непорочных Возлюбленных. Вид на раскопки с туристической дорожки, прямо под зрителем мельничные жернова пекарни / Parco Archeologico di Pompei.

Объектом исследования стали граффити – сохранившиеся на стенах рисунки углём – в Доме Непорочных Возлюбленных. На самом деле, дом этот не отдельное жильё, а целый комплекс помещений различного назначения: от жилого до производственного, принадлежавших разным хозяевам. Этот квартал «по-современному» пристально изучают довольно давно – с 1987 года, получая всё новые данные о быте древних римлян. Одновременно с археологическими исследованиями квартал был доступен и для туристов, правда, лишь в составе группы в определённые часы работы Археологического парка Помпей и по фиксированному маршруту. Для этого прямо над раскопками сооружена система металлических подвесных дорожек.

Несколько помещений в одном из домов комплекса, в Доме Комнаты с колоннадой, были превращены в отдельное жильё, которое, по мнению Габриэля Цухтригеля, директора археологического парка Помпей, сдавали внаём. Перистиль – внутренний садик дома, где обычно выращивали декоративные растения и прогуливались в тенечке под сенью портика, – в этом жилье получил хозяйственное назначение. Во дворике сохранились амфоры, уложенные горкой горлышками вниз, импровизированные клумбы, обложенные по кругу камешками, где выращивали овощи, и даже керамические плитки для ремонтных работ.

1_Внутренний дворик ставший хозяйственным.jpg
Внутренний дворик, ставший хозяйственным / Parco Archeologico di Pompei.

Однако рисунки углём на его стенах к хозяйственным нуждам не относятся, хотя таких нам известно немало: и списки продуктов с ценами, и табличка рыночных дней в разных городах, и меню на несколько дней. Но граффити на стене дворика в Квартале Непорочных Возлюбленных – это рисунки типа «палка-палка-огуречик»: контурные очертания маленьких ладошек и три сюжетные сцены. Они сделаны на высоте всего 20-50 см от уровня пола.

5_Угольный контур ладони на стене и одна из сюжетных сцен.jpg
Угольный контур ладони на стене и одна из сюжетных сцен / Parco Archeologico di Pompei.

Сюжетные сцены археологи интерпретировали как «игру с мячом», «охоту на животное, похожее на кабана» и «пару гладиаторов». К изучению рисунков привлекли учёных с кафедры детской нейропсихиатрии из Неаполитанского университета имени Фридриха II, и они подтвердили то, что археологи и сами заметили – рисунки сделаны детской рукой. Рукой, как сейчас сказали бы, дошкольника, ребёнка (или нескольких детей) лет 5–7. Важное уточнение: по мнению специалистов по детской психологии, юный художник (или художники) хорошо знал то, что рисовал, хотя рисовать не умел.

7_Сюжетные сцены в виде граффити на стене двора.jpg
Сюжетные сцены в виде граффити на стене двора / Parco Archeologico di Pompei.

Но где же малолетний помпеец 2000 лет назад мог стать свидетелем охоты группы людей на животных или поединка двух бойцов? Синьор Цухтригель и его коллеги считают, что это могло происходить на гладиаторских играх.

Амфитеатр в Помпеях был построен в первой половине I века до н. э., и на сегодняшний день это самый древний из сохранившихся римских амфитеатров. Он был рассчитан на 20 тысяч человек. Как известно из дошедших до нас источников, на представлениях присутствовали жители не только Помпей, но и соседних городов. Более того, стены Помпей сохранили даже объявления о гладиаторских играх – с указанием имени устроителя, количества пар гладиаторов и даже особых условий в амфитеатре (например, защитный тент от солнца над трибунами).

8_Амфитеатр Помпей. Современное состояние.jpg
Амфитеатр Помпей. Современное состояние / Parco Archeologico di Pompei.

Кроме угольных рисунков, открыты и другие, нанесённые красным минеральным пигментом, – это «нокаут двух спортсменов» и «рыболовная сцена» с изображением двух больших лодок, окруженных рыбой.

2_Рисунки красным пигментом 1.jpg
3_Рисунки красным пигментом 2.jpg
Рисунки красным пигментом / Parco Archeologico di Pompei.

Ещё одно открытие совершено во входной зоне другого дома квартала – «Дома Художников за работой». Там археологи раскопали скелеты двух жертв извержения Везувия – женщины и мужчины преклонного возраста. Предположительно, они укрылись за входной дверью во время первой фазы катастрофы и погибли, когда сыпавшиеся на город лапилли заполнили и сам дом.

6_Скелеты погибших в Доме Художников за работой.jpg
Скелеты погибших в Доме Художников за работой / Parco Archeologico di Pompei.

Кстати, дом получил такое интересное название, потому что во время извержения в нём проводили ремонт. И в одном из помещений археологи обнаружили инструменты художников, пигменты в горшочках, приготовленные для росписи стен фресками, и разметку на оштукатуренной стене. Фрески в комнатах этого дома действительно замечательные, что подтверждают и вновь открытые росписи.

9_Комната с росписью 4 стиля в доме Художников за работой.jpg
Комната с росписью четвёртого стиля в Доме Художников за работой / Parco Archeologico di Pompei.

Комната отделана фресками «четвёртого стиля». Верхняя часть стен украшена тонко выписанными на белом фоне изображениями мифологических персонажей вроде грифонов и кентавров, а также божеств в архитектурных фантазиях. Средний регистр состоит из чередующихся красных и чёрных панелей. Красные, как и положено «четвёртому стилю», содержат сюжетные картины на темы античной мифологии, а чёрные – вспомогательные рисунки (амуров и цветочные гирлянды). Цоколь разделён на сегменты с красным и жёлтым фоном с небольшими рисунками.

Сюжеты двух из картин знакомому с греческой мифологией определить несложно. Один из них – Персей, который показывает Андромеде отрубленную голову Медузы Горгоны через отражение в воде. А сцена на второй картине интерпретирована как очищение героя от скверны пролитой им крови, которое обычно даровали боги невольному убийце.

11_Картины с мифологическими сюжетами в комнате Дома Художников за работой.jpg
Картины с мифологическими сюжетами в комнате Дома Художников за работой / Parco Archeologico di Pompei.

А вот картина на третьей стене, к сожалению, уменьшена за счет прорезанного окна, поэтому неполна, но сюжет её не относится к мифологии. Художник изобразил ребёнка в дорожном плаще с капюшоном в окружении горы виноградных гроздей и плодов граната, у его ног сидит маленькая собачка. Может быть, это портрет одного из членов семьи, проживавшей в доме?

10_Картина с изображением мальчика и собаки в комнате Дома Художников за работой.jpg
Картина с изображением мальчика и собаки в комнате Дома Художников за работой / Parco Archeologico di Pompei.

Удивительно, как, казалось бы, изученная территория в древних Помпеях раз за разом преподносит археологам сюрпризы!

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее