Был ли Менделеев лидером?
Об инфантилизме, стремлении к научной деятельности и о том, стоит ли быть лидером, мы поговорили с доктором психологических наук Марианной Сачковой, профессором кафедры общей психологии РАНХиГС, профессором кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ. Беседа состоялась на родине Дмитрия Ивановича Менделеева в Тобольске.
— Марианна, сейчас принято считать, что инфантильные молодые люди не могут достичь значительных успехов в жизни. Но если взять в качестве примера Дмитрия Ивановича Менделеева – разве он не рос инфантильным? В достаточно благополучной семье, без серьёзных проблем, даже поступать в университет его повезла мама?
— Как мы знаем по немногочисленным источникам о детстве и юности Дмитрия Ивановича, именно в школе строгого интереса к тем или иным предметам, к той же химии у него не наблюдалось, а по некоторым предметам даже были неудовлетворительные оценки – например, по каллиграфии или латыни. То, что ему не нравилось, не поддерживало его интерес, было ему не так важно, и поэтому мы можем сказать, что Митя Менделеев в этом плане сильно не отличался от современного подростка. Не знаю, называть ли это инфантилизмом – это было просто время его детства, которое он испытывал и переживал, это его жизненный опыт. Вы верно подчеркнули, что взрослые больше влияли и на его выбор будущей профессии, и на то, куда его отправить учиться. Он в то время слушал авторитетных для себя взрослых. В тот момент эти функции, в том числе и материальное обеспечение семьи, взяла на себя его мама.
— Мне всегда была интересна её личность. У неё было 16 детей, правда, выжили только 9 из них. Почему именно последнего, Митю, она решила обязательно вывести в люди, всеми правдами и неправдами добиться, чтобы он учился в столице?
— Я думаю, что здесь два фактора могли сыграть свою роль. Может быть, их было больше, но про них мы уже не узнаем. Первый фактор – Митя младшенький, а к таким у мам обычно особое отношение, им достаётся больше любви, заботы. Ей хотелось довести всё до ума, успокоиться: что он поступил, что всё будет хорошо. Это с одной стороны, а с другой, я думаю, наверняка она своим чутким сердцем видела, что это не такой простой ребёнок, что у него есть склонность к наукам. У него был очень высокий познавательный интерес. Даже когда он приходил на стекольный завод в Аремзянах под Тобольском, которым мама заведовала, его очень интересовало, как происходит процесс варки стекла с точки зрения химии и физики. Может, конечно, на тот момент она ещё не думала, что он вырастет в гениального учёного, но понимала, что такой интерес нужно обязательно поддержать.
— Как вы считаете, у современной молодёжи есть такой же высокий познавательный интерес?
— Последние психологические исследования говорят, что познавательная активность у современного подростка очень высокая. Просто здесь есть некоторые нюансы, почему возникает такой интерес: он обусловлен именно тем, что современный подросток развивается в эпоху очень активной цифровизации и, я бы даже сказала, избытка информации, при этом не для познания, а для восприятия. Иногда это может приводить к излишней тревожности, невротизации современного поколения.
Марианна Сачкова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии РАНХиГС, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ. Фото: Н. Лескова.
— Почему так происходит?
— Когда слишком много информации, она может становиться негативным фактором. Нам сложно не быть в информационном потоке, потребление информации происходит подчас намного интенсивнее, чем мы можем усвоить. Здесь вопрос, что с этим может делать современная молодёжь. Оно может активно потреблять, впитывать как губка, но при этом оставаться на том же уровне развития.
— Как думаете, можно сподвигнуть современную молодёжь к научной деятельности?
— Научная деятельность – это не только поиск чего-либо нового для личных целей, удовлетворение своего интереса, это всё-таки в первую очередь общественная функция. Наука нам нужна, прежде всего, чтобы отдавать её достижения обществу, совершенствовать его. Так вот, с тем, чтобы отдавать – сейчас проблема, потому что современная молодёжь другая. Для неё личные интересы, свои ценности и успех намного важнее. Налицо смена ценностных ориентиров.
«Лучше пожить для себя, поискать что-то год-другой-третий»… Да. Это на самом деле актуальный вопрос, и он очень характерен для современного поколения примерно, рождённых с 2000-х годов – миллениалов, так называемое «поколение Z».
— А почему именно «Z»?
— Это терминология авторов концепции поколений (американцы Уильям Штраус и Нил Хау – прим. ред.). Предыдущие поколения – «великое поколение», «бэби-бумеры», потом X, Y, Z. Следующие мы будем называть уже греческими буквами, например, поколение родившихся с 2015-го года – будет поколением альфа, и у него будут свои особенности.
— Что тогда делать в ситуации, когда родители встревожены, понимают, что надо дать сыну или дочери образование, поставить на ноги, а подросток никакой приверженности этой идее не демонстрирует?
— Очень сложный вопрос. Понятно, что единого рецепта здесь не может быть, мы можем лишь рассуждать на тему. Но правильно было бы всё-таки начать с выявления интереса у ребенка. Например, как ни банально это звучит, я бы очень рекомендовала родителям и учащимся обращаться за психологической помощью, к специалистам, которые занимаются вопросами профессионального самоопределения, они помогут выявить доминирующие интересы. Однако не только интерес важен: нам может быть что-то очень интересно, но при этом у нас может не быть возможности это реализовать, или, например, отсутствовать к этому способность. Здесь тоже может помочь разобраться психолог. В особенности это необходимо в период с 9 по 11-й класс, может, даже стоит с конца 8 класса этим заняться. Я считаю, что это очень полезно. Не все готовы это оценить, и правильно вы подчеркнули, что очень многие современные подростки как раз в таком состоянии: «а я не знаю, что мне интересно» или «мне всё интересно, я всё хочу попробовать, а вы меня хотите в жёсткие рамки поставить». Они такого не любят.
Фотография табеля успеваемости Д. И. Менделеева 1846 г. Из экспозиция в новом здании Тоболькой гимназии. Фото: М. Абаев.
— И авторитеты перестали работать...
— Авторитеты, конечно, есть. Нельзя сказать, что авторитет родителей у современного поколения сильно страдает: даже у подростков, которые часто конфликтуют со своими родителями, всё равно они зачастую остаются авторитетами. Поэтому путь такой – через интерес и возможности. К сожалению, нам может казаться, что для подростка что-то является лучше, и чаще всего родители на чём-то настаивают. Например, подросток говорит, что ему интересна психология, он хотел бы быть психологом, а ему говорят: «Что ты там заработаешь? Вот у нас есть предприятие, ты должен пойти обучиться определённой специальности, тебя на это предприятие возьмут, у тебя всегда будет хлеб с маслом». И чаще всего это приводит к тому, что через определённый период времени уже не ребёнок, а взрослый сталкивается с кризисами в своей жизни. Самый известный – кризис среднего возраста, когда начинаешь переосмысливать и более сознательно понимать, что сделал не тот выбор. И начинаются мучения: в лучшем случае, человек идёт и получает другое образование, которое хотел иметь всю жизнь, но так бывает далеко не всегда.
— Поэтому лучше попытаться найти себя раньше?
— Да. Понятно, что в современных условиях это сложно сделать, но когда это не подкреплено никаким интересом, то человек начинает хуже выполнять общественную функцию, хуже учится и так же хуже работать.
— И, наверное, быстрее выгорает?
— Выгорает очень быстро. Это снижает эффективность труда и приводит к личным кризисам.
— Ещё одна тема, которая сейчас на слуху – лидерство. Стало очень популярно «выращивать лидеров». Повсеместно открываются школы, курсы… Возможно ли из каждого ребёнка вырастить лидера и нужно ли это делать?
— Очень интересные вопросы. Сначала про возможности. Есть теории, которые предполагают, что лидерами рождаются, а есть те, в которых утверждается, что лидера можно и нужно воспитывать. На самом деле, противопоказаний к лидерству практически нет. Понятно, что если мы берём случаи отклонений, сильных акцентуаций, например, возьмём человека, отрешённого от всего, интроверта – про его лидерство, скорее всего, можно забыть. Но есть те, кто осознанно хотят быть лидерами.
Вот тут начинается самое любопытное. В общественном поле мы всегда говорим про лидерство только с яркой, позитивной стороны: «лидеры – это круто, вас все любят, обожают». Кто такой лидер – это «шагающий впереди». Но мы почему-то всегда при этом забываем или специально не акцентируем вторую сторону лидерства: о том, что это высокая степень ответственности – ты её несешь не только за себя, но и за тех, кто шагает за твой спиной; ты часто не можешь совершить ошибку, потому что тебе верят. Если ты совершаешь ошибку, и она отразится на окружающих, то падать вниз будет намного больнее, чем если бы ты шёл в «середине строя». Да, если у человека есть стремление быть лидером, то многие лидерские качества можно развивать: есть специальные программы, тренинги – всё это можно делать.
— Что относится к лидерским качествам?
— Это коммуникативные способности, ораторское искусство, умение донести свои мысли до окружающих, сплотить команду – этому всему можно научиться. Поэтому на первый вопрос мы отвечаем: можно научить лидерству, если есть желание. На второй вопрос частично мы уже ответили: нет, не всегда этому нужно учиться.
— Если все будут лидерами, то кого же они поведут за собой? Или будут идти к своим целям в одиночку?
— Понятие «одинокий лидер» очень странное – лидер ты, потому что за тобой идут последователи. И, на мой взгляд, это некий общественный миф – чтобы все становились лидерами. Он возникает, чтобы стимулировать людей стать лучше,
— Считается, что лидер – это некий идеал для других, это не так?
— На самом деле это совсем не так, люди должны быть разными, и именно этим они хороши. Самое главное – нужно исходить из своей природы и понимать, что везде есть свои плюсы и минусы. Я пока упомянула только про один минус – это высокая ответственность, а есть и другие. Если ты лидер в какой-то группе, то должен много тратить на неё своих жизненных ресурсов. Лидер – это не тот, кто даёт указания, а сам сидит на троне. Он сам включён в процесс, постоянно его сопровождает, он больше всего тратит времени, сил, здоровья.
Менделеев (в центре)на Кушвинском заводе во время Уральской экспедиции 1899 года. Колоризованное фото. Источник: Wikimedia Commons.
— И у него не остаётся личного пространства.
— Абсолютно верно. У него страдают семья, его дети, если мы говорим про взрослых людей. Поэтому, когда люди начинают взвешивать на весах «за» и «против», большинство не хотят быть лидерами в этом понимании слова. А вообще это понятие во многом мифическое. Часто, когда говорят на эту тему, подменяют понятие лидера на успешного человека. Например, лидер в науке, лидер в спорте: в любом деле тебя можно назвать лидером, если ты делаешь что-то лучше других. Наверное, общественность хочет видеть именно таких людей – успешных, самореализовавшихся, полноценных членов социума. Но это не равно лидеру, про которого мы только что говорили, это человек, скорее, наиболее авторитетный в своей сфере деятельности.
— Менделеев был лидером в этом смысле или только успешным человеком, учёным?
— Возможно, и то, и другое, но в большей степени он был, конечно, непререкаемым авторитетом в науке. Думаю, что у Дмитрия Ивановича были проблемы с формированием группы, которая бы отстаивала его интересы. По некоторым косвенным признакам, изучая биографию Менделеева, мы видим, что он достаточно часто был в чём-то одинок.
— И характер у него был довольно-таки принципиальный и конфликтный. Чего стоит только его уход из университета!
— Да, и это вроде как тоже не характерно для лидера в классическом понимании, про которого мы с вами говорили. Так что, наверное, Менделеев – это не типичный лидер. Но он был лидером научной школы. Бывают лидеры небольших групп, а бывают лидеры масс, такие люди, которые вдохновляют на что-то, то, что Макс Вебер (немецкий философ и политэконом конца XIX – начала XX вв. – прим. ред.) назвал «харизматическим господством». И мне кажется, авторитет Менделеева в науке был связан как раз с харизматическим лидерством.
— Он до сих пор остаётся харизматическим лидером?
— Да, потому что он как тогда вдохновлял студентов и учёных к свершениям, так и сейчас. Мы знаем, что у него было много учеников, которые сами стали выдающимися учёными в разных отраслях. Если посмотреть всех студентов, которые учились у педагога Менделеева, их будет даже трудно посчитать. Поэтому его можно назвать успешным лидером, тем, кто задаёт тенденции в науке.
Материал подготовлен в рамках Фестиваля идей имени Менделеева, проходившем с 6 по 9 февраля 2025 года в городе Тобольске. Организатор фестиваля – проект «Книги в городе» при поддержке Администрации города Тобольска и компании «Сибур».