Из истории фамилий. Март 2015 №3

Раздел ведёт Владимир Максимов, директор Информационно-исследовательского центра «История фамилии».

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Пишу вам из деревни Матросы, Республика Карелия. Почта у нас давно закрылась, поэтому могу обратиться только по электронной почте. Давно хочу узнать происхождение фамилии моей мамы: Аментова. Знаю, что в России с такой фамилией пара человек и то мои родственники. Дед родом из Казани (Аментов Борис Константинович, 1912 г.р.). Другие родственники с такой фамилией не известны. Огромная просьба написать в вашем издании. Всей деревней будем ждать.

Заранее спасибо. Алексей

Аментов

Фамилия действительно даже не редкая, а штучная. Поэтому сложно уверенно сказать, где её малая родина: в Казань ваш дед или его предки могли переселиться и из иных мест. А в России, как и в других странах, много загадочных фамилий, возникших в результате «обкатки» местными говорами различных диалектных или иноязычных имён и прозвищ и даже фамилий. Но могу высказать предположение. В Поволжье известны и другие фамилии, на слух — русские, но восходящие к именам и прозвищам германского происхождения, что неудивительно, поскольку здесь уже со второй половины XVIII века обосновалось большое число немцев. Этому способствовала проводимая российским правительством политика привлечения западных иностранцев и жителей перенаселённых западных областей Российской империи на малозаселённые, но пригодные к хозяйственному использованию земли. Законодательную основу для такого переселения составили Манифесты императрицы Екатерины II от 22 июля 1763 года и её внука Александра I от 20 февраля 1804 года, а также Привилегия императора Павла I от 6 сентября 1800 года. Политику переселения российские правители проводили и в последующие годы. В результате численность немцев в Поволжье к началу XX века оказалась столь значительной (почти 400 человек), что после Великой Октябрьской революции на территории их компактного проживания была создана Автономная республика немцев Поволжья (АССРНП). Потомки многих колонистов со временем обрусели, давали детям русские имена и даже изменяли написание своих фамилий в соответствии с распространённым в России обычаем. Ещё в начале XX века здесь довольно часто встречались фамилии Аменд, Амендт и Амент. Все они отражают разные варианты произношения и записи одного и того же немецкого прозвища, которое означает буквально «живущий на краю села» — am Ende (на краю). Именно так оно первоначально отражалось и в грамотах. Например, в списках жителей немецкого городка Гисена (Gie?en) в 1594 году упоминается Peter Am Endt. Со временем возникла традиция записывать это прозвище слитно — Амендт и появились варианты Аменд и Амент; от последней формы, в свою очередь, и могла быть образована фамилия Аментов.

Впрочем, нельзя не упомянуть и о другом возможном источнике — церковном имени Евмений. Оно пришло с христианством из древнегреческого языка, в котором означало «благосклонный, милостивый». На Руси это имя переиначивали по-разному: Евмен и Евментий, Ментий и Меня. В украинских говорах отмечен и такой вариант, как Амен, а в списках жителей Белорусского Полесья в 1846 году записан некий Аментий Васильев сын Контарас, житель деревни Бережное. Подобные формы имени Евмений могли быть знакомы и жителям других мест или «принесены» в Поволжье переселенцами. Учитывая же исключительную редкость вашей фамилии, могу утверждать, что окончательный вывод о том, при каких обстоятельствах она была образована, можно сделать только после архивных изысканий. Нельзя исключить даже того, что фамилию изменил ваш прадед, например, в годы Первой мировой войны, когда быть «германцем» в России было и не очень приятно, и карьере могло помешать. И хотя сыну его, как вы, наверное, знаете, удалось дослужиться до чина начальника почтового отдела облуправления связи в городе Николаевске-на-Амуре, в 1938 году он всё-таки был репрессирован — по статье «за контрреволюционную деятельность».

***

Расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии Карин (Кировская область).

С уважением Виктор Максимович Макаров (г. Ижевск).

Карин

Фамилия не входит в число распространённых, но издавна известна и во многих других регионах России, например на Брянщине, Тамбовщине, в Поволжье и Южной Сибири. Её появление связано с разными источниками.

Один из них — краткая форма нескольких канонических церковных имён: от весьма распространённого в прошлом Карп (в переводе с древнегреческого языка означает «плод») до редчайших Карион, Кар, Карисс, Каритон и Карилипп. Другим источником является нецерковное имя-прозвище Карий. В основе фамилии может лежать мирское имя Кара («наказание»). Например, известно, что на Руси в прошлом существовали имена-обереги с весьма необычным, по современным представлениям, значением: Беда, Кручина, Неудача, Золотуха и т. п. Наши предки полагали, что имя Кара, как и другие «опасные» имена, может отпугнуть нечистую силу. И наконец, в разных регионах имя Кара могло восходить к другим значениям: среди жителей Русского Севера — к диалектному названию деревянного корыта, а в южных и восточных областях Московской Руси — к тюркскому имени Кара («чёрный»), которое у самих тюрков употреблялось и как прозвище со значением «сильный», «боевой».

С первой трети XVII века в грамотах встречается и упоминание семейного прозвания Карин. Например, в 1627 году в городе Галиче (костромские земли) губным старостой был Константин Карин.

Другие статьи из рубрики «Из истории фамилий»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее