№08 август 2022

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Страницы: Пред. 1 ... 409 410 411 412 413 ... 516 След.
RSS
Мозг - это просто, френология или методология?
Вася из Минска
Цитата
Из каких конкретно животных инстинктов "выросло" религиозное чувство человека?
У меня экзамен послезавтра по астрономии и если можно я пока коротко, а то меня на все не хватит если глубоко копать(как не хватило на вашу тему про гены, я ее просто не осилила, хотя теперь после курсов вижу что там очень многое соответствует вполне научным последним исследованиям)
Инстинктивность религии и ее развитие и угасание с развитием интеллекта человека - это отдельная длинная история. В двух словах можно сказать, что это инстинкты привязывающие животное к окружающему пространству и сверхзначимость окружающего.
В лекциях Дубынина есть область, где он описывает

Цитата
Как происходит выбор поведенческой программы?
Судя по всему, выбор из «меню» возможных программ идет в три этапа:
1. Из всего многообразия программ выбираются («предварительно активируются») только те, которые связаны с удовлетворением доминирующей потребности.
2. На основе информации от сенсорных центров и ассоциативной теменной коры оценивается соответствие программ текущим стимулам, поступающим из внешней среды.
3. Учитывает «индивидуальная история» программы (ее «вес»), то есть общее
число реализаций и доля успешных реализаций.
доминирующие потребности здесь - например дыхание, жажда голод и т.д. а для выбор веса программы приводится простой яркий пример - вы собрались поесть и это было важно, но увидели, что в дом заползла змея, сразу стало не до еды так как потребность в безопасности сделало вес последней программы в 95% и все остальное отошло на задний план.
Так вот человек часто менее зависим от окружающего пространства, чем животное и первые религии были именно обожествлением сил природы - духи леса, рек озер и т.п.
Животное приоритетной программой выбирает окружение, инстинктивная сверхзначимость окружения -это главный религиозный инстинкт по моему мнению

Человек постепенно отделяется от окружающего. Причина этих процессов коренится в биофизике. Есть курс БИОФИЗИКА от неживого к живому, я вот тут собрала по ней несколько первых лекций которые выложены в Ютубе, пока запись на осень не открыта, может будет позже. Там несколько преподавателей, есть очень пожилой джентельмен, довольно консервативных взглядов, и есть и молодые, наоборот самых современных.
Так вот одна из частей этих лекций и собственно весь курс будет посвящен тому как из неживого возникали живые объекты,  динамика систем.



В общем в двух словах моя мысль выглядит так - постепенное отделение живого от окружения в самостоятельную энергетическую систему на определенном этапе эволюции живых систем создало период осознаваемой зависимости от окружения, сверхзначимости этого окружения и как результат обожествление природы.  У животных этот период возник как зачаточное осознание окружающего как отдельного от себя пространства на фоне тотальной зависимости от него, поэтому не особенно заметен внешнему наблюдателю.

По датировкам могу согласится с Макрофагом, что если речь идет о духовных аспектах то, можно принять и эти(4-6 тыс лет).  Эти датировки - тоже отдельная длинная история.
Изменено: Лилия Шаройко - 13.06.2018 18:06:07
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
1. Из всего многообразия программ выбираются («предварительно активируются») только те, которые связаны с удовлетворением доминирующей потребности.
2. На основе информации от сенсорных центров и ассоциативной теменной коры оценивается соответствие программ текущим стимулам, поступающим из внешней среды.
3. Учитывает «индивидуальная история» программы (ее «вес»), то есть общее
число реализаций и доля успешных реализаций.
То есть тогда должны быть люди с психическими расстройствами, у которых есть какие-то нарушения в центрах ответственных за выбор программы из-за чего происходит сбой в выборе программы для удовлетворения доминирующей потребности? Т.е. есть люди которые не могут адекватно оценивать ситуацию и спокойно продолжать жевать бутерброд рядом с гремучей змеёй? Для подкрепления теории так сказать.
Изменено: janmik - 13.06.2018 18:06:21
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
Т.е. есть люди которые не могут адекватно оценивать ситуацию и спокойно продолжать есть рядом с гремучей змеёй?
Это не совсем так. Дубынин в лекциях еще говорит, что теоретически выбор программы может быть скорректирован с учетом так сказать упертости индивидуума
:)
(есть такая поясная извилина. которая занимается сравнением планов и результата действий и передает дальше свои соображения лобной доле коры ,а та как бы решает че делать будем)

И человек продолжающий программу не смотря на внешние как бы плохие результаты вполне может оказаться прав. Поел себе спокойно, потом грохнул змею (или она сама поняла что ей тут вообще-не особенно хорошо и уползла в более комфортное место) и пошел себе дальше насвистывая.

Все это  -и корректировка программы в зависимости от обстоятельств и  продолжение программы не смотря на внешние негативные реакции среды является нормой в каком то диапазоне отклонений от идеальной корректировки которой конечно в природе не существует
Изменено: Лилия Шаройко - 13.06.2018 18:14:59
Спасибо за ответ. Наконец-то тут предметные разговоры пошли. Можно заглядывать иногда.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
Макрофаг пишет:
В моём  обращение к Петру Тайгеру, говорится о том , что человечество и через 3300 лет останется в плену религиозных верований и только часть людей посетит здравомыслие
ОК. Согласен.
Цитата
животное происхождение религиозного чувства как благоговейный трепет перед "высшим существом" - будет проявляться пока человек существует как вид.
А это под вопросом. "Благоговейный трепет", это скорее эмоция, а не представление.
Цитата
Как говорил В. В. Путин , во время "горячей линии"...
Угу. Я сразу вспоминаю, что говорил Леонид Ильич на последнем пленуме.
Ну, если он так говорил, то, конечно, вне критики.
Цитата
Атеизм основан на вере в несуществование Бога.
Об этом часто говорят, однако надо разобраться. В действительности атеизм основан на отсутствии доказательств или каких-либо признаков существования Бога.

Цитата
Вася из Минска пишет:
Каким образом и в чём конкретно "религиозные чувства коренятся в животном происхождении человека"? Есть ли у животных какие-либо зачатки религиозности?
Насчёт "конкретно" трудно сказать, я же говорил там: "неопровергаемое утверждение". Всё, что есть у человека, это результат эволюции от животных.
А зачатки религиозности у животных в той-же мере, в какой у них есть зачатки мышления. Религиозность - неизбежное свойство мышления. Говорить более конкретно, так надо конкретизировать определения религиозности и мышления.
Цитата
Так как вера пусть и в предполагаемого Бога, придаёт человеку уверенность в то, что всё в его судьбе будет благоприятно и благополучно.
Это вряд ли. Скорее, один из мифов атеистической пропаганды.

Цитата
Макрофаг пишет:
Теперь и выявляется , что организм в прямом смысле настроен на веру
То, что вы пишите скорее показывает, как к вере приводят нарушения здоровья.
Цитата
Один из этапов - период доверчивого обучения.
Я бы сказал - не только период. Человеку вообще свойственно доверять. Без этого невозможна социальная жизнь. Однако, это не мешает атеистам относиться к религии критически.
В споре не рождается истина, но убивается время.
eLectric:
Цитата
Насчёт "конкретно" трудно сказать, я же говорил там: "неопровергаемое утверждение". Всё, что есть у человека, это результат эволюции от животных.
А зачатки религиозности у животных в той-же мере, в какой у них есть зачатки мышления. Религиозность - неизбежное свойство мышления. Говорить более конкретно, так надо конкретизировать определения религиозности и мышления.

Лилия Шаройко:
Цитата
Так вот человек часто менее зависим от окружающего пространства, чем животное и первые религии были именно обожествлением сил природы - духи леса, рек озер и т.п.
Животное приоритетной программой выбирает окружение, инстинктивная сверхзначимость окружения -это главный религиозный инстинкт по моему мнению
……….
В общем в двух словах моя мысль выглядит так - постепенное отделение живого от окружения в самостоятельную энергетическую систему на определенном этапе эволюции живых систем создало период осознаваемой зависимости от окружения, сверхзначимости этого окружения и как результат обожествление природы.  У животных этот период возник как зачаточное осознание окружающего как отдельного от себя пространства на фоне тотальной зависимости от него, поэтому не особенно заметен внешнему наблюдателю.


В общем и целом – это правильно и не вызывает вопросов. Но мой вопрос стоял о конкретном или конкретных инстинктах животных, которые были так сказать предтечей и началом начал будущей религиозности у людей. И так как никто не ответил на мой вопрос так как я хотел увидеть ваш ответ, то придётся мне кратенько ответить самому на него.

Как я считаю, непосредственными предначальными причинами человеческой религиозности были следующие животные инстинкты:

1.Инстинкт самосохранения в конкретном инстинктивном Страхе смерти.
Всем известно выражение: «Страх божий». Именно инстинктивный страх смерти у животных, переданный затем в ходе эволюции человеку был одной из базовых причин возникновения религиозности у человека. Но если у животных этот страх смерти «не далёкий» и потому «не большой», так как животные не могут предвидеть многие природные явления и не могут понимать многие события вокруг них, то с развитием мозга и соответственно разума у человека стали появляться и большее понимание событий вокруг него и больше возможности прогнозировать такое «природное явление» как собственную смерть. А в отличие от животных испытывающих страх только при непосредственной опасности, человек стал испытывать страх собственной смерти чуть ли не постоянно. Чтобы ослабить воздействие этого страха смерти и психологически защититься от него люди с стали придумывать себе бессмертные божества и бессмертную «жизнь» после смерти в потустороннем мире этих божеств. Возможно поэтому некоторые религии, например, у майя или ацтеков были основаны на страхе смерти и настолько сильно, что божество Смерти было у них доминирующим божеством, что в большой степени вредило их психике и миропониманию, в отличие, например, от христианства, где смерть считается преодолимой и бессмертная «жизнь» после смерти возможна, что делает христианство позитивной и жизнеутверждающей религией.

И так животный инстинкт Страха был первой причиной человеческой религиозности.

2.Инстинкт Ритуальных движений или действий с целью получения чего-то желаемого.
Практически нет ни одной религии без ритуальных действий. Откуда они у человека? А вспомните ритуальные действия у животных. Особенно явно видны ритуальные действия связанные с половым инстинктом, когда например самец добивается разрешения на спаривание от самки. Такие ритуальные действия связанные с сексом есть у рыб, осьминогов, каракатиц, кальмаров, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и конечно у человека. Но эти ритуальные действия или некие простые движения у животных показали животным, а затем и появившемуся в ходе эволюции человеку, что если хочешь получить что-то желаемое, например самку, то надо что-то сделать – попрыгать, помахать лапами, хвостом или головой, что-то станцевать, что-то спеть и т.д. и т.п. (примеров из животного мира здесь можно было бы привести миллион). Так это понимание того, что чтобы что-то получить надо что-то сделать в качестве Ритуала передалось человеку и потому у человека возникло естественным образом понимание того, что чтобы на человека обратило внимание божество надо ему что-то сказать – так появились молитвы, надо что-то сделать или что-то не делать, чтобы попасть в загробный мир и «жить» там вечно – так появились проповеди и заповеди, надо что-то построить – так появились храмы, церкви и т.п., надо что-то сделать в виде определённых движений – так появились движения крещения и становление на колени, надо что-то помахать или потереть – так появились многие другие ритуальные действия и движения во всех религиях.

Таким образом – Ритуальные движения и действия у животных были второй предпричиной возникших затем у человека религиозных ритуальных действий и движений.

3.Инстинкт предвидения и предсказания каких-либо событий или действий на основе Определения причинно-следственных связей.
Не вызывает сомнений, что животные способны предвидеть некоторые события и действия. Так некоторые животные могут предчувствовать землетрясения. Так хищные животные и птицы в том числе могут предвидеть действия и движения своих жертв и потому способны действовать на опережение. Так например слоны предчувствуя свою смерть от старости уходят в горы на кладбище слонов и там умирают. Это я всё к тому, что животные могут понимать и действовать по системе «причина-следствие». Это инстинктивное понимание и действие по системе «причина-следствие» передалось затем и человеку. У животных ввиду их «недалёкого ума» причинно-следственные связи понимаются непосредственно при изменении или при воздействии на них окружающей действительности и действовали они тоже практически всегда непосредственно на «раздражитель» и не могли задумываться и искать причину того или иного воздействия на них. Например: подул холодный ветер – животное натопырило шерсть или перья или спряталось в нору или гнездо, появился хищник – убежало от него и скрылось, стало темно – спряталось в гнезде или норе и легло спать, вашло из-за горизонта Солнце и стало светло и тепло – животное или птица начали свою дневную жизнь – и при этом ни одно животное не способно и не может думать о причинах ветра, о причинах появления хищника, о причине наступления ночи, о причинах наличия и восхода Солнца и т.д и т.п.  То человек ввиду уже более развитого мозга стал всё больше и больше задумываться и искать Объяснения причинно-следственных связей между всеми явлениями в природе и всеми событиями вокруг него. Но при этом возникло страшное для человека несоответствие – возросшая потребность в объяснении есть, а достаточной возможности объяснить нет. Что человека и пугало и настораживало и «толкало» на хоть какие пусть и вымышленные, но объяснения того, что он видел, что он слышал, что оно чувствовал. Таким образом, ввиду развития у человека мозга и возникшей вследствие этого у него возможности более глубоко думать над причинно-следственными связями в явлениях природы и событиями вокруг него, но не имея такой возможности понять их и правильно объяснить их – появилось у человека фантазийно-мифическо-мистическое объяснение всех этих явлений природы и событий вокруг него, которые затем оформились и проявились уже в более развитых религиозных мировоззренческих концепциях.

То есть развитие мозга у человека и возникшее несоответствие между желанием и возможностями правильно объяснить явления природы и события вокруг него стало третьей инстинктивной причиной возникновения религии у человека, которая (причина) передалась ему от животного инстинктивного желания Определять причинно-следственные связи между событиями вокруг.

Таким образом, как я считаю, эти три инстинкта у животных были причинами возникновения религиозности у человека.
Изменено: Вася из Минска - 14.06.2018 14:05:27
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Для тех, кто не смотрит телевизор хочу сказать, что есть такая передача на российском «Первом канале» под названием «Звёзды под гипнозом». Довольно интересна она тем, что показывает нам насколько далеки мы от понимания мозга и психики. Особенно меня удивил такой феномен как возможность воздействовать на движения человека при помощи неживого предмета (в 4-й серии, в передаче – это кукла), которую загипнотизированный человек даже не видит, но каким-то непостижимым образом получает от неё информацию и человек чувствует те прикосновения к своим частям тела, к которым прикасается другой человек на кукле, держащий куклу и прикасающийся к тем или иным местам или частям на ней. При этом людям внушаемым и излишне гипнабельным смотреть эту передачу или эти фильмы нужно с осторожностью. Хотя в конце каждой передачи гипнотизёр Иса Багиров делает установки на снятие случайных гипнотических реакций у зрителей и телезрителей.

В связи с этим у меня возникла мысль, а что если и Иисус Христос обладал такими же гипнотизерскими способностями как и Иса Багиров? Под гипнозом можно и накормить двумя рыбами 500 человек, которые будут чувствовать удовлетворение голода, и превратить воду в вино и напоить их им и при этом они будут себя чувствовать и вести себя как пьяные, и можно походить по воде «яко по суху» и при этом все «видящие» это будут убеждены, что это так и есть - и потом они будут рассказывать другим об этих чудесах и описывать затем их в Библии. Одним словом – гипноз и занимательная и вместе с тем сильная и страшная «вещь» - и во многом ещё не объяснимая.
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Вася из Минска пишет:
Как я считаю, непосредственными предначальными причинами человеческой религиозности были следующие животные инстинкты:
1.Инстинкт самосохранения в конкретном инстинктивном Страхе смерти.
Хорошо бы сначала установить, в чём закдючается религиозность и тогда уж видеть связь. Конечно, вера в загробную жизнь характерна для религий. Но для всех ли? И явялется ли определяющей причиной религиозности? Медицина тоже порождена страхом смерти.
Скорее страх смерти, это проблема. А попытки решения проблемы могут быть как идеологическими, так и научно-практическими.
Цитата
2.Инстинкт Ритуальных движений или действий с целью получения чего-то желаемого.
В пример вы приводите брачные танцы, которые религиозным ритуалом никак не назовёшь. Первые религиозные ритуалы связаны только с захоронениями, что у животных отсутствует начисто. Т.е. я не вижу никакого перехода от инстинктивного поведения животных к религиозным ритуалам.
Цитата
3.Инстинкт предвидения и предсказания каких-либо событий или действий на основе Определения причинно-следственных связей.
Не вызывает сомнений, что животные способны предвидеть некоторые события и действия. Так некоторые животные могут предчувствовать землетрясения.
В принципе я согласен, что предчувствие каких-то катаклизмов возможно. Только нет такого инстинкта предвидения и тем более "Определения причинно-следственных связей" у животных. При этом животное, да, фиксирует связь раньше/позже для важных событий. Для моей кошки, например, оказалось достаточно первого визита ветеринара, так что она сразу усвоила, что сигнал домофона предвещает грядущие неприятности с уколом. Но не думаю, что животные различают причинно-следственные связи и временнЫе.
Это неразличение может привести к проторелигиозным представлениям у человека. Фрэзер приводил пример: дикарь на несколько дней уходил из дома. По дороге домой встретил инстранца, а уже дома узнал, что его дочь больна. Он сделал вывод, что появление иностранца явилось причиной болезни. По-моему тут системная ошибка мышления.

Цитата
«Звёзды под гипнозом»
Судя по вашему описанию, это демонстрация классического колдовства.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Это на первом канале такую дичь показывают? Скоро все каналы станут как ТНТ или НТВ, какой там из них дивными открытиями и срыванием покровов отличается.
Вас,я это симпатическая магия, пожалуй самая древняя в мире, еще с неолита известна. Этот Ваш Иса Багиров на пару с Киселевым, случайно, в карту США иголкой не тыкает?
Изменено: janmik - 15.06.2018 00:46:08
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Реплика.
Цитата
eLectric пишет:

....  страх смерти это проблема. А попытки решения проблемы могут быть как идеологическими, так и научно-практическими.
Неплохим примером именно такого подхода может служить  комментарий Карла Г. Юнга в отношении  тибетской "Книги мёртвых", в котором он отмечает, что оная  может быть интересна не только специалистам в области религии, но и обычным кроманьонам. В нынешнее время, конечно же, все это дело продвинулось несколько дальше благодаря использованию   психоделических препаратов. Небезызвестный Тимоти Лири, к примеру, как известно (sorry, почти  тавт.), даже создал соответствующее руководство по этому поводу.  8)
-----------------------------------------------------------------------------------------
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
Страницы: Пред. 1 ... 409 410 411 412 413 ... 516 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Мозг - это просто


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее