Социальные связи передаются по материнской линии

У млекопитающих детёныши «входят в общество» с помощью социальных связей своих мам.

Многие животные живут сложными социальными группами: стаями, колониями, семейными кланами и пр. Здесь, конечно, в первую очередь вспоминаешь общественных насекомых, пчёл с муравьями и термитами и человекообразных обезьян, однако потом на ум приходят и волчьи стаи, и косяки рыб, и сообщества сурикатов, и т. д.

Маленькие даманы учатся социальной жизни у своих мам. (Фото Richard Hanman / www.flickr.com/photos/68906216@N02/6267126962.)
Пятнистая гиена с детёнышем. (Фото Hennie/Corrie Coetzee / www.flickr.com/photos/76392710@N04/8650795905.)
Семья короткохвостых сцинков. (Фото yarren2 / www.flickr.com/photos/29767059@N00/425055321.)

Конечно, у каких-то видов правила социальной жизни попроще, у каких-то посложнее, а некоторые формируют настоящую социальную сеть, где у каждого индивидуума есть свои особенности в том, как он общается с другими. Правила общежития чрезвычайно сильно влияют на жизнь популяции и вида в целом: от внутригруппового политеса зависят и успех в размножении, и распространение инфекционных болезней, и ещё многое другое. Так что нет ничего удивительного в том, что биологи активно исследуют как простые, так и сложные формы социальной организации. Однако большая часть исследований, посвящённых животной «социалке», лишь описывают уже сложившиеся социальные сети. И здесь, разумеется, сам собой возникает вопрос: а как такие сети формируются?

Чтобы его решить, нужно понять, что в социальном плане происходит с индивидуумом с момента появления его на свет и до смерти. Наибольший интерес тут, наверно, вызывает самый начальный этап – то, как растущий детёныш включается в общественную жизнь. Если взять, к примеру, человека, то он социализируется в несколько этапов: в младенчестве он видит большей частью родителей и родственников – бабушек, дедушек, тёть и дядь, ну ещё знакомых родителей, которые приходят в гости. С ними ребёнок довольно долго учится взаимодействовать и общаться, а потом в его жизни наступает детский сад, школа, институт/университет с работой, и окружающий социум раздвигается до невообразимых размеров, он уже не ограничивается каким-то локальным кругом родственников-знакомых. А что у животных?

Зоологи из Пенсильванского университета, создавая виртуальную модель социальных связей, исходили из простого предположения, что у детёныша всякая такая связь возникает либо из материнского окружения, либо сама по себе. Иными словами, появляясь в сообществе, зверёныш либо включается в знакомства матери, либо налаживает взаимоотношения с окружающими, с самого начала руководствуясь какими-то другими признаками – например, общими интересами. В обоих случаях социальная сеть будет по-разному развиваться: если всё начинается с материнских связей, то в итоге сообщество окажется кластеризованным, в нём появятся своеобразные «клубы», у некоторых особей связей будет много, у некоторых мало. Если же всё иначе и материнская социальная сеть не служит образцом, то плотность связей будет более-менее равномерной, и «клубы» – или, если угодно, «банды» – будут не такими выраженными.

Когда полученные модели сравнили с социальным устройством реальных животных (для сравнения использовали пятнистых гиен, даманов, короткохвостых сцинков и дельфинов афалин), то оказалось, что в реальности работает «материнский» механизм – то есть маленькие даманы, дельфины и т. д. наследуют социальную сеть от матери.

По большому счёту, для нас тут нет ничего удивительного – мы ведь тоже предпочитаем знакомиться с друзьями друзей, с теми, кого кто-то из нашего круга уже знает. Подробно про передачу социальной структуры по материнской линии можно узнать из статьи, опубликованной в Nature Communications. Из полученных результатов можно сделать несколько любопытных следствий – например, что статус передаётся от старшего поколения к младшему с помощью вот таких социальных механизмов.

По одной из гипотез, положение в группе может наследоваться генетически, однако, по-видимому, гены тут привлекать незачем – материнские «связи», воспринятые детёнышем, обеспечивают ему то же положение в иерархии, что и его матери. (Здесь опять же трудно не соблазниться аналогиями с человеческим обществом.)

Авторы работы подчёркивают, что такая передача социального капитала может происходить только тогда, когда мать играет большую роль в жизни детёныша – поэтому такая модель, очевидно, в первую очередь работает как раз у млекопитающих.

С другой стороны, у разных видов зверей здесь могут быть задействованы самые разные механизмы, благодаря которым детёныш перенимает от матери «полезные знакомства». Например, у обезьян члены группы предлагают свои услуги в качестве няньки взамен на груминг (то есть взамен на косметические услуги по уходу за шерстью и кожей), и самка может либо принимать такие предложения, либо отвергать.

В других случаях всё происходит менее замысловато: детёныш просто наблюдает, с кем общается мать, пока он растёт рядом с ней. Новые данные, вероятно, пригодятся тем, кто изучает историю человеческого общества: не исключено, что и наш социум со всеми его социальными сетями, как реальными, так и виртуальными, возник на заре эволюции Homo sapiens под чутким материнским руководством.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее