С чего начинается волчанка

Избыток иммунного рецептора, который в норме должен следить за появлением в клетке вирусов, запускает аутоиммунную реакцию с волчаночными симптомами.

Самый старый фотосинтез

В австралийских окаменелостях нашли следы бактерий возрастом более 1,7 млрд лет с мембранными установками для фотосинтеза.

Любовь и дружба – 2023

Социальная жизнь животных иногда до изумления напоминает человеческую – достаточно взглянуть на клещей, которые раздевают своих самок, на воробьёв, которые не любят слишком общительных партнёров, и на гремучих змей, которые по-товарищески успокаивают друг друга.

Котики – 2023

В прошлом году наука значительно продвинулась в понимании того, как котики мурлычут, как играют и почему любят тунца.

Чем занимались исследователи космоса в 2023 году

В 2023 году космический телескоп «Джеймс Уэбб» сделал множество открытий, среди которых обнаружение органических молекул – предвестников жизни – и «невозможных» ранних галактик. А российский космический телескоп «Спектр-РГ» наблюдал вспыхнувшую чёрную дыру вблизи центра Млечного Пути. На самой Земле астрономы открыли космический гравитационный волновой фон, зарегистрировали сверхэнергичную частицу космических лучей и получили «посылку» с веществом астероида.

«А в действительности всё не так, как на самом деле!»

Женщины, которые охотятся, гены, которые не помогают предсказывать болезни, спорт, без которого можно обойтись – плюс ещё несколько научных результатов, которые оказались не такими, как мы могли бы ожидать.

Палеонтологические кости – 2023

Бой динозавра со зверем, трилобит с едой внутри, птерозавр-фильтратор – и ещё несколько древних находок, которые запомнились нам из прошлого года.

Удивительная психология – 2023

Языки учат друг друга различать цвета, планы на будущее усиливают память, а ради бесполезной информации мы готовы терпеть боль – плюс ещё несколько фактов из психологии, которые сумели нас удивить в прошлом году.

Космические миссии 2023 года

В 2023 году стартовало несколько больших космических программ: зонды отправились к лунам Юпитера и астероиду Психея, два космических телескопа – к точкам Лагранжа, а четыре аппарата пытались сесть на Луну. Орбитальные же запуски побили рекорд.

Чем занимались физики в 2023 году

В 2023 году произошло довольно много интересных и важных физических исследований. В итоговом небольшом обзоре расскажем о некоторых из них. Как-то так получилось, что почти все они относятся к микромиру. Речь пойдёт о нейтрино, синтезе сверхтяжёлых элементов, квантовой запутанности молекул, исследовании протона и атома и особняком стоит передача энергии из космоса.

Странная наука – 2023

Шесть научных открытий прошлого года, о которых мы не знаем, что и думать.

Чем занимались биологи в 2023 году

В традиционном дайджесте конца года мы бегло вспоминаем, что в течение года казалось нам более или менее важным в биологии и медицине: от опухолей, которые питаются мыслями, до споров о том, как выглядели первые животные на земле, от обморочных нервов между сердцем и мозгом до получеловеческой почки, выращенной в свинье.

Слёзы гасят ярость

Летучие химические вещества в чужих слезах подавляют злость и агрессию – не только у мышей, но и у людей.