НОВОЕ О КУШАНАХ

Профессор Г. Пугаченкова, научный руководитель Узбекистанской искусствоведческой экспедиции

Дальверзинский клад. Фото Е. Юдицкого. На цветной вкладке - предметы Дальверзинского клада, внизу - золотые бруски с надписями.
На рубеже нашей эры Кушанская империя была одной из могущественнейших среди четырех держав Старого Света. Пунктиром на карте показано, какие огромные пространства она занимала.
Правитель Дальверзина.
Общий вид раскопок.

     Названия «кушаны», «Кушанское царство» мало, что говорят неспециалистам. Это, и не удивительно, поскольку сам факт существования этого огромного государства оставался забытым вплоть до середины XIX века. Фактически же предметом настойчивого исследования история кушан стала в середине нашего века, особенно в последние два десятилетия. Все, что известно науке о кушанах сейчас, - плод объединенных усилий ученых нескольких стран, осуществивших ряд археологических экспедиций на территории Афганистана, Пакистана, Северной Индии и Советского Союза. Среди открытий последнего времени были и сенсационные.

     Уже не первый год Узбекистанская искусствоведческая экспедиция Института искусствознания имени Хамзы (Ташкент) ведет на юге республики археологические исследования давно покинутых древних городищ. Особый интерес представляют памятники Кушанского царства.

     Научный центр по изучению цивилизаций Центральной Азии при ЮНЕСКО называет «кушанскую проблему» одной из кардинальных проблем, от решения которой зависит правильное освещение более чем четырехсотлетнего отрезка истории (I в. до н. э. - III в. н. э.) многих народов Средней Азии, Восточного Ирана, Афганистана, Северной Индии.

     Наша экспедиция извлекла на свет уже немало сокровищ кушанской культуры - памятников архитектуры, скульптуры, живописи. Сокровищем в буквальном смысле оказался и клад золотых предметов времени ранних кушан, открытый в 1972 году на городище Дальверзинтепе, расположенном на правобережье Сурхан-Дарьи (Шурчин-ский район УзССР).

     Долина Сурхан-Дарьи один из богатейших земледельческих оазисов древней Бактрии. Первоначальное название долины нам пока неизвестно. Возможно, оно запечатлено в раннесредневековом ее варианте - Сагапнан или Чаганиан (река - Саган-руд или

     Чаган-руд, правитель - саган-худдат или чаган-худдат). Это местная столица, основание которой падает еще на греко-бактрий-ское время (III - II вв. до н. э.), расцвет - на эпоху кушан (I в. до н. э. - III в. н. э.), после чего город погибает в результате общих социальных потрясений, охвативших всю Среднюю Азию.

     Раскопками установлено, что первоначально городок был невелик. Со временем его древняя часть преобразуется в цитадель - Вышгород, господствовавший над обширным Нижним городом. В период Великих кушан (I - II вв. н. э.) городские укрепления становятся более мощными стены достигают в основании 8 - 9 метров толщины, возводятся массивные башни. Внутри стен располагаются галереи и казематы, а на гребнях - площадки для пращников, стрелков и камнеметной артиллерии.

     Центральную треть Нижнего города занимают кварталы богатых - обширные, многокомнатные жилые дома с парадными и хозяйственными двориками. В его южном районе концентрируется ремесленно-производственная жизнь нами раскопан обширный квартал керамистов и небольшие дома, где жили ремесленники. Еще предстоит определить местоположение правительственного дворца и административной застройки (скорее всего они располагались внутри цитадели - Вышгорода). Один из культовых комплексов обнаружен в загородной зоне - буддийское святилище, богато украшенное скульптурой. Но, вероятно, там были и храмы иных религий, поскольку в кушанской Бактрии сосуществовали самые разнообразные культы.

     Последние три года особое внимание мы уделяли изучению жилых кварталов, которые могут очень подробно рассказать о жизни людей той далекой поры. Исследования трех домов в центральной и северной части города оказались на редкость удачными. Они открыли науке совершенно новые данные по кушанской архитектуре, живописи, прикладному искусству. В одном из таких домов (полевой шифр ДТ-5) мы обнаружили клад золотых вещей. Осенью 1972 года решено было расчистить слои земли под полами раскопанных ранее помещений дома ДТ-5. Это решение было не случайным именно над и под полами концентрируются основные вещественные находки, они-то помогают устанавливать этапы существования того или иного памятника древности.

     Дом ДТ-5 принадлежал состоятельному человеку. В нем было свыше двадцати помещений. В центральную часть входила гостиная - мих-манха и изолированная домашняя молельня. А вокруг по обе стороны от нее размещались сооружения жилого и хозяйственно-бытового назначения. В северном крыле находилась маленькая узкая полутемная комнатка, получившая при шифровке «роковой» номер 13.

     Расчисткой комнаты занимались студенты-практиканты. Оба чрезвычайно горевали, что очень уж «бесплодными» были вскрываемые завалы и забутовки - ни единого черепка! Пробив однажды глинобитный пол, один из них увидел горловину кувшина, запустил туда руку и извлек слиток золота! Так был обнаружен золотой клад.

     Мы никогда не узнаем, какие чрезвычайные события побудили хозяина запрятать свое сокровище, - во всяком случае, сделал он это очень тщательно. Извлечь же клад владельцу так и не удалось (а может быть, он этого не хотел?). Вскоре в доме, в том числе и в этой комнатке, осуществляется перестройка сооружаются лежанки-суфы, многократно оштукатуриваются стены и обновляется обмазка полов. Последние владельцы дома, если судить по найденным тут монетам кушанского царя Хувншке, жили во II веке н. э. Потом дом сгорел. Но клад был, вероятно, зарыт его первыми хозяевами на много десятилетий раньше гибели здания - в I веке н. э.

     Клад уложили в простом глиняном кувшине высотой чуть больше 30 сантиметров. Сюда оказались втиснутыми 115 золотых предметов весом от 876 граммов и до 0,1 грамма тут и дисковидные слитки драгоценного металла, и брусочки, браслетообразные заготовки для ювелирных изделий и разнообразные ювелирные украшения. При укладке некоторые из них были сплющены, другие - сломаны либо разрублены на куски.

     Несомненный интерес представляют небольшие прямоугольные бруски двух размеров (большие - около 8,5 сантиметра и меньшие - около 6,8 сантиметра). На десяти брусках (их всего 21) выбиты заостренным инструментом надписи. Начертаны они письмом кхарошти - особая разновидность индийского письма. Этим письмом пользовались в северо-западной Индии в течение пяти столетий (И в. до н. э. - III в. н. э.). При беглом осмотре в надписях были видны цифровые знаки и можно было предполагать, что это весовые или ценностные показатели золотых брусков. Но окончательный ответ, разумеется, оставался за специалистами. Копии надписей сразу же были отправлены видным ленинградским ученым - М. И. Воробьевой-Десятовсксй и Т. В. Грек.

     Дешифровка надписей, очевидно, скоро станет достоянием науки. Сообщу лишь предварительные итоги дешифровки. Оба исследователя устанавливают дарственный

     Общий вид раскопок.

     характер текстов, в текстах упоминаются некоторые имена и указаны весовые единицы. По палеографическим данным, это ранний стиль письма кхарошти, что вполне согласуется и с археологической датировкой клада - I столетием н. э.

     Таким образом, впервые для всего кушанского периода получены хорошо датируемые надписи на золотых предметах. Их вес в сопоставлении с цифровыми показателями обогатит наше представление о древней метрологии.

     Где сделаны эти вещи? Анализ клада подводит нас к ряду интересных наблюдений. Значительная часть предметов имеет прямые аналогии в памятниках той области древней Индии (ныне это территория Пакистана), которая именовалась Гандхарой. Главным центром ее был обширный, богатый, красивейший город Такшашила-Так-сила.

     Дисковидные литые заготовки-слитки и толстые, слегка разомкнутые браслеты; браслеты со спиралеобразно закрученными концами и спиралеобразные серьги известны по кладам драгоценных вещей, обнаруженных Дж. Маршаллем при раскопках городища Сиркап в Таксиле в так называемых поздних сако-парфянских слоях, датируемых около 60 года н. э. (Подобные клады закапывались в неспокойное время, когда на город надвигались кушанскне войска из Кабулистана во главе с царем Куджулой Кадфизом.)

     Великолепно мужское ожерелье в виде шнуров из золотых нитей, сплетенных «в елочку». Они закреплены на двух цилиндрах, инкрустированных вставками из лиловых рубинов или альмандинов и бирюзы. Эти цилиндры некогда скреплялись очень крупным драгоценным камнем есть для него и петельки, но камня нет - он или утрачен, или так и не был закреплен. Ожерелий такого рода археологами еще не было найдено, но самый тип их хорошо известен. Подобные мужские украшения встречаются в буддийской скульптуре Гандхары.

     Таким образом и надписи, и основная часть ювелирных украшений Дальверзинского клада связаны с Гандхарой. Вполне вероятно, что владелец клада, проживавший в своем богатом доме обширного бактрийского города на Сурхан-Дарье, мог принадлежать к служилой военной знати и участвовать в походах на северо-западную Индию, откуда и привез немалую военную добычу.

     Но есть в этом кладе изделия, сделанные мастерами древней Бактрии. Таково шейное украшение - пектораль из трех спаянных обручей с фигурной пряжкой впереди. В центре пряжки вмонтирована гемма-инталия, резанная на сердолике. На ней профильное изображение бородатого мужа с кудлатой головой, на которую накинута, видимо, шкура. Судя по сюжету - Геракл со скальпом Неймейского льва, - гемма, вероятно, была исполнена в греко-бактрийских камнерезных мастерских.

     Другой предмет. Крупная фигурная бляха - деталь украшения мужского пояса или ножен. На ней отлито изображение фантастического ушастого зверя в обрамлении сердцевидных ячеек для инкрустации драгоценными камнями (см. 8-ю стр. цв. вкладки). Подобные образы создавались фантазией полукочевых народов древнего мира, объединявшихся греками под собирательным названием «скифов». И связаны с так называемым «звериным стилем» степной среды. Такие бляшки известны от Сибири до Крыма. Но они древнее нашей - сделаны в V - IV вв. до н. э. Наша бляха моложе. Характер изображения, инкрустация самоцветами - все это сближает ее с ювелирными изделиями рубежа нашей эры.

     Подробное изучение предметов клада показывает, что даже на предметах этого клада отразился синтетический характер происхождения кушано-бактрийской культуры. Она формировалась на стыке индийских, эллинизированно-азиатских, азиатско-скифских традиций, наслаивавшихся на местную старобактрийскую культуру. Эти особенности кушанской эпохи прослеживаются на памятниках изобразительного искусства - в скульптуре и живописи. Теперь они со всей неоспоримостью предстают и в ювелирных изделиях.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее