Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 38 След.
RSS
Какой должна быть школа будущего, Прежде всего, школа обязана сформировать из ребенка Человека. Не накачивать его знаниями, а изменять, чтобы понимал себя, природу и человеческое общество.
Невозможно утверждать о смене менталитета.  :|  Нет такого, чтобы, например, как бы жили в России чукчи, а вдруг раз - и стали рождаться папуасы.  Это совсем не так, преемственность поколений и культуры очевидна. Тип "сырья" очевиден: по сравнению с советскими поколениями, у новых поколений интеллект ниже, а практическое мышление выше. Связано это, вероятно, с общей деградацией и ухудшением условий жизни, по сравнению с СССР.  

Таким образом, абсолютно очевидно, что в СНГ никакой другой школы, кроме советской, нельзя положить в основу школы будущего. При этом следует, разумеется, учитывать снижение интеллекта и повышение примитивного бытового мышления у новых постсоветских поколений.

Если на вскидку, очень приблизительно, то:

1 Школа будущего - это на 30% уменьшенная в объёме и на 30% облегчённая программа советской школы с соответствующими времени идеологическими изменениями и, вследствие роста "бытового" мышления, усиленным уроком труда.

2 Для новых поколений по уровню сложности прежний техникум - это институт. Прежнее ПТУ - это техникум. Что тогда ПТУ? Возможно, сразу обучение на производстве после начальной специализации на уроке труда. А что тогда институт? Вероятно, трёхлетняя надстройка над техникумом. Что касается университетов, эта практика, как показало время, не оправдала себя.  

3 Разрыв в образовании вследствие военной службы, как показал прежний опыт, негативно складывается на подготовке специалистов. Вероятно, освобождение необходимо сохранить для поступающих на высшее образование, в школе усилив НВП и летние сборы на каникулах.

4 Навязывать основы какой-то одной религии кажется нецелесообразным. Вероятно, предпочтительнее учитывать реальное состояние российского общества и создать предмет вроде "Основ этики и морали" на основе общей морали всех основных религий с раздельным преподаванием.
Фантазёр пишет:
Невозможно утверждать о смене менталитета.   Нет такого, чтобы, например, как бы жили в России чукчи, а вдруг раз - и стали рождаться папуасы. Это совсем не так, преемственность поколений и культуры очевидна. Тип "сырья" очевиден: по сравнению с советскими поколениями, у новых поколений интеллект ниже, а практическое мышление выше. Связано это, вероятно, с общей деградацией и ухудшением условий жизни, по сравнению с СССР.

Ответ:

Согласен с Вами, но утверждать что  россияне  способны к регенерации, т.е. коренным образом изменить ход событий и востребовать лучшее, что было при социализме я бы не стал.  Здесь нужно не практическое мышления, а чтобы образованность стала ценностью у  этноса.

Вы писали:

Таким образом, абсолютно очевидно, что в СНГ никакой другой школы, кроме советской, нельзя положить в основу школы будущего. При этом следует, разумеется, учитывать снижение интеллекта и повышение примитивного бытового мышления у новых постсоветских поколений.

Ответ:
Абсолютно согласен, но для это нужна воля и энергия. Нынешняя власть не обладает ни тем , ни другим, а смена власти не предвидется.

Вы писали:
Если на вскидку, очень приблизительно, то:

1 Школа будущего - это на 30% уменьшенная в объёме и на 30% облегчённая программа советской школы с соответствующими времени идеологическими изменениями и, вследствие роста "бытового" мышления, усиленным уроком труда.

Ответ.
Согласен.

Вы писали:

2 Для новых поколений по уровню сложности прежний техникум - это институт. Прежнее ПТУ - это техникум. Что тогда ПТУ? Возможно, сразу обучение на производстве после начальной специализации на уроке труда. А что тогда институт? Вероятно, трёхлетняя надстройка над техникумом. Что касается университетов, эта практика, как показало время, не оправдала себя.

Ответ:
Согласен. Так как в последнее время мало связан с образованием, то уточнить Ваше утверждение не могу. Меня интересуют Вы связаны с как-то с образованием. И мне интересно сколько  Вам лет.


Вы писали:
3 Разрыв в образовании вследствие военной службы, как показал прежний опыт, негативно складывается на подготовке специалистов. Вероятно, освобождение необходимо сохранить для поступающих на высшее образование, в школе усилив НВП и летние сборы на каникулах.
Ответ:
Не согласен в общем, А в частности да, я думаю нельзя  освобождать молодежь о  службы в армии и делать льготы. Нужно стимулировать желание людей получить высшее образования, а та пусть приспосабливаются.

Вы писали:
4 Навязывать основы какой-то одной религии кажется нецелесообразным. Вероятно, предпочтительнее учитывать реальное состояние российского общества и создать предмет вроде "Основ этики и морали" на основе общей морали всех основных религий с раздельным преподаванием.

Ответ:
Согласен. Вред от того, что власть сверху навязывает примитивные формы религии, очевиден.

Я бы хотел продолжить диалог, чтобы лично для меня понять: какой-же будет школа в будущем.
Хотелось бы от Вас больше конкретики.
Лимарев В.Н.
Цитата
Лимарев Виктор пишет:
Не согласен в общем, А в частности да, я думаю нельзя освобождать молодежь о службы в армии и делать льготы.

Освобождение вернули в 1988 именно по той причине, которую я указал.

Цитата
Лимарев Виктор пишет:
Меня интересуют Вы связаны с как-то с образованием. И мне интересно сколько Вам лет.

Нет, не связан. Мне 37, если это имеет какое-то особое значение... Может, по гороскопу?  :o

Цитата
Лимарев Виктор пишет:
Хотелось бы от Вас больше конкретики.

А где ж я её возьму. Как простой любитель научпопа, я высказал своё мнение в общем. Конкретику спрашивайте у специалистов.
Цитата
Фантазёр пишет:




А где ж я её возьму. Как простой любитель научпопа, я высказал своё мнение в общем. Конкретику спрашивайте у специалистов.
Спрашиваю у специалистов.
Ау, специалисты!
Лимарев В.Н.
andre75,
Звучит прекрасно.
Цитата
Прежде всего, школа обязана сформировать из ребенка Человека. Не накачивать его знаниями, а изменять, чтобы понимал себя, природу и человеческое общество. Он должен знать, что в себе изменить, чтобы достичь цели своей жизни. Изменив себя, он поймет происходящее в мире и в природе. Ему надо помочь это сделать в форме увлекательных бесед. Т.д.
Есть ли такой опыт?  Да есть!. Он в джунглях Амазонки, Африки, Азии. Законы эволюции, очевидно, не совсем совпадают с такими подходами в воспитательном, образовательном процессе. Жизнь человека не бесконечна, а в первые годы жизни природа в большей степени способствует умственному развитию. Упустить это время просто, наверстать невозможно! А кто такой "Человек"? (см. определение в энциклопедиях, wikipedia-x, но лучше в http:\\boris-lyakh.narod.ru)
Позвольте привести пример такого рода, который позволит дополнить общую картину видения мира, более конкретным и неожиданным содержанием. Возьмите и представьте себе двух человек, один из них живёт в тысячном году – другой в тысяча сотом году. Между ними разница в сто лет. И давайте посмотрим, как эти люди будут между собой общаться. Всё то, о чем они будут говорить, в общем-то, реально имело место в тысячном году, реально практически живёт и в тысяча сотом году. Могут быть НЕКОТОРЫЕ отличия: какие-то навыки, какие-то знания, которые являются НОВЫМИ для человека тысячного года, но вполне ЕСТЕСТВЕННЫМИ для человека, живущего в тысяча сотом году. Ну, может быть, плуг стали не так затачивать, медь выплавлять по-другому, добавлять какие-то определённые материалы в железо, стекло. Может быть, поменялась где-то тактика в экономике, в военном деле и т. д. Но эти различия настолько незначительны, что легко преодолеваются людьми из тысячного года и из тысяча сотого года. У них много общего и много понятного. Отсюда и вытекают взаимоотношения детей и родителей, людей старшего и младшего поколений. Опыт родителей, старшего поколения почти стопроцентно мог быть передан детям, ими усвоен и с пользой использован. И этот опыт гарантировал существование.
Но вот и другой пример. Что можно сказать, предположим, о студентах, которые учатся в тысяча девятисотом году и о студентах, которые учатся в двухтысячном году. Та же разница во времени, те же сто лет. Но….
Если они сойдутся и начнут вести беседу между собой, то в лексике студента двухтысячного года свободно будет фигурировать следующая терминология: космос, ядерная энергия, лазерные системы, радио, телевидение, телефон, мобильный телефон, компьютер, Интернет, генная инженерия, клонирование и многое-многое другое, что совершенно НЕПОНЯТНО и является областью фантастики для студента тысяча девятисотого года. Столетняя дистанция в обоих этих примерах. Но разница очень и очень большая. Фактически совсем другой язык, совсем другие интересы, совершенно другие представления о жизни, семье, работе, политике  и т. д. Разрыв очень и очень большой. Тут и проблемы отцов и детей. И эти проблемы  растут как снежный ком. Но двухтысячный год - это двухтысячный год. Нам нужно жить и мы будем жить в двадцать первом столетии, третьем тысячелетии и как ещё там можно назвать.
Вы заметили тенденцию в развитии? Теперь можете экстраполировать ее на будущее. Характерным примером тут могут служить компьютерные технологии, их развитие, их смысл. На этих примерах легко уловить следующее: за сорок лет (будем говорить с начала шестидесятых по двухтысячный год), эта техника изменилась. И изменилась она очень интересно. Все технико-экономические параметры вычислительной техники улучшились в миллионы раз. Какие же это параметры? Размеры уменьшились в миллион раз, цена уменьшилась в миллион раз. Быстродействие увеличилось в миллион раз. Сфера применения - тут трудно назвать цифру увеличения в миллион раз, но может быть кто-то и сможет показать, что это действительно так. Если в шестидесятые годы вычислительная техника использовалась для математических вычислений, то сегодня с помощью вычислительной техники можно: рисовать картины, писать стихи, делать всевозможные расчёты, сочинять музыку, определять своё географическое местоположение, производить тестирование своих качеств, лечить человека, обучаться (m;c;ties) и многое-многое другое. Компьютер проник во все сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, можно предположить, что сфера применения компьютера тоже увеличилась где-то в один миллион раз. Нет препятствий, которые могут эту тенденцию замедлить. Это даёт нам право предположить, что в ближайшие сорок лет эта тенденция сохранится. И нет видимых причин не соглашаться с этим. Таким образом, можно представить, что через это время компьютер станет меньше горошины. Его быстродействие вырастет в миллион раз. Объём памяти также вырастет в миллион раз, и цена снизится в миллион раз. Это будет означать, что компьютер будет дешевле листа бумаги, потому что тенденция цены бумаги также сохранится. В тысяча девятисотом году один лист бумаги стоил один цент и один цент он стоил и в двухтысячном году. А, значит, и через сорок лет лист бумаги также будет стоить один цент. Отсюда следует, что этикетки на бутылках, упаковочные листы, разного рода инструкции будут стоить дороже, чем компьютер (если он так будет называться в будущем). Этому надо верить по той причине, что сегодня уже есть калькуляторы очень похожие на бумагу, тонкие, гибкие и прозрачные.
Мы представили себе развитие компьютерной техники и хотим предположить изменения, которые могут произойти в других сферах жизнедеятельности человека. К числу быстроменяющихся сфер можно отнести генетику, информатику, технологию. Будут и совершенно новые области, о которых сегодня мы не можем и предполагать, как не могли предположить люди, жившие в тысяча девятисотом году, какие направления получат развитие в течение двадцатого века и как изменится цивилизация. Только эта непостижимая разница будет достигнута за более короткий срок – за 50 лет.
Интернет сегодня. Специалисты утверждают, что в недалёком будущем IP адрес будет присвоен буквально всему, что производит и не производит человечество: дверному замку, чайнику, кофейнику, обуви, дереву, животным и т. д. С любого уголка мира можно будет получить определённую информацию от всех владельцев IP адресов и рекомендовать им выполнять определённые действия. Примерно таким же способом (методом) мы можем раскрыть тенденции в развитии других технологий, которые имеют место сегодня, развернуть эти тенденции и представить уровень этих технологий через сорок лет. Но, надо знать, что обязательно возникнут множество совершенно новых технологий, о которых сегодня еще не может быть и речи. Как это было для людей, родившихся в начале двадцатого века и на себе испытавших всю новизну этого столетия. Сегодня лишь можно предположить, что существенное изменение в образе жизни человека, нации и всего человечества внесут такие направления, как компьютерные технологии, генетика, психология, мораль и информатика. И этого уже достаточно, чтобы быть уверенным, что до две тысячи сорокового года произойдут очень серьёзные изменения, которые и сделают наш мир неузнаваемым. И мы ровесники 2000 года будем дилетантами в глазах поколения людей 2040 года. Что мы можем сказать детям, и какие дать им советы и поставить цели, если грядущее будущее для нас сегодня совершенно непредсказуемо.
Сегодня образовательный и экзаменационный процесс - пичканье информации в ребенка. Отсутствие в ребенке информации из образовательной программы  - это ужас, А теперь почитайте все определения понятия информации. В этих определения ничего от образования и воспитания нет. А значит, сегодня образование и информация находятся по разную сторону баррикад. Школа должна уметь работать с помощью следующего оределения информации.
Цитата
Информация – это минимально возможный ответ на правильно поставленный вопрос.(авт. Boris Lyakh)
В вышесказанном определении все поставлено на свои места. Какие бывают минимальные ответы? Это, например, ДА или НЕТ, правда или ложь, ноль или единица, есть сигнал или нет сигнала. Чаще встречаются ответы более сложной конструкции. И вы ищете в списке возможных ответов, уже подготовленным вашим сознанием,  знакомый вариант. Если такого нет, вы готовите новый и уточняющий вопрос. (Все дети - "по-чему-чки"). С этой частью определения все понятно. Со второй частью определения несколько сложнее. Для того, что бы получить информацию необходимо сначала сформулировать вопрос. Кто или что может этот вопрос задать? Это субъект или сознание. Насколько полученная информация достоверна или объективна и полезна субъекту зависит от постановки вопроса самим субъектом. Следовательно, вопрос это основа информации. Для того, чтобы понять из чего сделана дверь, иногда достаточно постучать по ней, таким образом задать вопрос, а в виде характера звука, получить ответ. Для того, чтобы услышать запись на магнитофонной ленте, достаточно установить пленку на проигрывающее устройство, предусмотренное для ее озвучивания. Однако, если вы эту пленку положите на сковородку, то вы музыку не услышите. То есть, поставленный вами вопрос некорректен. Субъект в свой вопрос или последовательность вопросов закладывает, как правило, весь накопленный опыт и знания. Следовательно, ценность информации зависит от субъекта и его умения ставить вопрос. Что такое ген – это тоже субъект, который ставит вопрос, как ему поступать в тех или иных условиях. И реализует себя по-разному зависимости от полученных ответов. То есть, вы варите яйца или жарите, делаете майонез, но в таких случаях цыплята не вырастают. Следует вопрос: какая же информация записана в генах яйца?
Вышеприведенное определение информации должно повлиять на всю систему образования и воспитательную работу, главной задачей которых будет обучение приемам постановки вопросов. Инициатором постановки вопросов является сознание или, точнее, его интерес, мотивация.
         У человечества есть необходимость  в специалистах в самых разнообразных профессиях. В некоторых классификаторах число профессий приближается к 80 000. К числу передовых технологий сегодня относятся более 1400 новых технологий, каждая  из технологий требует десятки разнообразных специалистов. Каждому младенцу предстоит в итоге выбрать  одну или максимум несколько профессий к 27 годам (Американские исследователи установили, что это критический возраст в умственном развитии).  Попробуйте нарисовать хотя бы путь в образовании ребенка к одной из 80 000 профессий и еще из тысяч, о которых сегодня  нигде не упоминается. После чего можно понять все проблемы современного образования.
На школьное образование сегодня отводится 15 000 часов, плюс 10 000  часов высшего образования.  Итого 25 000 часов против более, чем 80 000 профессий.  Понятно, что  путь  детей в образовании нужно корректировать и чем чаще, тем лучше.  Сегодня для таких корректировок созданы все необходимые технические условия.  Мы сегодня не можем отказаться от профильных программ обучения. Но их количество при обучении должно из года в год возрастать.
Детсад 1-5 программ
Начальная школа 5-50  программ
Средняя школа 50-500 программ
Высшая школа 500-5000 программ
(см. http://boris-lyakh.narod.ru)
Производственная и научная  специализация Свыше 100000 программ
Следующий график показывает естественное противоречие между способностями человека и объемом перерабатываемой информации.  Это наводит на мысль, что в образовании есть неразрешимое противоречие, которое может быть устранено лишь принципиальным изменением принципов работы мозга Человека. Да и образование длиной в двадцать лет становится непозволительной роскошью для человечества в XXI веке.
(см. http://boris-lyakh.narod.ru)
Для реализации такого плана традиционными  методами, естественно, не хватит преподавательского состава и материальных средств. Но уже есть и успешно развиваются современные технологии – это видео уроки и лекции, олимпиады и госэкзамены в Интернете. Сегодня нет острой необходимости в десятках тысячах учителей по физике и математике, географии и т.д. Но нужны киностудии и интернетстудии, в которых лучшие преподаватели рассказывали и демонстрировали  учебный материал, формировали задания для самостоятельный работ, оценивали их и ориентировали детей на освоение тех или иных учебных программ.  Требовательность к знаниям, естественно, должна стать выборочной и соответствовать выбранной программе.  Надо иметь в виду, что новые технологии готовят и сюрприз в области образования и воспитания. Просто надо быть внимательным и чутким  к процессам на эволюционном пути  человека и не отрываться от определения идеального человека.
Boris Lyakh
Чисто с точки зрения постороннего, создаётся такое впечатление, что опыт последних десяти лет упрямо наводит на мысль о том, что есть границы образования как механизма. Дальше этой границы уже люди, и если люди вытворяют что попало, то всё равно их никакими ЕГЭ не заменишь. Попытка автоматизировать область, которая должна держаться на человеке, приводит к дегенерации образования в целом. По всей видимости, если образование оставили бы "на учителях", то хоть какое-то количество способных людей получили бы образование. А так реформа ЕГЭ в целом разрушила систему подготовки кадров всех уровней, это же очевидно. Если бы оставили старую систему на взятках, но убрали старый маразм типа сначала пиши без ошибок, чтобы стать электронщиком, или объясни сначала интеграл, чтобы стать скрипачом, выучи историю КПСС наизусть, то ситуация была бы всё равно лучше.

Тут дело в том, что есть системы, которые работают, а есть системы, которые в принципе не работают. Если система работала всё хуже и хуже, это не значит, что её надо было менять на систему, которая не может работать в принципе. Ну это как вот сколько не заставляй болванов учить наизусть, сколько не тренируй их на лампочках и кубиках, какие самые крутые CAD им не дай, всё равно не получаются инженеры,  получаются плохие художники в CAD, способные только на бессмысленную софистику с помощью той каши, которую выучили наизусть.
имхо
-------------------------
во первых из школьной программы нужно удалить предметы,
которые к школе не имеют отношение
Это - военная подготовка, физкультура, закон божий, информатика, труд,
т.е. те предметы, которые имеют прямое отношение к будущей специаллизации  индивида
Во вторых в школьную прграмму надо максимально сократить от дудблизма предметов

Пример - я в школе Пушкина проходил несколько раз. Кажись не менее трех.
То же поисходит и с другими предметами, но в то же время полностью не обучают
необходимыми знаниями нужными для развития. Часто просто в школе дают однобокие знания
Пример - история преподается исключительно с политическим уклоном, и полностью забывается, что сначала была жизнь человеческая, а потом политика., т.е. наша школо забывает об истории развития техники, технологии быта, исскуства, языкознания, литературы и прочая и прочая. Возьмите хотябы такой простой пример как рисование...
Кто из учеников знает об художниках мирового уровня. Максимум это национальные . Про литературу я вообще молчу,  Такое впечатление, что только Пушкин, да Толстой с Горьким писали, а как же Гете, Мопасан, Лонгфело, Григ, Леонардо-да Винчи, Рафаэль.
В учениках пестуется национальное ЭГО, и этим наносится вред им.
(меня удивляет к примеру предмет масквоведение
- из-за которого москвичей по всей стране стали ненавидить
так же как любят на украине)

Что будем продолжать готовить национальный взрыв
или задумаемся о месте человека в современном обществе.
Тот верил в проповедь аббата,
А этот — лишь в кулак солдата,
И были споры горячи,
И все хватались за мечи.
Батлер, «Гудибрас»
domine, aiutaci!
Цитата
Фантазёр пишет:
Интернет сегодня. Специалисты утверждают, что в недалёком будущем IP адрес будет присвоен буквально всему, что производит и не производит человечество: дверному замку, чайнику, кофейнику, обуви, дереву, животным и т. д. С любого уголка мира можно будет получить определённую информацию от всех владельцев IP адресов и рекомендовать им выполнять определённые действия
интересно посмотреть на этих специалистов
АйПи вообще то не есть однозначная идентификация в интернете,
ибо он на сегодня уже пресыщена
и многии сети, а так же серверы пользуются одним АйПи,
на несколько сот точек коннекта.

Поэтому утверждать так могут только  спецы
поверхностно знающие предмет и суть ИТ.
-----------------------------------------------
Для примера текущий сервер тож живет в общей квартире с ebay.de
Ну и где здесь однозначность по АйПи?
Изменено: Александр Либов - 08.02.2010 03:55:57 (моего)
Тот верил в проповедь аббата,
А этот — лишь в кулак солдата,
И были споры горячи,
И все хватались за мечи.
Батлер, «Гудибрас»
domine, aiutaci!
Лишние предметы, не лишние...Кто это определит? Министерство?  :D Оно определит...
Все упирается  в личность учителя, и только в личность.  
Я представитель советской школы обучения, как среднего так и высшего. Ничем она не отличается от современной, за исключением маленького, но очень значительного отличия.
Это ответственность  ученика перед учителем, и ответственность учителя перед вышестоящими организациями. И эта ответственность заставляла двоечников учить, а учителей этих двоечников "тянуть". В результате, ТЕ двоечники знали хотя бы  достаточное кол-во общих знаний. Хотя бы таблицу умножения. Сейчас же, являясь иногда представителем -психиатром  во врачебной комиссии военкомата- я принципиально не спрашиваю таблицу  умножения (за редким исключением). Ну не знают её, и это уже  норма жизни. Поэтому, как  высшей школе, так и в средней идет снижение общего кол-ва знаний учеником, или специалистом. И без внедрения "ответственного"   обучения ничего не будет. Никакого продвижения  вперед - не будет. В современной Украине, наверное  как и в России, невозможно создать систему "ответственного"  обучения без системы тестирования. Её можно  и нужно развивать. Конечно, она не научит учеников  думать. Но это и не входит в её   задачи. Она заставит учеников выучить хотя бы достаточное кол-во знаний.
А вот думать их должен научить учитель, и только учитель. А человек думающий, всегда станет Человеком.
Цитата
boriss пишет:
Сегодня нет острой необходимости в десятках тысячах учителей по физике и математике, географии и т.д. Но нужны киностудии и интернетстудии, в которых лучшие преподаватели рассказывали и демонстрировали учебный материал, формировали задания для самостоятельный работ, оценивали их и ориентировали детей на освоение тех или иных учебных программ. Требовательность к знаниям, естественно, должна стать выборочной и соответствовать выбранной программе.

Уважаемый boriss! Все бы хорошо, да только знания по видео или Интернету не передаются. Они как и тысячелетия назад - передаются от учителя к ученику в процессе непосредственного общения и намного лучше, когда этих учеников у одного учителя как можно меньше. Не конвейерное это дело.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 38 След.

Какой должна быть школа будущего


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее