Здесь собрались одни революционеры. Они утверждают, что педагогика – не наука, психология – не наука. На одном форуме я даже прочитал, что и философия – не наука, она по статусу близка к кулинарии. Куда консерватору податься? Обучаемость. Думаю, что неразумно отождествлять чисто естественный процесс дыхания с желанием учиться (возражение Кардановскому). Это разные вещи, хотя внешне чем-то схожие. Мы говорим не о естественном процессе приобретения жизненных навыков, что свойственно и животным, мы говорим о целенаправленном процессе усвоения знаний… Мне ближе школа. Математика, физика, химия, биология, история и т.д. Надо приложить великий труд, чтобы ими овладеть. Надо напрягаться, надо тянуть, а это далеко не всегда приятно. Спросить бы у бурлаков на Волге: «Вы тянете, как дышите?» Я думаю, они подобрали бы слова для ответа. Без естественного стремления ученика процесс обучения не построишь – это ясно, но к естеству надо еще «приставить» лестницу, много лестниц, по которым он «полезет» на вершину знания. А это уже задача дидактики и искусства воспитания. Задача педагога, который приходит в класс с журналом под мышкой и кипой тетрадей в руках. Пойдем далее. Научить учиться. Сложно это. Надо вложить желание учиться, опираясь на естественную потребность, на естественное любопытство, не заглушив в самом начале пробивающийся к свету росток. Вот тут-то и помогает наука психология. Но в школе применение психологии чаще всего сводится к устрашению двойкой. Учителю надо скоро, а ученик не может скоро: болен, медлителен, отстал в развитии, расстроен домашней ссорой родителей, обижен товарищем на перемене. Рассказывают про первоклассника, который, выйдя из дома, специально падал в грязную лужу, чтобы вернуться и не идти в школу. Нет ничего труднее, чем вложить желание – тут нужен талант, подобный таланту В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова. Без внимательного штудирования трудов этих педагогов не обойдешься. Я читал, что отец Моцарта заставлял сына музицировать до изнурения, однако принуждение здесь опиралось на страстную любовь сына к музыке. Сын сам хотел этого изнурения. Возьмем учителя талантливого: он не заглушил желания учиться. Что дальше? А дальше – надо дать в руки питомца технологию, по которой он будет пробиваться к свету знания самостоятельно. Домашнее задание – это начало начал. Во-первых, надо соблюдать меру, чтобы у ученика не опускались руки («Разве столько выучишь!»), с одной стороны, и не возникала эйфория – с другой: я и так все знаю, я и так все запомнил. Во-вторых, тем, кто послабее, следует дать дополнительное разъяснение, вспомогательный инструмент (у Шаталова – опорный конспект). Далее – велика роль предметных кружков, которые в иных школах существуют только на бумаге. (Ученики задавлены уроками, а для учителя лишняя, часто неоплачиваемая, нагрузка.) Еще далее, мне известны ситуации, когда старшеклассники поступают в подготовительные школы при МГУ и при Физтехе. Олимпиады – хороший стимул самообразования для продвинутых ребят. И на последний способ самообразования хотел бы я указать – на систематическое чтение дома. Разной литературы: научно-технической и художественной. Что касается Интернета, то он сегодня – преимущественно способ развлечения. 29 ноября 2008 г.