В 1937 году работавшая в северо-западной части Китая немецкая антропологическая экспедиция обнаружила мумию, относящуюся к раннему периоду истории этой страны. Но мумия принадлежала человеку явно европейского типа. Однако ученым тогда не разрешили ни провести изучение этой находки, ни тем более увезти ее с собой. Такое недружелюбие, по всей видимости, объяснялось политическими мотивами, а не научными.
Возраст мумии ученые определили примерно в 3-4 тысячи лет. Но как европеец попал в глубины Азии? Кем был умерший? Эти и множество других вопросов полвека вынуждены были ждать ответа: лишь в 1987 году американский профессор-китаевед Виктор Г. Мэйр, посетив музей в Урумчи, увидел эту мумию. Ученый знал, что в Китае ему предстоит встреча с глубокой древностью, и тем не менее он был, по его словам, "поражен, словно громом среди ясного неба". Более того, профессор решает оставить свои прежние работы в науке и целиком посвятить себя исследованию таинственного европейца, оказавшегося в Китае в начале бронзового века. В 1993 году профессору Мэйру удалось наконец начать долгожданное изучение пришельца из дали времен.
***
На территории, лежащей юго-западнее пустыни Гоби, и раньше находили мумии европейцев. Но такие единичные захоронения не удивляли антропологов, поскольку относились к периоду, лежащему между 200-ми годами до новой эры и 200-ми годами после . То были скончавшиеся в пути купцы или проводники караванов, шедших по Великому шелковому пути.
Сенсацией стали мумия, о которой уже шла речь, и последующие находки, датированные 1200-1800-ми годами до новой эры. Их обнаруживали в местах, где ныне сходятся земли Китая, Киргизии, Таджикистана и Монголии, - район озера Лоб-Нор и пустыни Такла-Макан. Все захоронения выглядели довольно однотипно. Выдолбленные из крупных стволов гробы обтянуты кожей. Тела одних умерших покрывали простые ткани, другие же одеты в пестрые, искусно сотканные материалы из овечьей или козьей шерсти, обуты в кожаную или войлочную обувь, на многих было также что-то, напоминающее пальто либо халат из кожи или ткани. В могилах лежали предметы, необходимые в повседневности: гребни, маленькие ножи, гончарные изделия, однако в них не было ни оружия, ни каких-либо вещей, определяющих социальное положение покойного. Вероятно, древнее общество было миролюбивым и не знало различий в положении своих членов.
В музее Урумчи выставлено шесть таких мумий европейцев, в запасниках хранится еще не менее сотни. Более того, открыта дюжина аналогичных захоронений, остающихся пока не исследованными. Песок, сухой воздух и высокое содержание соли в песке делают среду почти стерильной, и это обещает сохранить в погребениях тела усопших еще многие и многие столетия. Древние, безусловно, знали о консервирующих свойствах местного климата и почвы и поэтому не удаляли у покойников внутренности, как это делали в Египте: мумифицирование происходило естественным путем.
***
Как далеко простирался обитаемый мир для людей, живших четыре-пять тысяч лет назад? Был ли Китай отрезан от остальной населенной земли, как уверяют нас древние китайские письмена, говорящие о временах, предшествующих прокладке Великого шелкового пути (начало его функционирования уходит в глубь веков более чем на 3500 лет)? Ученые надеются, что изучение мумий даст ответ хотя бы на часть вопросов, встающих перед наукой.
Обилие захоронений - свидетельство того, что речь, вероятно, должна идти о том, что в этих местах тысячелетия назад поселился какой-то народ. Не только внешний вид древних обитателей пустыни, но и извлеченный генетический наследственный материал подтверждает первоначальный вывод ученых о том, что они принадлежали к народам европеоидного типа. Для большей убедительно сти таких выводов необходимо сравнить гены, принадлежащие людям античных времен, гены современных европейцев и гены мумий, обнаруженных в Китае.
Многое могут сказать о людях, некогда пришедших в Китай, покрой их одежды и способы изготовления тканей. Ученые видят, как во многом совпадают они с тем, что ткали и носили их современники, жившие в местах, где теперь находятся Австрия, Германия и Скандинавские страны. "С абсолютной уверенностью мы можем сказать, - отмечает профессор В. Г. Мэйр, - что обнаруженные на мумиях текстильные изделия не являются необычными, а подчинены общей технологической традиции, которая была свойственна Европе и Кавказу". Важны даже детали моды. Например, высокая, шестидесяти сантиметровая шляпа на мумифицированной женщине напоминает головные уборы знатных иранцев, ходивших в них в первом тысячелетии до новой эры. А обломки колеса, найденные в одном из захоронений, относящихся ко второму тысячелетию до новой эры, совпадают с такими же частями повозки, найденными на Украине, но еще более древними.
Что же можно сказать о народе европейского типа, так близко соприкасавшемся с жителями Китая в третьем и втором тысячелетиях до новой эры? Профессор Гейдельбергского университета Джеттмар считает, что пока можно лишь строить предположения. Многое, к примеру, указывает на принадлежность пришельцев к тохарам, народу во многом таинственному.
В "Исторической энциклопедии", изданной в 1973 году, об этом древнем народе сказано, что он индоевропейского происхождения, во втором и в первом тысячелетиях до новой эры жил в Средней Азии, в Бактрии, которая в первом тысячелетии стала называться по их имени - Тохаристаном. В первом веке этот народ вошел в Кушанское царство и потерял свое родовое имя. Но в справочнике упомянуты и предшественники тохаров, так называемые протохары. Об этом более древнем народе говорится и в буддийских текстах VI-VII веков нашей эры. Первоначально протохары жили в Восточной Европе, позже, утверждает справочник, они оказались в Центральной Азии. Однако, заключает "Историческая энциклопедия", "все попытки установить более точную хронологию этих передвижений пока малообоснованны".
И вот теперь как будто приоткрывается тайна странствий тохарского народа, появляются более точные сведения и о нем самом.
Археологи натолкнулись на следы языка не известного им народа - правда, он встречается в религиозных текстах с IV по VIII век уже нашей эры. Лингвисты установили, что идиомы этого языка принадлежат индоевропейскому семейству языков, к которому близко стоят кельтский, итальянский, германский и греческий языки. Связать этот язык с языком людей, чьи мумии найдены в пустыне Такла-Макан, довольно трудно. Письмена, в которых упоминаются тохары, на 2000 лет моложе мумий. Однако профессор В. Г. Мэйр считает, что решение этой проблемы лежит в древних китайских записях: "Китайские анналы и сообщения китайских путешественников утверждают, что европеоидные жители пустыни Такла-Макан были предками тохаров". Они упоминаются в китайских текстах как народ юэчжи, образовавший мощный племенной союз, позже он был вытеснен гуннами в Среднюю Азию. Многие исследователи истории этих мест подтверждают, что юэчжи и протохары - разные названия одного и того же народа.
Убедительным дополнительным доказательством присутствия европейцев, вероятно, тохаров в Китае служит настенная живопись в буддийском храме, где изображены люди с узкими лицами, длинными носами, голубыми или зелеными глазами и светлыми или рыжими волосами. Эта живопись была сделана в гроте в VII веке нашей эры.
Профессор В. Г. Мэйр предоставляет лингвистам более обстоятельно исследовать, как тохары попали в Западный Китай. Для него же самого достаточно археологических доказательств, свидетельствующих о прямых связях между Китаем и Европой. Он сторонник видеть в случае, о котором идет речь, "медленное путешествие" народов. По его мнению, это передвижение могло происходить в III или IV тысячелетии до новой эры.
Кстати, именно этот принцип медленных странствий целых народов немецкий профессор Джеттмар положил в основу всей картины жизни древнего мира. Он пишет: "Привлеченные соблазнами жизни на юге варварские племена Севера стремились через горы достичь долин Месопотамии. Эти попытки имели временный успех, но вторгающиеся получали за период оккупации новые технические знания, новые принципы руководства армией, знакомились с лучшей политической организацией. Почерпнутые опыт и знания делали орды в их последующем движении в степные глубины Азии более могущественными, они легче ломали сопротивление отставших от прогресса племен".
Тогда время шло под "знаком Лошади" - именно она помогала перемещению крупных людских масс. Пришельцы из Европы, которые не смешивались с местным населением, были кочевыми скотоводами.
Но вместе с тем профессор осторожен в своих выводах, чтобы не попасть в силки лингвистики, генетической антропологии. Поэтому наиболее корректным он считает следующее заключение: в то место Китая, где обнаружены мумии, пришли люди с Кавказа, из Ирана и с севера Сибири. Однако эти предположения, как, впрочем, и многие другие, нуждаются еще в строгом доказательстве.