Заполнившая эфир и прессу информация о так называемых лечебных камнях и камнях-талисманах, о том, кому и когда рекомендуется носить те или иные самоцветы, заставила автора статьи - профессора Б. Шмакина из Института геохимии им. А. П. Виноградова Сибирского отделения Российской академии наук - выступить в роли эксперта.
Какова же истина о лечебных свойствах минералов? Подавляющее их большинство - стабильные природные соединения, которые не подвергаются внешним воздействиям и не оказывают заметного влияния ни на окружающие предметы, ни на живые организмы. Именно химическая инертность делает эти камни долговечными и придает им особую ценность.
Но есть среди минералов и такие, что и на самом деле воздействуют на организм человека. Прежде всего, те, которые содержат железо и обладают, следовательно, в той или иной мере магнитными свойствами. К таким самоцветам относятся, в частности, гранаты и хризолит, нефриты, яшма, некоторые турмалины. И особенно - магнетит и гематит ("кровавик"), которые способны создавать вокруг себя ощутимое магнитное поле и с древних времен использовались народной медициной. Магнитотерапия, как известно, применяется в медицине и теперь для лечения самых разных болезней, в частности бронхита, астмы, радикулита. Но полезно ли это именно вам, должен в каждом конкретном случае решать врач.
Красивые ископаемые смолы - янтари тоже применяют в народной медицине с незапамятных времен. Используют при этом их природную способность наэлектризовываться при трении и создавать слабые электрические разряды. В ряде случаев это может давать неплохой физиотерапевтический эффект. А помимо того, янтарь используют и как сырье: из него извлекают витамин D3, целебную янтарную кислоту и некоторые антисептические средства.
На этом, собственно говоря, список лечебных самоцветов и исчерпан, поскольку растворимые минералы (квасцы, галоидные соли натрия, магния и калия) ни в качестве украшений, ни в качестве талисманов никогда не используют.
Что же касается разного рода астрологических рекомендаций, то об их истинности достаточно красноречиво говорит присущий этим рекомендациям разнобой. Вывешенные в ювелирных магазинах списки имеют чисто рекламный характер, постоянно меняются и дополняются новыми камнями - недавно открытыми. Главная цель этих списков - продать имеющийся товар.
И все же какой-то смысл в желании обзавестись "собственным" камнем, наверное, есть. Его владелец (чаще владелица) чувствует себя увереннее, что тоже полезно для здоровья. Но это уже относится к области аутопсихотерапии.