ВЗГЛЯД НА САТУРН С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Снимок NASA, Jet Propulsion Lab. (California), Space Science Inst. (Boulder, USA).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Шестая планета - гигант Сатурн - видна с Земли со стороны Солнца, "изнутри" Солнечной системы. И только осенью прошлого года астрофизики впервые смогли рассмотреть Сатурн с другой его стороны, "снаружи".

Пятнадцатого сентября 2006 года космический аппарат "Кассини" на 12 часов вошел в тень Сатурна на расстоянии 2,2 миллиона километров от планеты в точке, лежащей на 15 градусов выше ее экватора (плоскости колец). Включились широкоугольные цифровые камеры аппарата, и за три часа сделали 165 снимков Сатурна с кольцами в проходящем свете Солнца. Из них были отобраны 27 (три ряда по девять снимков), составивших мозаичное изображение планеты и ее окрестностей. Поскольку съемка велась также в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, изображениям в невидимых лучах были приданы цвета, близкие к естественным; цветовой контраст усилен, дефекты изображения и помехи убраны.

На снимке Сатурна видно, что ночная сторона планеты хорошо освещена солнечным светом, отраженным от колец. В самих кольцах удалось рассмотреть неизвестные ранее детали, созданные выбросами льда со спутника Энцелад, и обнаружить еще одно, невидимое с Земли кольцо.

Голубоватая точка в красном кружочке слева, чуть выше системы ярких колец, - наша Земля.

Об экспедиции "Кассини - Гюйгенс" см. "Наука и жизнь" № 3, 2005 г.

Другие статьи из рубрики «Фотоблокнот»