НОВЫЕ КНИГИ. МАЙ 2007 №5

ИСТОРИЯ КОСМОНАВТИКИ: ОТ ЦИОЛКОВСКОГО ДО МАРСОХОДА

Наука и жизнь // Иллюстрации

В год столетия Сергея Павловича Королева, 150-летия Константина Эдуардовича Циолковского и 50-летия со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли выходит новое, четвертое издание книги "Ракетно-космическая эпоха. Памятные даты, что вполне оправдано. Ведь именно запуск первого искусственного спутника стал точкой отсчета ракетно-космической эры не только в нашей стране, но и во всем мире.

В книге в хронологическом порядке собраны основные факты истории отечественной космонавтики - более 2000 дат с XIX века до наших дней. Более 600 фотографий, немалая часть которых публикуется впервые, дополняют короткие, но емкие рассказы о предприятиях, специалистах и испытателях ракетно-космической техники, имена которых были засекречены вплоть до 90-х годов ушедшего столетия.

Новое издание дополнено биографиями С. П. Королева и К. Э. Циолковского и перечнем их работ, расширен список предприятий, дат и фактов.

Книгу открывает галерея фотографий космонавтов и космонавтов-дублеров. В отдельную главу вынесены сведения о 104 экипажах космических кораблей: имена основных и дублирующих космонавтов, позывные экипажей, названия кораблей, даты и продолжительность полетов.

Дополнительная ценность сборника - в перечне ключевых слов и алфавитном указателе, включающем не только имена, но и даты жизни всех упомянутых в книге лиц.

Книга издается по инициативе и при поддержке ветеранов космонавтики - многопрофильного производственного фонда социальной поддержки ветеранов ракетно-космической науки и техники "Королёвские ветераны".

Издание выпускается на двух языках - русском и английском. Ожидаемый тираж - 5000 экземпляров.

А МОГЛО БЫ БЫТЬ ИНАЧЕ

Для всестороннего исследования лекарственных препаратов и других ксенобиотиков в нашей стране в 70-е годы XX века был создан Научно-исследовательский институт по биологическим испытаниям химических соединений (НИИ по БИХС). Его возглавил академик Л. А. Пирузян, крупный теоретик и талантливый организатор, знающий и очень энергичный человек, от природы наделенный даром научной интуиции. Под его руководством НИИ по БИХС стал первым в мире институтом, который на современном научном уровне занимался экологической безопасностью вновь синтезируемых соединений и поиском среди них фармакологически ценных веществ, которые могут найти применение в медицине. О работе этого научного центра рассказывает недавно вышедший в издательстве "Медицина" двухтомник "Медицинская биофизика. Биологические испытания химических соединений".

Задачи, поставленные перед НИИ по БИХС, были значительно шире простого учета всех производимых в стране новых химических соединений и испытаний их на безвредность. Институт занимался исследованием "биологической активности" этих соединений. Понятие "биологическая активность" подразумевает наличие у вещества не только отрицательных свойств (токсичных, мутагенных, тератогенных, канцерогенных), но и положительных, то есть в определенных дозах оказывающих благоприятное влияние на те или другие стороны жизнедеятельности организма. В деятельности научного коллектива НИИ по БИХС возникло большое направление - поиск и отбор среди вновь синтезированных химических соединений веществ-кандидатов в фармакологические препараты (новые лекарственные средства). В то время в стране ежегодно синтезировалось почти 40 000 химических соединений. Это была отличная база. На создание нового лекарствен ного препарата из уже выявленного вещества-кандидата обычно уходит 12-15 лет. При этом из 10 000 соединений лишь 1-2 имеют шанс стать лекарствами. В НИИ по БИХС разработали и применили на практике новую схему поиска лекарств. Она основана на молекулярных моделях и позволяет отобрать 5-7 потенциальных лекарственных препаратов из 10 000 вновь синтезированных соединений.

В 1990-е годы институт фактически был разрушен. Остались лишь воспоминания его бывших сотрудников, авторские свидетельства, патенты, лекарственные препараты. А могло бы быть… Но говорят, что у истории сослагательного наклонения не существует. Вышедший двухтомник воспоминаний и документов - замечательный памятник незавершенным исследованиям и несбывшимся планам.

Жизнь доказала, что без обязательных многопрофильных биологических испытаний химических соединений на безопасность не может развиваться ни химическая, ни микробиологическая, ни нефтехимическая промышленность. Следовательно, стратегия построения многопараметрической системы биологических испытаний была правильной. Разгром ее нанес большой вред государству - как СССР, так и России.

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»