Три года назад мы с сыном переехали жить из города в маленькую деревушку, окруженную лесом с трех сторон. Нам, городским жителям, было все ново и интересно. Часто гуляли по лесу, наслаждаясь необыкновенным воздухом, пением птиц, красотой окружающего леса и ощущением какой-то легкости, свободы. С удовольствием лакомились черникой, иногда заходя в густые заросли ягодников. Местные жители предупреждали нас: в лесу много змей. Но мы их так и не встретили, хотя увидеть очень хотелось.
На следующий год нашего проживания в этой деревушке обнаружили на своем огороде метрового ужа. Обрадовались ему: на участке было множество мышиных нор, а грядки постоянно перепахивались землеройками. Наш кот Пират оказался не в состоянии справиться с таким количеством грызунов: в норах они ему недоступны. Поэтому мы были рады новому соседу - настоящему мышелову. Но местные, узнав о таком соседстве, требовали расправы над ужом. По их мнению, все "гады" должны быть уничтожены. Переубедить их нам так и не удалось. Но на своей-то земле мы хозяева, и обижать никого не позволим!
Вскоре в нашем дворе появилась обыкновенная гадюка. Она была совсем маленькая, 20-25 см, коричневая. Если бы не зигзаг на спине, то и не поверили бы, что это именно гадюка, ведь на картинках видели только черных гадюк. Сыну очень захотелось сфотографировать змею, но та все время ускользала от нас. Пришлось накрыть ее бочкой без дна. Потом я решила поймать змею с помощью рогульки. В фильмах у змееловов все так просто и быстро получается. А на самом деле... Совсем нелегко прижать змею рогаткой у основания головы: эта змейка делала резкие выпады, кусала прутик, шипела и свистела, так что стало страшновато. Но все же в какой-то момент мне удалось ее поймать. И вот тут-то я испугалась - змея стала вялой, повисла в руке как шнурок, скривив голову и высунув язык. Решив, что я сильно сжала ее пальцами, немного ослабила хватку. В один момент змея "ожила" и едва не укусила меня. Мы поняли, что она притворялась. Ведь подобную сцену наблюдали с ужом, когда взяли его в руки. Уж скрутился спиралью, перевернулся на спину, запрокинул голову и высунул язык. Осторожно опустив его на землю, продолжили наблюдать за ним. Минуту он лежал неподвижно, потом резко перевернулся и исчез в траве.
Выпускать гадюку мы пошли к водоему недалеко от дома. Каково же было мое удивление, когда недели через две возле ворот я столкнулась с большой черной гадюкой, которая сразу же уползла под лежащие на земле кирпичи. Жить стало интереснее: теперь, выходя в огород, я внимательно смотрела под ноги. Скоро мы увидели еще одну гадюку возле компостной кучи. А в конце лета возле входа в сарай сын поймал за хвост большую черную гадюку. Конечно, выпустили мы змею не возле сарая, а у водоема, сделав снимок на память.
Недавно местный библиотекарь, узнав о нашем увлечении, предложила чудесную "Книгу природы" 1990 года издания (составитель Юрий Дмитриев). Мы стали искать информацию о гадюках. И вот что нашли.
Оказывается, гадюка обыкновенная может быть и серого, и бурого, и зеленого цвета, но обязательно имеет волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль всей спины. Это верный признак, по которому можно отличить ее от других змей. Гадюка обычно малоподвижна, кажется какой-то флегматичной, не любит ни жары, ни холода. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах - в общем, всюду, где влага, где можно укрыться от зноя и холода. У гадюк есть собственная территория площадью от двух до четырех гектаров, на которой, как правило, эти змеи живут парами. Так называемые змеиные очаги - скопление змей - встречаются редко. Правда, на зимовку собираются в какой-нибудь пустующей норе или яме, глубиной как минимум метра два, от нескольких штук до нескольких десятков гадюк. В отличие от других холоднокровных животных, которые часто массами гибнут в суровые зимы, гадюки почти всегда доживают до весны. И не только потому, что, собравшись в клубок, они таким образом в какой-то степени согревают друг друга, что свои зимние убежища они устраивают ниже зоны промерзания, но и потому, что очень хорошо чувствуют приближение холодов. Никогда похолодание, даже временное, не застанет их врасплох.
В зимней спячке гадюки проводят примерно 180 дней и вылезают из убежищ ранней весной.
Основная пища молодых гадюк - насекомые. Взрослые - питаются главным образом грызунами. Не пренебрегают они и насекомыми.
Люди гадюк не любят, боятся, иной раз убивают, а то и объявляют им войну. Известны случаи, когда в определенных районах изводили гадюк чуть ли не полностью, но вскоре на жителей этих мест обрушивалась "мышиная напасть" - нашествие неизвестно откуда взявшихся грызунов. И невдомек было людям, что они сами накликали беду, уничтожив змей. Не знали, что именно гадюки в значительной степени сдерживают размножение грызунов, которые, выйдя из-под контроля, могут расплодиться в огромных количествах. А это - не только гибель урожая, уничтожение запасов в амбарах и хранилищах. Это чума, туляремия, инфекционная желтуха и многие другие тяжелые заболевания, возбудителей которых разносят грызуны. И там, где становится меньше змей, многократно увеличивается опасность эпидемий.
Змеи важны не только для сохранения биологического равновесия. Они, в том числе и обыкновенные гадюки, - поставщики ценнейшего лекарственного препарата - яда. Это хорошо известно. И тем не менее змей стараются уничтожить - очень уж живучи предрассудки. И в единоборстве с природой в данном случае, как, к сожалению, и во многих других, побеждает бессмысленная жестокость. В прошлом веке известный русский герпетолог А. А. Емельянов на любом собрании обращался к присутствующим с тремя фразами: "Дамы и господа! Змеи - друзья человека. Берегите змей!" Между тем тогда о змеях было известно гораздо меньше, чем сейчас. Так с какими же словами надо обращаться к людям в наши дни, чтобы они наконец осознали, как нужны змеи, и изменили свое отношение к ним?