Еще первобытные люди облегчали себе зимой перевозку грузов, а затем и собственное передвижение при помощи саней. Десятки древних санных полозьев, самые старые из которых датируются VIII тысячелетием до нашей эры, были найдены на севере Европы - от Швеции до Среднего Зауралья. Длина некоторых из этих полозьев превышает пять метров, а ширина - более 30 сантиметров. Есть среди них и плоские, и желобчатые, а форма концов, количество, форма и расположение отверстий для крепления стоек тоже очень разнообразны.
Широко были распространены однополозные сани, на полозе которых крепился узкий и длинный кузов. У пятиметрового их варианта имелись крепившиеся на поперечинах боковые жерди, а оплетка из ремней образовывала вместилище для вещей. По тем временам вместимость и грузоподъемность этих саней были огромны, а сами они напоминали известную издавна саамскую кережу.
Из-за своей конструкции однополозные сани легко наклонялись набок, но благодаря низко расположенному центру тяжести так же легко возвращались обратно. Для устойчивого перемещения их приходилось придерживать сзади и одновременно толкать, а груз закреплять особенно плотно. В некоторых случаях кузов обтягивали кожей для предохранения груза от снега.
Связывали полозья и попарно - ремнями, составляя тем самым простейшие нарты, а в отверстия на их внешних краях просовывались ремни для увязывания груза. На скалах побережья Белого моря встречаются выбитые изображения саней, на которых отчетливо видны стойки бортов кузова и более высокая и скошенная задняя сторона, которую удобно было держать руками. На передней же стороне традиционно изображены головы животных.
Нарты приходилось передвигать вручную. Хотя на стоянках времен мезолита и встречаются останки собак, но предполагать в них уже тогда помощника человека при транспортировке нет оснований. Наиболее вероятно, что ездовое собаководство возникло гораздо позднее - уже в первом тысячелетии новой эры.