Дмитрук: Представьте, что вы попали в заколдованное место, где вас окружили со всех сторон высоковольтными линиями электропередачи. И вы никак не можете вырваться из плотного кольца этих линий, хотя движетесь с огромной скоростью. Вдоль автомобильных дорог встречаются локаторы, которые посылают электромагнитные импульсы. От них нет смысла прятаться в придорожных зданиях, они сами начинены электрическими приборами, кабелями и распределительными щитами.
Чтобы найти "заколдованное место", не надо далеко ходить - это любой большой город, и в первую очередь Москва.
Корреспондент: Действительно, во многих средствах массовой информации высказывается именно такая точка зрения. Нас предупреждают об опасности воздействия на наш организм электромагнитных полей, которые, подобно радиации, не имеют ни цвета, ни вкуса, ни запаха, и тем не менее мы можем встретиться с ними каждый день, включая телевизор или спускаясь в метро. А что думают об этом специалисты?
Ицков: Мы в самом деле живем в среде, пронизанной электромагнитными полями. Напомню, что электромагнитное поле окружает любой проводник с переменным током, в том числе и провод электрической сети. Существуют и естественные электромагнитные поля - это магнитное поле Земли, космическое излучение. Они воздействуют на нас даже в самом экологически чистом месте и сопровождают любого человека всю его жизнь.
Порошенко: Влиянием космических излучений на организм человека занимался когда-то наш великий соотечественник А. Л. Чижевский. Он первым обратил внимание на то, что магнитные бури, солнечные затмения, вспышки на Солнце влияют на здоровье человека и даже на события человеческой истории. Мы получаем энергию не только в виде солнечного света, но и в виде космического излучения, которое, по мнению некоторых авторитетных ученых, например члена-корреспондента РАН А.М. Кузина, могут вызывать вторичные излучения в наших органах и тканях, приводя в возбужденное состояние электроны в различных веществах, составляющих наш организм.
Но эти влияния от нас не зависят. Говорить об опасности можно только в связи с искусственны ми источниками неионизирующих излучений. Тут речь идет о дозах, частотах, нормах безопасности. Важно определить, когда воздействие превышает допустимые уровни и начинает вредно влиять на здоровье людей.
Корреспондент: Такие ситуации, наверное, нередко возникают в больших городах, начиненных всякой современной техникой.
Ицков: Основные источники электромагнитного излучения в большом городе - это передающие радиотелестанции. Речь идет только о передающих излучение объектах, поскольку принимающие объекты, например приемные телевизионные антенны, по определению ничего излучать не могут. Опасность же передающих станций зависит не столько от их мощности (хотя и от мощности тоже), сколько от размещения передающих антенн. Можно и маломощную передающую станцию установить так, что она будет вредно влиять на окружающих, а можно разместить мощные объекты таким образом, что их излучение не будет приносить вреда.
Теперь о якобы существующей электромагнитной опасности в столице. Рассмотрим главные передающие источники в городе - это Останкинская телебашня, Шуховская башня на Шаболовке, Московская радиовещательная станция (она расположена в Северо-Западном административном округе, улица Демьяна Бедного).
Начнем с Останкино. Там установлены действительно мощные излучатели, но они расположены так высоко и излучение направлено таким образом, что прилегающие к башне жилые районы оказываются вне зоны влияния повышенного электромагнитного поля. Сходная ситуация и на Шаболовке, башня там значительно ниже, но и установленные на ней источники излучения гораздо менее мощные, а размещение их спланировано таким образом, чтобы излучение не могло повредить жителям окружающих районов. Московская радиовещательная станция когда-то в самом деле представляла серьезную проблему с точки зрения электромагнитной безопасности, поскольку именно на ней были установлены мощные "глушилки" иностранных передач. Тогда эти передатчики "накрывали" излучением всю Москву, и санитарные нормы на них не распространялись - они выполняли идеологическую задачу. В конце 80-х годов "глушилки" были отключены, и станция стала обычной станцией радиовещания: резко уменьшилась ее мощность, демонтировали ряд антенн. Сейчас излучение этой станции постоянно жестко контролируется, соблюдаются все санитарные нормы, и опасности она не представляет.
Корреспондент: А каким образом осуществляется такой контроль?
Ицков: В Российской Федерации существуют санитарные нормы, регламентирующие допустимые уровни электромагнитного воздействия на здоровье людей. Они сами по себе достаточно жесткие по сравнению с зарубежными. Но в Москве еще действуют московские городские санитарные нормы, которые значительно жестче федеральных. Центр Госсанэпиднадзора контролирует соблюдение этих норм, которые утверждены Главным государственным санитарным врачом по городу Москве Н. Н. Филатовым. Сами понимаете, что московские власти не для того ввели более жесткие санитарные нормы, чтобы их нарушать. Существует детально проработанная и достаточно строгая система выдачи разрешений на установку и эксплуатацию передающих объектов. Поэтому в целом электромагнитная обстановка в Москве соответствует этим требованиям. Защита москвичей от повышенного уровня электромагнитного поля осуществляется весьма строго.
Корреспондент: В газете "Известия" была опубликована статья, в которой приводились данные Лондонского института гигиены и тропической медицины о том, что в зоне 1-3 километров от радиотелевизионной станции в Саттон Колдфилде (Великобритания) жители болели лейкозами в 1,5-2 раза чаще, чем остальное население района. Не подвергаются ли подобной опасности жители районов Москвы, где также находятся радиотелебашни?
Ицков: Центр Госсанэпиднадзора также заинтересовался этой статьей и с помощью Гематологического научного центра РАМН обратился к первоисточникам, тем более что при наличии Интернета это особого труда не составляет. Действительно, в январском номере "Американского эпидемиологичесого журнала" за 1997 год была опубликована статья лондонских исследователей о том, что в радиусе двух километров вокруг радиотелевизионной станции в Саттон Колдфилде обнаружено повышение частоты заболеваемости лейкозами на 80 процентов. Было показано, что заболеваемость снижается по мере удаления от станции. Однако авторы не стали спешить с выводами и проверили заболеваемость вокруг других 20 крупных радиотелевизионных станций Великобритании. Ни в одном случае частота заболеваемости лейкозами не была повышена. Исследователи пришли к выводу, что "эффект Саттон Колдфилда" не воспроизводится и, скорее всего, заболеваемость лейкозами связана с каким-то другим фактором.
Что же касается заболеваемости лейкозами в Москве, то среди взрослых она составляет 4-5 процентов от общего уровня онкологических заболеваний и соответствует уровню заболеваемости в индустриально развитых странах. Чтобы проверить воздействие радиотелевизионных станций на здоровье жителей, мы проанализировали данные о детской заболеваемости лейкозами за последние годы в районах, прилегающих к Московской радиовещательной станции, НИИ радио (улица Казакова в Центральном административном округе), Останкинской башне и башне на Шаболовке. Ни в одном из этих районов повышенной заболеваемости детей лейкозами не наблюдается. Например, в Северо-Восточном округе 10 детей болеют лейкозами, и ни один из них не живет рядом с Останкинской телебашней. Так что опасность электромагнитных полей от телебашен явно преувеличена.
Дмитрук: Сейчас появились новые передающие объекты, которые нередко вызывают тревогу у людей - это станции сотовой и спутниковой связи. Именно они, а не привычные всем телебашни заставляют живущих по соседству задуматься о вредности электромагнитных полей.
Ицков: Да, сейчас в Москве идет бурное развитие сотовой телефонной связи. По городу рассеяно множество передатчиков, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Они образуют как бы пчелиные соты - недаром в названии одной из компаний есть слово "пчела" (bee). Наш Центр разрешает устанавливать такие передатчики на жилых домах по очень простой причине - мощность у них небольшая (поэтому их и ставят недалеко друг от друга). Кроме того, дом, на котором стоит этот передатчик, и есть самое защищенное от электромагнитных полей место. Антенны сотовой связи излучают таким образом, что на дом это излучение не распространяется по определению. Только случайно вставший на крыше на пути этого "луча" кот или пролетающий вниз парашютист, что крайне трудно себе вообразить, могут попасть под облучение. Так что оснований для беспокойства нет.
В Москве много и станций спутниковой связи. У них излучение направлено под большими углами вверх на искусственный спутник Земли в виде узкого луча - меньше одной угловой минуты. Если на пути этого луча возникнет препятствие, станция просто не сможет работать. Существуют и боковые "лепестки" излучения, но их мощность составляет всего несколько процентов от общей мощности, к тому же и их часто экранируют. Единственное, когда может возникнуть опасность - это если ремонтный персонал поднимается на крышу. Но в таких случаях спутниковую связь отключают.
В обязательном порядке на всех таких объектах проводят контрольные измерения перед вводом их в эксплуатацию, и только если уровень излучения соответствует московским санитарным нормам, в Центре Госсанэпиднадзора им выдают разрешения на выход в эфир. Служба контроля за источниками электромагнитных полей существует в столице и Подмосковье 31 год, все проблемы такого рода хорошо отработаны.
Дмитрук: Но ведь сам сотовый телефон, которым владельцы порой могут забавляться часами, небезопасен для здоровья. Для электромагнитного поля, возникающего при работе телефона, наш череп совершенно "прозрачен". Оно воздействует непосредственно на мозг. Нередко при этом у владельцев сотовых телефонов возникают расстройства нервной системы.
Ицков: Владельцы сотовых телефонов могут как пользоваться ими, так и не пользоваться, их никто к тому не принуждает. Курение тоже вредно для здоровья, и на коробках сигарет стоит надпись: "Минздрав предупреждает...". Разумный человек говорит по сотовому телефону несколько минут в день (достаточно дорого, часами говорить не будешь), при этом вред для здоровья не слишком велик. Что же касается контроля за излучением различных моделей сотовых телефонов, то они, как и другие виды бытовой продукции, проходят гигиеническую сертификацию. Через Центр Госсанэпиднадзора прошло около 20 моделей сотовых телефонов, ни у одной из них излучение не превышает допустимого уровня, все они удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям.
Дмитрук: Бытует мнение, что каждый житель столицы, спускаясь в метро, подвергается неблагоприятному воздействию магнитного поля - ведь подземные тоннели выложены кабелями, по которым проходит ток большой силы.
Ицков: В метро все кабели экранированы бронированной защитной оболочкой. Магнитные поля токоведущих рельсов также невелики. Поэтому усталость, угнетенное состояние, которое испытывают люди после длительной поездки в метро, можно скорее объяснить долгим пребыванием под землей, боязнью замкнутого пространства и скученностью.
Дмитрук: В последнее время много говорят о том, как вредно для здоровья находиться вблизи мощных линий электропередач (ЛЭП). Есть сведения, что люди, живущие вблизи ЛЭП, весьма рискуют - они чаще болеют различными заболеваниями, в том числе и раковыми. А наши дачники нередко строят свои домики или разбивают садовые участки прямо под проводами.
Ицков: В санитарной зоне под линиями электропередач всякое строительство запрещено. Напряжение в большинстве городских линий - 110-220 киловольт. Есть лишь три сверхмощные линии по 500 киловольт - они проходят по нежилым районам Юго-Восточного, Западного и Северного округов. Расположены эти линии так, что для жителей опасности не представляют.
Дмитрук: Немало опасностей подстерегает нас и внутри дома. Например, излучение телевизора, электрогриля, даже холодильника, особенно новой модели "ноу фрост" (без инея). А уж фен или электробритву, которыми мы пользуемся каждый день, вообще можно сравнить с пистолетом, который подносишь к голове. Поневоле вспомнишь о привычной "скоблилке" и бигудях - хоть и медленно, зато безопасно.
Ицков: Большей частью все эти опасности сильно преувеличены. Для всех бытовых приборов существуют допустимые уровни электрического поля промышленной частоты 50 герц.
При работе бытовых приборов появляется магнитное поле частоты 50 герц, но оно в пределах допустимого - согласно санитарным правилам, регламентирующим уровни промышленной частоты магнитного поля для бытовых приборов, разрабатываемым в Институте медицины труда РАМН.
Дмитрук: Сейчас во многих учреждениях, да и дома, люди имеют дело с компьютерной техникой, опасность пользования которой почти всегда недооценивают. А ведь известно, что операторы первых мощных ЭВМ становились инвалидами к сорока годам. Современная компьютерная техника не так опасна, существуют защитные экраны, предохраняющие сидящего за компьютером человека от чрезмерного электромагнитного облучения. Между тем многие пользователи сами добровольно разрушают свое здоровье, не только просиживая за терминалом более положенного времени, но и забавляясь компьютерными играми во время перерыва, делая после смены "халтуру" для других фирм. Даже дома "отдыхают" у дисплея.
По санитарным правилам, принятым недавно в России, руководители организаций, имеющих дело с компьютерной техникой, обязаны привести рабочие места в соответствие с нормами безопасности для сотрудников. Но это не всегда и не везде выполняется.
Ицков: Для компьютеров существуют свои очень жесткие правила и нормы. Если взять за основу проект санитарных норм магнитного поля для населения, который разрабатывается сейчас в Институте медицины труда, то допустимые уровни в этом проекте на порядок выше допустимых уровней для компьютеров.
Корреспондент: И все же, говоря о допустимых уровнях, то есть о некоторых минимальных дозах воздействия на человеческий организм, хотелось бы знать, что думают об этом специалисты-биологи?
Порошенко: По аналогии с радиацией, которая и в самых малых дозах вызывает какие-то изменения в организме - необязательно неблагоприятные, предполагают, что и малые дозы электромагнитного воздействия влияют на живые организмы. В 30-е годы известный отечественный исследователь М. Гурвич обнаружил такое явление: если поднести корешок растения с делящимися клетками к корешку растения, в котором клетки не делятся, то это так влияет на другой корешок, что в результате неделящиеся клетки начинают размножаться. Гурвич решил, что при делении клетки испускают какое-то излучение, которое он назвал митогенетическим (его называют также излучением Гурвича). Сейчас член-корреспондент РАН А.М. Кузин возрождает учение о митогенетическом излучении. Он считает, что многие процессы в организме регулируются неионизирующими излучениями, в том числе и космическими. Эти слабые излучения вызывают вторичные излучения в клетках, которые приводят электроны в возбужденное состояние, в результате какие-то вещества активизируются и начинаются новые реакции в клетках. У людей, работающих с компьютерной техникой и другими приборами, слабые неионизирующие излучения так или иначе вмешиваются в эти процессы, на одни вторичные излучения накладываются другие, и пока не совсем понятно, как они будут влиять на здоровье человека. Дело тут, видимо, в количестве таких воздействий. Лекарство и яд, как мы все хорошо знаем, отличаются только дозой.
Корреспондент: Но проводятся опыты на лабораторных животных, по ним уже можно о чем-то судить.
Порошенко: Все зависит от условий опыта. Данные очень противоречивы. Я допускаю, что одно и то же воздействие для одного вида животных будет вредным, для другого - незаметным, для третьего - даже полезным, ведь известно, что малые дозы радиации могут стимулировать иммунитет и повышать устойчивость организма к повторному воздействию.
Корреспондент: Поэтому, вероятно, данные американских исследователей о вредном воздействии высоких частот, используемых в сотовых телефонах, на культуры клеток и тканей, выращенных в пробирке, не были подтверждены на животных. По-видимому, в живых организмах существуют свои системы защиты.
Порошенко: Конечно. Но важны еще и условия эксперимента. Можно любое вещество подобрать в такой дозе, создать такие условия опыта, что оно окажется вредным для организма. И наоборот. Если вы будете пить огромное количество чистейшей родниковой воды, то в конце концов сдвинете свой водный обмен, и родниковая вода принесет вам вред. Так что все дело в разумном использовании.
Это должен знать каждый
- Чтобы современная бытовая техника и компьютеры не нанесли вреда здоровью, необходимо соблюдать следующие правила:
- Не располагать телевизор ближе 2-х метров от кровати.
- Включайте электрогриль и микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе чем 1 метр.
- Работайте на компьютере не более 6 часов в сутки (по часу с 10-минутными перерывами).
- Беременные и кормящие женщины не должны работать на компьютере.
- Не ставьте компьютеры на близком расстоянии друг от друга.
- Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите, и от стены, за которой находится спальня или кухня.
- Разговаривайте по сотовому телефону не более 10 минут в день.