Тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией и имеет преимущество перед конкурентами - таким принципом руководствуются все без исключения предприятия - участники рынка. Однако на практике доступ к информации ограничен коммерческой тайной - секретами и ноу-хау. Считается, что их утечка может нанести ущерб интересам предприятия. На самом деле очень часто значение коммерческой тайны оказывается сильно преувеличенным.
Соблюдение режима защиты объектов интеллектуальной собственности требует немалых затрат труда и финансовых средств. Но, во-первых, информация быстро стареет. Во-вторых, если учитывать не только интересы отдельного предприятия, а общества в целом, то целесообразно перейти от конкуренции к кооперации. От этого, кстати, могут выиграть и сами предприятия-конкуренты, поскольку обмен информацией будет способствовать более углубленной оценке качества продукции и ее полезности для потребителей. История знает немало примеров, когда бывшие конкуренты находили общие интересы и становились партнерами. Не отменяя статуса коммерческой тайны, можно создать такой механизм участия предприятий в рынке, при котором конкурентные отношения будут гармонично сочетаться с обменом информацией и сотрудничеством. Для этого требуется выполнение нескольких условий: предприятие четко представляет свои цели и интересы, искренне стремится понять интересы другой стороны, осознает, что другая сторона имеет право удовлетворить свои интересы.
В таком случае привычная стратегия win-loose (я выигрываю - ты проигрываешь) заменяется стратегией win-win (оба выигрываем).