30 (12) июня 1804 года известный химик академик Яков Дмитриевич Захаров и бельгийский физик и воздухоплаватель Э.Робертсон поднялись с плаца 1-го кадетского корпуса в Петербурге в гондоле наполненного водородом аэростата. Оболочка для него - диаметром около 9 метров - была изготовлена в Петербурге, а водород поставила Академия наук. Поднявшись в воздух, шар достиг высоты 2550 метров и летел в течение 3 часов 45 минут, покрыв при этом расстояние более 60 километров. В своем рапорте Захаров отметил: "Главный предмет сего путешествия состоял в том, чтобы узнать с большею точностью о физическом состоянии атмосферы и о составляющих ее частях в разных определенных возвышениях оной". Планировалось изучить "влияние высоты на увеличение или уменьшение магнитной силы, а также увеличение или уменьшение нагревательной силы солнечных лучей".
Аэронавты обнаружили, что ветер внизу и ветер вверху могут не совпадать по направлениям, установили, что температура воздуха падает с ростом высоты, взяли пробы воздуха на разных высотах. Они определяли изменение видимости отдельных предметов на поверхности Земли, оценивали восприятие слухом звуковых колебаний на больших высотах при помощи колокольчика. Пригодился и взятый с собой рупор. Оказалось, что если крикнуть через него вниз, то отразившийся от земли звук возвращается и колеблет аэростат. Так что, зная скорость звука и измеряя время между его подачей и возвращением, можно было бы определять высоту полета.
Немаловажные для науки результаты были получены и при запуске воздушного шара участниками русской кругосветной экспедиции под командованием И. Ф. Крузенштерна. В феврале 1805 года, находясь в японском городе Нагасаки, они подняли аэростат для наблюдений за характером воздушных течений на разных высотах.
Но наиболее серьезные научные исследования при помощи аэронавтики начались в России через несколько десятилетий. Инициатором их стал известный физик, директор Главной физической обсерватории, академик Михаил Александрович Рыкачев, который сам совершил несколько полетов на аэростатах. В 1881 году он стал председателем только что созданного Воздухоплавательного отдела Русского технического общества и был одним из создателей Международной комиссии научного воздухоплавания. В 1896-1897 годах эта комиссия организовала одновременные запуски воздушных шаров для наблюдений за движением облаков вокруг Земли. Первый такой запуск был одновременно произведен в Берлине, Варшаве, Мюнхене, Париже, Петербурге и Страсбурге в ноябре 1896 года.
Профессионально занимался воздухоплаванием и Дмитрий Иванович Менделеев. Изучая свойства газов при разных давлениях, он, в частности, установил, что закон Бойля-Мариотта абсолютно справедлив лишь в относительно узком диапазоне давлений. Это в итоге привело Менделеева к совершенствованию барометра и созданию на его основе высотомера.
В 1880 году Дмитрий Иванович опубликовал классический труд "О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании", а через семь лет поднялся на аэростате сам.
7 августа 1887 года в Клину во время полного солнечного затмения состоялся запуск воздушного шара, предоставленного в распоряжение Менделеева. Полет был непростым. Поначалу предполагалось, что сопровождать ученого будет аэронавт-профессионал, но оборудования было много, а аэростат, как оказалось, на такую тяжесть рассчитан не был. И 53-летний профессор Санкт-Петербургского университета, никогда до этого не поднимавшийся в воздух, решил лететь один. Погода была дождливая, и Менделееву пришлось пробиваться через облака, самому производить рискованную поправку клапанов, а затем управлять шаром и одновременно проводить наблюдения за короной Солнца и состоянием атмосферы. Полет продолжался 3 часа 36 минут, после чего шар приземлился недалеко от Калязина, покрыв расстояние около 120 километров.
Впоследствии в статье "Воздушный полет из Клина во время затмения" ("Северный вестник" №№ 11, 12, 1887 г.) Менделеев писал:
"Кругом аэростата была масса народу,... кто-то кричал "бис", и я подумал: хорошо бы в самом деле повторять и повторять это торжество науки, хорошо потому, что есть масса чрезвычайно интересных задач, которые можно разрешить только при поднятии на аэростатах".
См. в номере на ту же тему
Ю. БОЙКО - Воздухоплавание - наука, техника и искусство.