№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

МЫ ВЫБИРАЕМ ВУЗ

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала "АБИТУРИЕНТ". В журнале "Абитуриент" публикуются интересные материалы для поступающих в вузы. Подписной индекс - 73004 по каталогу "Роспечати".

Мы выбираем, нас выбирают.
Как это часто не совпадает...

На консультации у психолога.

Строки этой некогда популярной песенки могут служить вполне подходящим вступлением к теме нашего разговора. "Попасть в точку" при выборе профессии не менее, а может быть, и более важно для психологического благополучия человека, чем отыскать свою "половинку". И, к сожалению, не менее сложно. За ошибки несовпадения, когда человек не любит свою профессию или профессия не любит человека, часто приходится расплачиваться всю жизнь. И как в любви, при выборе профессии ни один эксперт или специалист не сможет вычислить стопроцентный вариант и выдать беспроигрышное решение. Выбор должен быть именно вашим выбором, а профессионалы, в частности психологи, могут лишь помочь сделать его более осознанным и хотя бы немного снизить вероятность ошибок и неудач.

Когда старшеклассник решает вопрос, в какое учебное заведение поступать, кажется естественным, что он понимает, кем же собирается стать. Но оказывается, что бывает иначе и достаточно часто. К примеру, большинство абитуриентов, скажем, факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова имеет более чем смутное представление о выбираемой профессии. Прочитанные книги Владимира Леви (одна-две, да и то не всегда) и традиционная в нашем случае аргументация "хочу работать с людьми" вряд ли гарантируют осознанность выбора.

Не менее туманные представления о будущей профессии подчас имеют и абитуриенты, решившие стать инженерами или экономистами. Группе поступающих как-то дали задание: "Представьте себе, что вы окончили вуз и работаете по специальности. Попробуйте описать ваш рабочий день". Многие из опрошенных, к своему удивлению, не смогли привести даже пример конкретного дела, которым может заниматься представитель выбранной ими профессии, хотя несколько минут назад вполне уверенно утверждали, что именно она - дело их жизни.

Понятно, что, выбирая профессию, школьник не может досконально знать всех ее тонкостей. Но отсутствие у абитуриентов самой необходимой информации, их ориентировка на чисто внешние стороны будущей специальности порой просто поражают. Один из таких примеров, который мог бы показаться курьезом, если бы за ним, к сожалению, не стояла реальная человеческая судьба, приводит в своей книге "Как выбирать профессию" известный психолог Е. А. Климов. Речь идет о девушке, которую любовь к музыке привела в ... электротехнический институт. А дело в том, что поступала она на факультет, который назывался "радиовещание", и девушка наивно полагала, что ее работа будет состоять в подборе и исполнении музыкальных произведений для радиопередач. При этом в расчет не были приняты вроде бы совершенно очевидные вещи: институт-то технический, готовит инженеров, то есть людей, имеющих дело с приборами и механизмами. Инженер по радиовещанию если и занимается музыкой, то только с физико-технической, а отнюдь не с эстетической стороны.

Наши представления о мире профессий, в котором мы осуществляем свой выбор, часто напоминают "королевство кривых зеркал". И не только недостаток знаний тому причиной. Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты деятельности, порой не задумываясь о многих других, гораздо менее приятных ее сторонах. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается: какая-то одна сторона предстает чрезмерно преувеличенной, другие, на самом деле отнюдь не менее важные слагаемые будущего профессионального успеха, оказываются едва различимыми, а то и вовсе незаметными.

Очень яркие образцы такого рода "иллюзий пристрастности" обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлечение математикой, физикой, интерес к истории или литературе, а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало. И, даже став студентами, будущие педагоги подчас с удивительным упорством продолжают мыслить себя исключительно математиками, физиками, историками или биологами, хотя совершенно очевидно, что избранная профессиональная деятельность вовсе не сводится к занятиям любимой наукой.

Создавая образ своей будущей профессиональной деятельности, мы нередко склонны идеализировать не только привлекательную для нас профессию, но и самих себя в этой профессии. Задумайтесь, всегда ли наши оценки собственных возможностей и перспектив на выбираемом поприще достаточно реалистичны? Часто в мыслях о будущем мы видим себя людьми, которые достигли наибольших успехов в своем деле, ставим себя на место тех, кто занимает в этой области "командные высоты". Может быть, именно этот, скорее рекламный, чем реальный образ более всего и влечет нас в профессию, которой мы собираемся себя посвятить. Чтобы разобраться в том, туда ли вы движетесь, попробуйте поставить себя на место менее выдающихся, рядовых исполнителей, которых в любой сфере деятельности абсолютное большинство.

Насколько хорошо вы представляете ежедневную работу, которая, вполне возможно, и станет вашим основным делом надолго после окончания учебы, а может быть, и на всю жизнь? Привлекает ли она вас? Если да, то у вас немало шансов остаться довольным своим выбором и не испытать разочарования в будущем, независимо от того, как сложится ваша карьера.

Быть реалистом при выборе профессии, конечно же, не означает, что большинству из нас даже нечего мечтать о том, чтобы стать, скажем, преуспевающим банкиром, а надо сознательно готовить себя к судьбе простого клерка. Речь идет о понимании того, что преуспевающий банкир вырастает, как правило, из способного служащего банка, который много делает для того, чтобы достичь профессионального и социального успеха.

Пытаясь занять более реалистичную позицию при выборе профессии, сталкиваешься с тем, что разобраться в себе, понять собственные стремления, интересы, способности невероятно трудно, еще сложнее, чем получить более-менее верное представление о содержании выбираемой профессиональной деятельности. Построить адекватный образ своего "Я" да еще применить его к определенной профессии - задача действительно из наисложнейших. Но, может быть, стоит ее перед собой хотя бы поставить? В поисках ее решения вы, возможно, обнаружите, что занятие самоанализом - увлекательное и отнюдь не бесполезное дело. А запутавшись, решитесь обратиться за помощью к профконсультанту и получите вполне дельный совет. И еще стоит прислушаться к мнению тех, кто, наверное, не раз подсказывал вам решение других, школьных задачек, - ваших одноклассников. Не удивляйтесь: по данным исследований, именно школьники, а не родители или учителя, наиболее адекватно и критично представляют склонности и задатки своих друзей и возможности их реализации.

Если, выбирая профессию, вы многое передумали, стремились трезво и широко смотреть на окружающий мир и свою будущую жизнь в нем, но продолжаете при этом испытывать мучительные сомнения и колебания, стоит иметь в виду, что такое психологическое состояние - неизбежный спутник принятия любого жизненно важного решения. Нельзя достичь абсолютной уверенности в правильности сделанного выбора и заранее предугадать все возможные повороты судьбы. Но если вы уверены в том, что сделали все от вас зависящее для осознанного выбора, то ваше решение - лучшее из того, на чем сейчас можно остановиться.

Итак, выбор сделан. Но тут возникает барьер, через который еще предстоит перешагнуть, - вступительные экзамены. Очевидно, на свете найдется не так много людей, которые перспективу экзаменов воспринимают с радостью. Наверное, и у вас мысль о грядущем испытании вызывает чувство тревоги, подчас переходящее в панику. "Обязательно провалюсь", - думаете вы и завидуете тем, кто, похоже, вполне уверен в себе и даже не допускает мысли о неудаче. Вполне возможно, вы зря им завидуете, и на самом деле они боятся не меньше. Скрывать страхи и тревоги от других, а подчас и от самих себя, и пытаться их действительно преодолевать - это совсем не одно и то же. Конечно, мы все очень разные, и способы психологической мобилизации могут быть тоже различными. Но часто именно открытое отношение к своим естественным тревогам оказывается более эффективным, чем попытки взять себя в руки и не думать о плохом.

Стремясь поглубже запрятать свою тревогу и неуверенность, мы, наоборот, в чем-то увеличиваем риск неудачи в стрессовой ситуации экзамена. Ведь весь тот страх, которому мы так старательно не позволяли проявляться, может с неожиданной силой охватить нас в самый ответственный момент и заставить потерять контроль над собой. Поэтому стоит попробовать пойти по другому пути: заранее как бы пережить в своем воображении самое худшее из того, что может произойти на экзаменах. Порой это позволяет не только разумом, но и чувствами понять, что в случае провала у нас имеются другие возможности для достижения поставленной цели или выбора иного пути, а значит, и шансы на будущий успех. Казалось бы, у абитуриентов, уже попробовавших себя на экзаменах и познавших вкус неудачи, намного больше оснований для беспокойства. Однако опыт говорит, что часто именно они способны без паники смотреть на различные варианты исхода, в том числе и весьма неприятные, не скрывая при этом страстного желания поступить на этот раз.

Говорят, сдавать экзамены - своего рода искусство, нужно только знать, в чем главный секрет. Нам кажется, что главное - стремиться и на экзамене быть максимально естественным, не перемудрить и не помешать самому себе и экзаменатору успешно справиться со своим делом.

Вступительные экзамены - это конкурс, где выбирают лучших, наиболее подготовленных и способных. Однако подчас естественное желание показать все свои способности превращается в стремление обязательно как-то выделиться, поразить экзаменаторов своим умом и эрудицией. Конечно, если вы уверены, что можете предложить не просто правильное, но и нестандартное решение экзаменационной задачи, наиболее полно и выразительно раскрыть предложенную тему сочинения, используя для этого не совсем традиционную форму, то стоит попробовать. Важно только хорошо помнить, что оригинальность - не самоцель, а отсутствие чувства меры при демонстрации своих обширных познаний может привести к результату, обратному ожидаемому.

Часто вместо того, чтобы четко и просто ответить на поставленный вопрос, мы детально начинаем излагать множество сведений, знание которых, как нам кажется, представляет нас в выгодном свете. А экзаменатор вполне может решить, что абитуриент не понимает сути вопроса, плохо различает главное и второстепенное. Если же экзамен письменный, то вам угрожает еще одна опасность: может просто не хватить времени для ответа на все вопросы билета.

Конкурсный характер вступительных экзаменов некоторые абитуриенты воспринимают столь остро, что начинают видеть в преподавателе соперника, а подчас и врага, главная цель которого - "завалить". Конечно, до откровенно агрессивных форм выражения такой установки по отношению к экзаменатору дело, как правило, не доходит, но в любом случае создается неприятный эмоциональный фон. Возникает напряжение, которое мешает и абитуриенту, и преподавателю. Абитуриенту трудно сосредоточиться, порой приходится как бы заставлять себя говорить, отвечать человеку, который вызывает неприязнь и страх. А преподавателю требуется огромная выдержка, чтобы "не ответить взаимностью", остаться беспристрастным.

Не стоит впадать и в другую крайность, стараясь всеми силами вызвать у преподавателя личную симпатию и какое-то особое расположение к себе. У большинства абитуриентов это получается столь демонстративно и навязчиво, что способно вызвать в лучшем случае улыбку, а чаще раздражение. Кроме того, если слишком ориентироваться на экзаменатора, пытаться почувствовать его настроение, понять реакцию на ответы, ловить каждый его взгляд и жест, легко сбиться, потерять мысль, а то и вовсе запутаться в своих рассуждениях.

Конечно, нельзя предложить универсальные рецепты успеха на вступительных экзаменах. Возможно, их просто нет. Но очень важное во многих жизненных ситуациях правило "не навреди сам себе" представляется весьма существенным и в данном случае. А вредим мы себе часто тем, что чрезмерно преувеличиваем сложность стоящей задачи, и от этого она действительно становится намного сложнее. Когда вступительные экзамены останутся позади, многое из того, что особенно тревожит вас сейчас, наверняка покажется не таким уж серьезным и будет вызывать улыбку. Обычно это бывает именно так. И хочется пожелать, чтобы все так и случилось.

Удачи Вам!

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее