Пифагор/Агеорема (рис. 1)
fly / Sky is fly! (англ., небо — полет)//Жук, ay! (рис. 2)
Кто из нас не сетовал порой на чужой почерк, тщетно пытаясь разобрать в каракулях, что же имел в виду их автор.
Но иной раз и вполне правильный и понятный почерк может поставить в тупик, допуская разные прочтения. Простейший пример (рис. 3).
Попробуйте определить, какая фамилия здесь написана — Аишев или Ашиев?
Особенно сильно подобная неопределенность, двузначность, двуличность, если хотите, почерка проявляется в скорописи, когда под напором энергичного, торопливого пера начинают оплавляться привычные, созданные совсем для другого темпа письма, очертания букв.
А что, если эту неоднозначность почерка, эту неизбежную плату за скорость превратить в достоинство, сделать предметом особого искусства написания двузначных текстов?
Двоевзором (или сдвойнем, бивизором) называется текст, выписанный, вырисованный таким образом, что, вглядываясь в него, можно прочитать сразу два (или более) различных значения:
Гитлер//петля (рис. 4)
Бог/где?. (рис. 5)
-Римский-//-Корсаков (рис. 6)
Нефть//смерть (рис. 7)
Особенно выразительны и наглядны двоевзоры, соединяющие в одном вербальном теле две разноязычные сущности.
Или даже перевод значения (англ- слово) (рис. 8).
Такие англо-русские надписи могут прочитать и понять как русский, так и англичанин, не знающие языка друг друга!
На первое место в двоевзо-рах выдвигается графическое начало, почерк, известная «растяжимость», «размытость» которого позволяет добиваться желаемой двузначности. Однако, в отличие от других известных ныне способов добывания дополнительного смысла из данного текста (оборотни — разночтение справа и слева, опрокидни — чтение и вверх ногами, и т. д. — см. «Наука и жизнь» № 3, 1998 г.), для извлечения alter ego сдвоенного текста его не надо поворачивать, читать в другом направлении и прочее — достаточно по-иному осмыслить привычные символы и знаки.
В заключение еще один двоевзор. Он представляет собой название журнала (рис. 9).
ТАИНСТВЕННАЯ ЗАПИСКА (№ 5, 1998 г.)
С минуту инспектор пристально вглядывался в записку, а потом неожиданно вскочил с места:
— Надо срочно усилить охрану Громилы Бульда. Иначе завтра он может снова оказаться на свободе.
— Инспектор, — ухмыльнулся Глум, — не хотите ли вы сказать, что смогли утереть нос ребятам из шифровального отдела?
— Именно это я и хочу сказать. Смотрите! — Борг положил записку на стол. — Специалисты из контрразведки полагают, что здесь две строчки зашифрованных букв. Я же сразу заметил, что под каждым «словом» первой строки стоит «слово» второй строки из того же числа знаков. Тогда мне пришла в голову мысль, что на самом деле перед нами не разные зашифрованные слова, а половинки одного и того же.
Осталось мысленно соединить обе строчки и получить ответ: «Побег в среду». Вот, полюбуйтесь!
Сержант и девушка склонились над столом. Инспектор, несомненно, был прав.
— Вы — гений! — выдохнула Лиана, с обожанием глядя на инспектора и кокетливо поправляя прическу. — Я и не знала, что у нас в управлении работают такие мужчины!
— Я всегда говорил, — вздохнул Глум, отрываясь от записки,
— что инспектору платят слишком мало. Впрочем, и мне тоже,
— добавил он.
ЗАДАЧА С СЫРОМ (№ 3, 1998 г.)
Чтобы увидеть кусочек сыра на тарелке, надо перевернуть рисунок.
ЗАМКНУТАЯ ЦЕПЬ (№ 4, 1998 г.)
Решение в 94 хода. Дается номер фишки и направление движения - верх, низ, право, лево (в, н, п, л). Примеры: пп - два шага направо, ннл - два шага вниз и один налево и т. д.
11вл, 10вв, 9п, 8п, 4ввв, 5л, 9н, 7п, 6п, 12нн;
13лн, 4лл, 11лл, 10лл, 8вп, 7пв, 6п, 11н, 10л, 6в;
5вл, 7нн, 6п, 11пв, 5в, 7л, 6нн, 11пн, 10пп,5в;
7вл, 6лв, 11ннл, 10ннн, 8лн, 5пп, 9в, 10п, 11п, 6в;
7в, 12ппн, 13нпп, 4ннп, 7л, 6л, 5л, 9в, 10в, 11п;
8н, 13вп, 12вв, 4п, 2в, 1в, 3ллл, 11нлл, 10ннл, 8пн;
4п, 2п, 1п, 7нн, 6л, 5л, 9н, 13вп, 12пв, 4в;
2в, 1в, 10вл, 8л, 9н, 4п, 2п, 1п, 7п, 6н;
5лн, 12ллл, 13ллл, 4в, 2в, 1в, 10впп, 11ввп, 8лв, 9л;
10н, 11п, 9в, 3ппп.
Конечное положение:
(см. рисунок).