ОБИТАТЕЛИ САДА

В журнале "Наука и жизнь" № 1 за 1990 год в рубрике "Переписка с читателями" вы просили присылать фотографии из жизни природы. Думаю, что эта просьба не устарела. Охотой с фотоаппаратом я занимаюсь второй год. Мои клиенты - бабочки, птицы, насекомые, обитающие на нашем приусадебном участке в Токсово Ленинградской области. Все снимки сделаны фотоаппаратом "Зенит".

1. Во второй половине лета кобылки громко поют.
2. Скорпионовая муха лакомится нектаром цветов.
3. Жужелицы рода Карабус - самые крупные и красивые представители своего семейства.
4. Пыльнокрылы летают в саду в июле - начале августа.
5. Оса.
6. Восковик полосатый.

И. Сороко (г. Санкт-Петербург).

"Охота с фотоаппаратом" - эта рубрика как нельзя больше подходит к присланным Ириной Александровной Сороко из Санкт-Петербурга фотографиям, сюжеты которых уловлены на ее садовом участке. Именно уловлены, так как ее фото - сценки из жизни насекомых. Судя по фотографиям и подписям к ним, Ирина Александровна хорошо знает насекомых - их названия, повадки, образ жизни. Редакция попросила научного сотрудника Главного ботанического сада Российской академии наук Любовь Юрьевну Трейвас подробнее рассказать об этих существах.

1. Кобылки относятся к семейству Саранчовых отряда Прямокрылые (Orthoptera). Встречается несколько видов: болотная кобылка, бескрылая кобылка, зеленая травянка, зеленчук коротко-крылый и другие. Все они растительноядные, но в отличие от саранчи не столь многочисленны и не приносят особого вреда. Кобылки имеют короткие усики, кожистые надкрылья и прыгательные задние ноги. Ведут открытый образ жизни и громко поют для привлечения спутниц, начиная со второй половины лета. Пение кобылок не столь мелодично, как у кузнечиков, и происходит в результате трения бедра о продольные жилки надкрылий. Интересна еще одна особенность кобылок: все их личинки очень похожи на взрослых насекомых. Но какие бы крупные экземпляры ни встречались нам в начале лета, это всего лишь личиночная стадия кобылок, которым надо еще подрасти, чтобы стать взрослыми.

2. Скорпионовые мухи - один из самых древних реликтовых отрядов насекомых. Скорпионница обыкновен ная (Panorpa communis) часто встречается на листьях кустарников в лесах и парках. Самки откладывают яйца кучками во влажную почву и под опавшие листья. А питаются личинки и взрослые скорпионницы мертвыми насекомыми, падалью, пометом птиц, нектаром цветов и иногда - живыми насекомыми.

3. Жужелицы рода Карабус - активные хищники как в стадии имаго, так и в стадии личинки. Интересно, что жужелицы, имеющие черную окраску, активны ночью, а виды с ярким зеленым или золотистым оттенком ведут дневной образ жизни. Решетчатую жужелицу (Carabus cancellatus) - золотисто-бронзового жука с красными боками можно увидеть днем не только в лесу, но даже и в городах. От местообитания сильно зависит рацион жуков: в лесу карабусы питаются гусеницами бабочек и пилильщиков, в саду поедают дождевых червей и гусениц, повреждающих зеленые насаждения.

4. Насекомые Пыльнокрылы (сем. Alueitidae) внешне схожи с белокрылками, но тело и крылья покрыты светло-серым налетом, маскирующим основную окраску насекомого. В садах встречаются четыре вида пыльнокрылов, и все они обитатели древесно-кустарниковой растительности. Имаго некоторых видов питаются пыльцой и нектаром, но есть и имаго-хищники (см. фото). Питаются пыльнокрылы в основном растительноядными клещами. Массовый лет наблюдается в июле - начале августа.

5. Большинство ос ведут одиночный образ жизни. Самки кормят своих личинок определенной пищей: одни виды используют пауков, другие - гусениц. Жертву они не убивают, а только парализуют, поэтому личинки осы всегда имеют свежую пищу. Живут одиночные осы в земляных норах или в гнилой древесине. Они более тонкие и мелкие и в отличие от общественных ос не имеют рыжего оттенка. Самка осы-одинеры (Odynerus) прикрывает вход в свою нору.

6. Восковик полосатый (Trichius fasciatus) жарким июльским днем встречается на цветах таволги или на цветах различных зонтичных растений. Полосатым его называют за широкие черные полосы на желтых надкрыльях. Личинки восковика полосатого отрождаются и живут в гнилой древесине пней и поваленных деревьев.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»