Сейчас довольно трудно представить себе, что заполонившие ныне весь мир компьютеры, или, по другой терминологии, электронные вычислительные машины (ЭВМ), впервые появились в нашей жизни всего лишь полвека назад. Первые годы и даже первые десятилетия они, в полном соответствии со своим именем, использовались главным образом для сложных вычислений. Но фантастические успехи микроэлектроники, лавинообразный прогресс идей и методов программирования сделали компьютер персональным инструментом - массовым, сравнительно недорогим, освоившим, кроме вычислений, ряд других очень полезных профессий. В их числе прежде всего нужно назвать работу с текстами: возможность набирать тексты, редактировать их, распечатывать, формировать полиграфические оригиналы - готовые страницы будущих книг и журналов. Есть основание считать, что с текстами работают практически на всех личных и учрежденческих персональных компьютерах, и естествен но, что одна из программ для работы с текстами - текстовый редактор - вошла в рассказ для самых начинающих компьютеровладельцев. В качестве примера выбрана программа Лексикон. Ее первая версия была создана в 1984 году как чисто русскоязычный продукт, но, естественно, с возможностью работать на английском и иных языках, использующих латинский шрифт. По сравнению с приспособленными к русскому языку западными текстовыми редакторами уже первый "Лексикон" имел неоспоримые достоинства и поэтому получил широкое распространение. В современных версиях "Лексикона" достаточно просто осуществляется "стыковка" с наиболее популярными текстовыми редакторами серии Word фирмы Microsoft. Это значит, что, работая в "Лексиконе" и пользуясь его "очевидными достоинствами", вы можете без труда читать файлы в Word, что, в частности, важно при общении через Интернет. В самое последнее время работа с текстами стала составным элементом массовых компьютерных профессий, в частности электронной почты ("Наука и жизнь" № 2, 1998 г.) и многообразных взаимодействий с Интернетом ("Наука и жизнь" № 1, 1998 г.). Но есть и другие программные продукты, вполне доступные начинающему пользователю, которые могут стать столь же полезными и популярными, как текстовые редакторы. В качестве примера можно назвать работу с электронными таблицами, в частности в рамках программы Exсel. Такие таблицы помогают наглядно представить простые или сложные экономические, деловые, организационные, хозяйственные системы и ситуации, посмотреть, как при изменении одного фактора за ним "поплывут" и другие. Разнообразные варианты ваших действий и их результаты, отраженные в таблицах, легко превращаются в диаграммы и графики, делают наглядной и понятной до того запутанную картину. Уже давно могли бы стать массовыми программы, такие, скажем, как Outlook, позволяющие вести деловой календарь, личные базы данных, следить за почтой и т. п. Эти программы создавались, чтобы ваш персональный компьютер еще в большей степени сделать вашим персональным помощником. И это вполне доступно даже начинающим пользователям, особенно тем, кто уже освоил работу с текстовым редактором. В этом номере раздел "Человек и компьютер" ведет кандидат физико-математических наук Е. Веселов, руководитель дивизиона информационных решений компании IBS, автор первого текстового редактора Лексикон.
Вместе с Windows 95 вы уже установили на свой компьютер два редактора: простейший Блокнот, позволяющий набирать одним шрифтом тексты ограниченного размера, и несколько более умелый WordPad [Ворд пад], в котором можно работать с большими документами и использовать разные шрифты.
Если стоит задача подготовить рукопись для передачи в редакцию журнала или издательство, на первых порах он вполне подойдет. Дело в том, что WordPad сохраняет документы в том же виде, что и его "старший брат" - Microsoft Word, а вас, скорее всего, попросят принести файл "в формате Ворда".
Но для подготовки нормально оформленного документа, даже простого письма, WordPad не годится - он не умеет делать перенос, формировать таблицы, изменять шаг строк и абзацный отступ.
Все это и многое другое можно сделать, работая в редакторах Word или Лексикон 97. Основные приемы работы с ними очень похожи, и, научившись работать с одним, вы при необходимости без труда сможете использовать и другой.
Word в сравнении с Лексиконом имеет ряд дополнительных возможностей для профессиональной работы над сложными документами и множество настроек, позволяющих менять режимы работы и весь интерфейс. В частности, мощный язык программирования макрокоманд открывает возможности для автоматизации работы. Увы, тщеславие и вандализм в который раз обратили во зло достижения технологии: вместе с полученным на дискете или по электронной почте внешне безобидным документом в Word есть риск получить скрытый в нем макровирус, который уничтожит результаты всех ваших трудов.
Лексикон 97 не работает с макрокомандами, и для опытного пользователя это досадный недостаток. Но именно поэтому Лексикон абсолютно невосприимчив к макровирусам и уничтожит их, если с его помощью открыть и затем сохранить зараженный документ Word.
Лексикон 97 снабжен шаблонами многих распространенных российских документов (например, бланком платежного поручения или справки с места работы), более компактен (занимает меньше места на диске) и сам по себе, и по размеру создаваемых им файлов. К тому же вполне возможно, что приобретать этот редактор специально вам не придется: вы получите его в составе выпускаемого компанией "Арсеналъ" комплекта "Русский офис", который устанавливается на многие производимые у нас компьютеры.
Электронная бумага
Для знакомства с программой редактирования текстов мы выбираем Лексикон 97, еще раз напомнив, что это позволит вам с легкостью освоить и другие редакторы, в частности Word.
Запустив Лексикон 97, вы видите, что в заголовке окна появилось условное имя нового документа: "Документ 1". Ниже идет строка меню, а под ней так называемые инструментальные панели, или попросту ряды кнопок. Чтобы узнать назначение той или иной кнопки, достаточно указать на нее мышью: рядом появится краткая подсказка, а в строке сообщений у нижней кромки окна - более подробная.
Основную часть окна занимает чистый лист с призывно мигающим курсором, приглашающим начать ввод текста.
Выберите для тренировки нужный для работы или просто интересный текст - и за дело! Не старайтесь выделить заголовок или сменить шрифт, сделать отступы или изменить поля: всем этим мы займемся позже, а пока просто набирайте текст. Вот основные правила этой работы:
Когда понадобится переместиться по тексту назад, используйте клавиши-стрелки или мышь. Указав мышью нужное место, щелкните левой кнопкой, и сюда же перепрыгнет курсор.
Если установить курсор в середину фразы, новые слова будут или раздвигать введенные ранее, или затирать их. Режим вставка-замена переключается клавишей Ins.
Клавиша Del стирает справа, Backspace - слева. Заметив опечатку, верните к ней курсор и исправьте текст, удалив неверную букву.
Набирайте текст подряд, программа сама выполнит перенос на следующую строку.
Не ставьте подряд несколько пробелов, пытаясь сделать отступ, что-то подровнять или напечатать слово вразрядку. Для этого есть другие средства, а пробел предназначен только для отделения одного слова от другого.
Закончив один абзац, для перехода к следующему нажмите клавишу Enter. Не используйте ее для того, чтобы передвинуть курсор вниз или раздвинуть строки: это приведет к вставке пустых абзацев.
lНельзя переместить курсор вниз, пока там нет текста. Когда вы приблизитесь к нижнему краю окна, текст автоматически сдвинется, освободив место для ввода следующих строк.
Если шрифт кажется мелковатым, не напрягайте глаза. Можно увеличить масштаб изображения на экране. Отыщите на верхней панели с кнопками окошко с надписью "100%" и щелкните по соседней стрелке: перед вами окажется список масштабов. Маленький секрет: можно вручную ввести любое уменьшение или увеличение масштаба - от 10 до 200%. Зачем терять место, занимаемое в окне пустыми полями? Увеличьте масштаб, и работать с более крупным шрифтом будет легче.
Постепенно набранный текст уходит вверх и скрывается из поля зрения. Чтобы вернуться назад, используйте мышь и линейку прокрутки у правой кромки окна, клавиши-стрелки или клавиши PgUp [пэйдж ап]и PgDn [пэйдж даун], сдвигающие текст сразу на целый экран назад и вперед соответственно.
Опробуйте и постарайтесь запомнить еще несколько полезных "правил движения":
Home - перейти к началу строки;
End - к концу строки;
Ctrl -- к началу абзаца;
Ctrl -- к следующему абзацу;
Ctrl -- на слово назад;
Ctrl -- на слово вперед;
Ctrl - Home - к началу документа;
Ctrl - End - к его концу.
Пока все очень похоже на пишущую машинку, разве что на компьютере легко исправлять опечатки. Но подождите...
Фрагменты: ножницы и клей
С фрагментами текста можно делать на компьютере все то, что многие поколения авторов и редакторов делали с помощью ножниц и клея. Но сначала научимся выделять фрагменты. Легче всего делать это мышью. Подведите курсор к началу или концу той части текста, которую вы хотите выделить. Нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, движением мыши расширяйте выделенную область (текст в ней виден как негатив - светлым на темном фоне) в нужную сторону. Как только вы отпустите кнопку - размер фрагмента будет зафиксирован; следующее нажатие снимет выделение.
Очень удобен еще один способ: установив первым щелчком курсор на начало фрагмента, нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкнуть мышью по концу фрагмента. Быстро выделить слово можно двойным щелчком.
Для выделения фрагмента с помощью клавиатуры нажмите и удерживайте клавишу Shift, а затем используйте клавиши стрелки или любые клавишные комбинации, передвигающие курсор.
Но вот фрагмент выделен. Посмотрим, что мы можем с ним сделать.
Во-первых, удалить. Нажмите клавишу Del, и фрагмент исчезнет. Если вместо него надо ввести что-то новое, специально удалять фрагмент не надо: стоит лишь начать ввод, и прежний текст будет удален автоматически.
Во-вторых, фрагмент можно перенести на новое место. Укажите на выделенный фрагмент мышью и нажмите левую кнопку. Не отпуская ее, ведите стрелку к нужному месту вставки и там отпустите кнопку мыши - вслед за курсором весь фрагмент переместится на новое место. Обратите внимание, что курсор мыши во время выполнения этой операции меняет свой вид - к стрелке "цепляется" прямоугольник, символизирующий перетаскиваемый блок текста.
Если во время этой операции удерживать нажатой клавишу Ctrl, фрагмент будет не перемещен на новое место, а скопирован.
Буксировка фрагментов очень хороша, когда надо поменять местами слова или фразы, находящиеся недалеко друг от друга.
Для дальней "транспортировки", в том числе даже в окно другой программы или из него, нам послужит буфер обмена Windows. Удобнее всего работать с ним с помощью кнопок или клавиш, хотя соответствующие команды имеются и в меню Правка.
Кнопка с изображением ножниц и клавишные команды Shift-Del или Ctrl-X вырезают фрагмент из текста, помещая его во временное хранилище - в буфер.
Кнопка с двумя листочками и клавиши Ctrl-Ins или Ctrl-C оставляют фрагмент на месте, помещая в буфер его копию.
Соседняя кнопка "Вставить" и клавиши Shift-Ins, Ctrl-V вставляют фрагмент из буфера туда, где в этот момент находится курсор. Делать это можно многократно, размножая нужную часть текста: содержимое буфера сохраняется там до тех пор, пока вы не положите в него новый фрагмент.
Буфер Windows позволяет переносить не только текст, но и рисунки, и другие виды данных.
Наконец, в выделенном фрагменте можно сменить шрифт, его начертание и размер (кегль). Попробуйте поэкспериментировать, используя разворачивающиеся списки шрифтов и размеров (чтобы развернуть список, надо нажать на стрелочку рядом с окошком на панели) и кнопки с буквами Ж (жирный), К (курсив), Ч (подчеркивание). Кстати, применяемая в Windows шрифтовая единица измерения - пункт соответствует 1/72 дюйма (в отечественной полиграфии пункт чуть больше). 12-й кегль близок к размеру шрифта пишущей машинки, 10-м набирают большинство книг.
Работа над ошибками
И в Лексиконе 97, и в MS Word есть очень полезная возможность: откат, или отмена неудачных действий. Как только вы начали работу с документом, кнопка отката активизируется (стрелка на ней потемнеет). Это означает, что сделанную операцию можно отменить, вернув предыдущее состояние документа.
Стоит "откатиться", и тут же активизируется и соседняя кнопка. Ее функция - "отменить отмену", то есть снова выполнить отмененное действие, если вы всетаки решите к нему вернуться. Повторять операции отката в обе стороны можно многократно.
В меню Лексикона действию этих кнопок отвечают команды "Правка-Отменить" и "Правка-Снова вернуть", есть и соответствующие клавишные команды.
Что бы могла значить фраза "Программы для Windows bvt.n vyjuj j,otuj."? Чтобы разгадать ребус, присмотритесь к своей клавиатуре. После "Windows" нечаянно остался включенным режим латинских букв, и теперь придется перебивать заново часть строки, а то и целый абзац? Нет! Выделив испорченный фрагмент текста, нажмите правую кнопку мыши. Выберите команду Рус/Лат контекстного меню, и все придет в норму. Эту полезную возможность имеет только Лексикон 97.
Разумеется, современные текстовые редакторы помогают бороться и с обыкновенными ошибками и опечатками, осуществляя орфографическую проверку текста. Здесь впереди Word: он оснащен не только орфографической, но и грамматической проверкой (системы проверки для русского языка были разработаны российской фирмой "Информатик").
Оформление
В любом документе есть хотя бы один заголовок и основной текст. Что же касается отчета или брошюры, не говоря уж об инструкциях, договорах и других подобных бумагах, в них налицо целая структура заголовков, пунктов и подпунктов. Посмотрим, как создать ее в текстовом редакторе.
Сменим шрифт заголовка и укрупним его. Затем разместим по центру (для этого служит одна из кнопок на экране - найдите ее сами). Такую центровку делать очень просто, но не очень продуктивно. Во-первых, все процедуры придется повторять для каждого заголовка. Во-вторых, когда вы захотите автоматически составить оглавление, ничего не выйдет: ведь компьютер не знает, что сменой шрифта и центровкой вы решили отмечать именно заголовки.
Правильнее, да и проще, нажать на кнопку "Заголовок", и текущий абзац (это может быть всего одна строка) сразу станет заголовком не только для ваших глаз, но и для компьютера. Обратите внимание на первое (самое важное!) окошко на инструментальной панели, скрывающее список стилей абзацев: надпись "Обычный" сменилась на "Заголовок 1".
Это не порядковый номер заголовка, а его уровень в иерархии: 1 - самый главный, 2 - подзаголовок и т. д. Пощелкайте кнопками со стрелками вниз и вверх, и вы увидите, что меняется и вид заголовка, и цифра.
Разумеется, шрифт и прочие характеристики заголовков любого уровня можно настроить по вкусу, причем эту операцию не надо повторять каждый раз заново: выполните команду "Оформление - Стиль" и настройте все только здесь. Сколько бы ни было в документе заголовков, все они тут же примут новый вид.
Работая с большими или типовыми документами, старайтесь как можно больше использовать эту замечательную возможность, и не только для заголовков.
Обычно в начале работы над документом трудно сказать, какие шрифты, отступы абзацев и другие характеристики будут использованы при окончательной доводке. Но если уже при наборе не использовать все эти особенности оформления (их называют - стили), к концу работы руки у вас окажутся связанными: смена оформления уже готового текста означает колоссальный объем правки.
Поступим иначе. Ведь вы всегда знаете, набираете ли заголовок, основной текст или, скажем, сноску. Сразу же помечайте соответствующим стилем каждый особый абзац и шрифтовое выделение, но пока не думайте о деталях оформления; можно даже не менять его вовсе.
Когда текст готов, подходит очередь экспериментов с вариантами дизайна и укладкой в заданное число страниц. Теперь можно оценить преимущества стилевой правки.
Например, чтобы оформить сноски более мелким шрифтом, не нужно искать их по всему документу и менять шрифт. Если сноски были сделаны предназначенным именно для них стилем, выполните команду "Оформление - стиль" и, найдя в списке "Стиль - сноска", поменяйте для него размер шрифта. Все имеющиеся в документе сноски тут же будут переоформлены автоматически и без ошибок.
Впрочем, для несложного документа вполне можно обойтись без работы со стилями. Лексикон 97 имеет для этого очень удобное средство: форматирующую рамку. Дайте команду "Оформление - Визуальное форматирование", и текущий абзац будет окружен рамочкой, стороны которой можно перетаскивать мышью, меняя отступы со всех сторон. В этом режиме можно менять и поля страницы.
Чтобы изменить шаг строк (как говорят полиграфисты, интерлиньяж), дайте команду "Оформление-абзац" и выберите интервал из списка на панели "Отступы и интервалы". Для удобного чтения текста рекомендуется установить интервал чуть больше: с множителем 1,1-1,2. Можно задать и точную величину шага строк в сантиметрах.
Собственное оформление имеют и страницы документа. Обычно они должны быть пронумерованы, причем номера страниц (колонцифры) размещаются вверху или внизу, по центру или сбоку, или по-разному на четных и нечетных страницах.
Кроме того, можно поместить на каждой странице колонтитул - поясняющую надпись, которая поможет читателю сориентироваться в толстой книге или напомнит название и телефон фирмы на страницах прайслиста. В колонтитул можно вставить виньетку или отделить его от основного текста чертой (колонлинейкой). Наконец, для приглашения или поздравительного адреса можно сделать страницы с декоративным фоном, имитируя водяные знаки или используя для фона подходящий рисунок.
Сохраняем документ
Наш документ пока существует только в рабочем окне, и при выходе из текстового редактора или выключении компьютера плоды всех трудов будут потеряны. Чтобы этого не случилось, нажмите на кнопку с изображением дискеты или выполните команду "Документ - Сохранить", и перед вами появится панель для управления сохранением файлов.
Введите название документа (т. е. новое имя файла) и укажите место хранения - диск и каталог. Пока оставим без изменений предлагаемый тип файла - документ Лексикона. Если вам впоследствии понадобится подготовить документ для передачи тому, кто пользуется Word'ом или Лексиконом для ДОС, выберите соответствующий тип файла.
После первого сохранения условное название "Документ 1" в заголовке окна сменится на новое. Если снова щелкнуть по кнопке сохранения, текст будет сохранен в уже имеющемся файле без лишних вопросов.
При создании нового документа на основе предыдущего часто нужно сохранить текст из рабочего окна в новом файле. Для этого вместо команды "Сохранить" дайте команду "Сохранить как". Но будьте внимательны: если вы промахнетесь курсором мыши и выполните соседнюю команду "Сохранить", послуживший образцом документ будет испорчен - в его файл запишется новое содержимое рабочего окна. Удобнее сохранить такой документ в качестве шаблона и использовать его без всякого риска.
Печать
Вид документа в рабочем окне Лексикона уже очень близок к тому, что получится на бумаге. Но перед реальной печатью на принтере можно на экране воспроизвести будущую распечатку более точно, нажав кнопку предварительного просмотра.
Для печати нажмите кнопку или дайте команду "Документ - Печать". С помощью появившейся панели диалога выбирайте нужные страницы и число копий, заправляйте принтер бумагой и печатайте.
Тем, кто работает в организации, оснащенной несколькими компьютерами и принтерами, стоит обратить внимание на "подводный камень", с которым можно столкнуться при печати многостраничного документа.
Тщательно подготовив отчет, вы передаете его в другой отдел или обращаетесь для чистовой печати к счастливому обладателю лазерного принтера. И обнаруживаете, что документ буквально трещит по швам. На какой-то странице оказалась лишняя строчка, на следующей съехал рисунок и т. д. Без всякой видимой причины изменилось даже число страниц.
Ни вы, ни текстовый редактор тут не виноваты. Причина лежит глубоко, это тонкости работы Windows с масштабируемыми шрифтами.
Придется установить у себя на компьютере драйвер (то есть согласующую программу) для того принтера, на котором вы впоследствии намереваетесь печатать. Приступая к доводке документа, можно и обмануть Windows, сделав текущим драйвер отсутствующего принтера, и тогда при реальной печати на другом компьютере все будет в порядке. А вот обеспечить сохранность вида многостраничного документа при смене принтеров вряд ли удастся. Разве что в Лексиконе для ДОС с машинописным шрифтом и фиксированным делением документа на страницы.
Обращайте внимание на детали
Современный текстовый процессор позволяет объединить множество профессий и самостоятельно подготовить не только письмо или рукопись, но и оригинал-макет книги. Только не обольщайтесь обещанными в рекламе любой программы "простотой работы" и "интуитивно понятным интерфейсом". Тому, кто не хочет останавливаться на компьютер ной машинописи, предстоит осваивать не только и не столько программу, сколько сложное и специфичное ремесло печатного слова, имеющее массу правил и традиций и требующее хорошего вкуса.
Что определяет первое впечатление от печатного труда, немаловажное даже для служебной записки? Казалось бы, мелочи. Точка в конце заголовка, дефис вместо тире, единица измерения, оторвавшаяся при переносе от числа, не те кавычки.
Всех типичных огрехов не перечислить. Часто даже в роскошных изданиях глаз спотыкается на небрежностях и специфических "компьютерных" ошибках. Например, автор сделал перенос, вручную поставив дефис, а после загрузки текста в издательскую систему злосчастный перенос всплыл посреди строки.
Обращайте внимание на детали, учитесь различать на примере профессиональных изданий приемы и огрехи набора и верстки - и тогда вышедшие из вашего принтера документы доставят удовольствие и вам, и читателям. Во всяком случае, внешним видом.