Во втором номере журнала "Наука и жизнь" за этот год была опубликована статья члена-корреспондента РАН, академика Российской академии ракетных и артиллерийских наук А. А. Ильюшина "Вся жизнь - научный поиск". В ней, в частности, идет речь о работе ученого в годы Великой Отечественной войны. Его теория расчета на прочность корпусов тяжелых осколочно-фугасных снарядов помогла в несколько раз увеличить их производство и ликвидировать снарядный голод.
Я знаю о самоходной артиллерии Советской Армии не понаслышке. На фронт попал в 1941 году 16-летним мальчишкой-добровольцем, участвовал в обороне Москвы, служил офицером инструментальной разведки, а после войны стал инженером-строителем, увлекся изучением истории и арсенала Второй мировой войны. В дополнение к напечатанному материалу хочу рассказать поподробнее об этом грозном оружии.
Самоходные артиллерийские установки (САУ) применялись в годы Великой Отечественной войны не только для борьбы с танками противника. Они уничтожали и подавляли его живую силу и технику, разрушали оборонительные сооружения. Часто САУ сопровождали продвижение наших танков, конницы и пехоты.
Танкисты на фронте метко прозвали САУ "испорченным танком" или "танком без башни". Самоходная установка действительно представляет собой танк, на который вместо башни с пушкой устанавливается орудие большего калибра. И если танковая башня с пушкой, а нередко и со спаренным с ней пулеметом может поворачиваться на 360о, то орудие САУ находится в неподвижной, хотя и более просторной бронированной рубке. На цель установка должна разворачиваться всем корпусом.
Калибр ствола самоходного орудия, как правило, на ступень больше, чем у пушки танка. Так, например, танк Т-34 сначала был оснащен 76,2-мм пушкой, а самоходная установка на том же шасси имела 85-мм пушку; в 1944 году Т-34 вооружили 85-мм пушкой, и создали на его шасси 100-мм самоходную установку.
Интересна история создания тяжелой самоходно-артиллерийской установки СУ-152. Еще в ходе оборонительных боев под Сталинградом началась подготовка к решительному наступлению. Государственный комитет обороны принял решение в кратчайший срок (всего за 25 дней!) выпустить первый образец тяжелой САУ. Ее испытания закончились 7 февраля 1943 года, а в июле СУ-152 уже участвовали в боях на Курской дуге, для немцев это было полной неожиданностью.
Установка СУ-152 создавалась на базе тяжелого танка КВ-1с. Шасси танка оснастили качающейся частью 152,4-мм гаубицы - пушки МЛ-20 образца 1937 года. Новое орудие получило индекс МЛ-20С (самоходное), ему же присваивали и другой индекс - КВ-14. Возимый боекомплект САУ состоял из двадцати выстрелов (так артиллеристы называют совокупность элементов боеприпаса для одного выстрела): десяти бронебойно-трассирующих снарядов массой 48,8 кг, которые на дальности 1500 метров пробивали броню толщиной 116 мм, и десяти осколочно-фугасных снарядов массой 43,56 кг. Бывало, что вместо бронебойных снарядов боезапас комплектовали десятью бетонобойными снарядами массой 40 кг. На дальности 1000 метров они разрушали железобетонную стену толщиной 1 метр. Экипажу из 5 человек выдавались два 7,62-мм пистолета-пулемета (автомата) и 24 оборонительные ручные гранаты Ф-1. Использовали эту самоходку в основном для сопровождения тяжелых танков Советской Армии и разрушения немецких долговременных оборонительных сооружений. Всего была выпущена 671 такая машина.
Другая самоходно-артиллерийская установка - ИСУ-152 - представляла собой 152,4-мм гаубицу - пушку МЛ-20С в литой раме, установленную на базе тяжелого танка ИС-2. Она была более маневренной, отличалась большей средней скоростью движения и лучшей проходимостью.
Все установки, сконструированные на базе танка ИС-2 (ИСУ-122, ИСУ-122С и ИСУ-152) были приняты на вооружение в 1944 году. Они могли преодолеть ров шириной 2,5 метра, вертикальную стену высотой 1 метр, брод глубиной 1,3 метра, подъем и спуск с уклоном 36о и крен 30о. Всего было выпущено 4030 самоходно-артиллерийских установок такой конструкции.