№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

КАК БЫВАЛО В ОЛИМПИИ

Н. КУДРЯШОВ.

Модель Олимпийского святилища.
На снимке - Олимпия.
Так сегодня выглядят остатки Гимнасия в Олимпии. Фото Н. Кудряшова. Май 1998 г.

Слово "олимпийский" уже оторвалось от своего исходного значения, но всякий раз полезно обращаться к олимпийским истокам (см. "Наука и жизнь" №№ 8-10, 1979, № 12, 1993 г.).

Любой современный спортивный комплекс, вроде московских Лужников, мог бы свободно, без особого ущерба для своей территории вместить целиком древнюю Олимпию, занимающую небольшую долину на западе Пелопонесса. Эту долину, омываемую речками Алфей и Кладей, обойдешь не торопясь за час. Сегодня здесь нет каких-либо строений - одни руины, серые дымчатые камни. Разбираешься в их хаосе, обращаясь к рисункам, планам, мысленно достраиваешь руины, собираешь камни и ставишь их на прежнее давнее место, поднимая древние здания, связывая прошлое и настоящее.

Хотя археологи установили, что долина стала обитаема по крайней мере пять тысяч лет назад, точно не известно, когда здесь впервые прошли состязания. Один из мифов связывает начало игр с доставкой сюда с острова Крит младенца Зевса. Тогда долину и стали называть Олимпией, поскольку постоянное место Зевса было на Олимпе - своде небесном. В это мифическое время будто бы состоялись состязания в беге на стадионе, длину которого отмерил своими стопами знаменитый герой Геракл. Победившего бегуна наградили венком из дикой маслины. Ведь еще с библейских времен, когда голубка принесла Ною оливковую ветвь в знак прекращения потопа, масличная ветка - знак награды, эмблема миролюбия, символ мира. "Знаете ль вы, отчего тот обычай ведется, что у людей знаком мира считаются ветви оливы? Если война над страной бичом пронесется, села сожжет и потопчет богатые нивы, - больше всех прочих деревьев, кустов и растений пахучих времени нужно оливе, чтоб рощею стать синекудрой!.." - писал русский поэт К. К. Случевский.

Со временем полулегендарные спортивные соревнования оказались забыты. Возродила их в VIII веке до нашей эры, по велению Дельфийского оракула, Элида - одно из государств древней Эллады - Греции. Элида в ту пору заключила Священное перемирие с другими греческими государствами, расположенными на полуострове Пелопоннес, - Спартой и Писой. По договору территория не только Олимпии, но и всей Элиды на время олимпийских игр провозглашалась священной и неприкосновенной с прекращением любых войн и враждебных действий. Со временем эти условия распространили на всю Элладу.

В 776 году до нашей эры состоялась первая олимпиада , зафиксированная документально. Первым же победителем стал бегун Кореб. С тех пор в течение 1168 лет прошло в общей сложности 293 олимпиады, с 776 года до нашей эры по 393 год нашей эры.

Олимпийскими играми ведал Буле - высший государственный орган Элиды. Занимались же непосредственно состязаниями десять элейцев - граждан элиды, которых избирали по жребию, чтобы справедливо судить состязания атлетов, вручать награды победителям и наказывать нарушителей. Каждый из десяти избранников получал звание - элланодик.

К состязаниям допускались лишь свободные эллины - граждане всей древней Эллады, не совершившие преступлений или святотатства. Атлеты, допущенные к играм, готовились в течение 10 месяцев. Те, кто собирался участвовать в беге и пятиборье - пентатлоне, тренировались в Гимнасии - на обширной площадке под открытым небом, с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе. Гимнасий окружался со всех сторон красивой колоннадой, и от нее к нынешнему времени осталось лишь несколько колонн. Рядом находилась Палестра - квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта. Сегодня лишь по каменной цепочке фундамента можно определить расположение Палестры.

Программа Олимпийских игр состояла из гимнических (от слова gymnoi - голый) состязаний: атлеты соревновались обнаженными. Бег считался главным видом соревнований, и каждая олимпиада получала наименование в честь победителя забега на один стадий - дистанцию, равную длине стадиона. Другой забег назывался диавл или диалус, в переводе - двойной пробег (на два стадия). Был еще долих или долихос, в переводе - длинный пробег, протяженностью 20-24 стадия. Атлеты также соперничали в "панкратии" - борьбе без правил, кулачном бою и других видах спорта. В программу входили и конные соревнования, например, бег на колесницах с четверкой лошадей, скачки всадников без седел и стремян.

Игры проходили в июле или августе, в пору полнолуния, обычно при невыносимой жаре. Первоначально они длились один день, затем два, позже три, а с 472 года до н. э. - пять дней. В первый день после торжественных жертвоприношений атлеты давали клятву в особом помещении - Булевтерии, где заседал Олимпийский совет и хранились тексты постановлений. От этого служебного здания к сегодняшнему дню почти не осталось следов, как, впрочем, и от других помещений такого рода.

Дав клятву, атлеты отправлялись на стадион. Он из всех сооружений Олимпии сохранился наилучшим образом. Правда, это овальное, продолговатое поле, окруженное зелеными склонами, совсем не похоже на сегодняшние спортивные громадины. Его длина - 1 стадий (192,28 метра). Стартовая и финишная линии отмечены каменными плитами с бороздой. Сегодня здесь чуть ли не каждый турист, даже почтенного возраста, не утерпев, пробует силы в беге, подобно древним эллинам. Шутка ли, совершить пробежку по самому первому в мире олимпийскому стадиону.

В древности на состязаниях присутствовало примерно 45 тысяч зрителей, и они располагались на зеленых склонах. Одна небольшая трибуна (и она сохранилась) предназначалась для элланодиков и официальных гостей. На противоположном склоне возвышался, тоже сохранившийся, каменный жертвенник богини земледелия Деметры. Отсюда за состязаниями наблюдала жрица - единственная женщина, имевшая на это право, поскольку остальным представительницам прекрасного пола категорически запрещалось присутствовать на играх. Женщин, нарушивших запрет, надлежало сбрасывать в пропасть, однако случаев исполнения этой кары не зафиксировано.

Хотя Олимпийские игры считались сугубо мужским занятием, исключения из строгих правил случались. Как-то у одной эллинки двое сыновей получили право на участие в играх, и мать, накинув мужское платье - гиматий, оказалась в числе зрителей. Когда же оба ее сына стали победителями, мать, не выдержав, помчалась на поле, но зацепившийся гиматий спал с женского тела, и обман раскрылся. Женщину, по легенде, учтя заслуги сыновей, помиловали и наделили правом впредь присутствовать на олимпийских состязаниях. У женщин, впрочем, были и свои отдельные всегреческие игры, проводившиеся в честь богини Геры.

Часть атлетов выступала со снарядами, например с дисками для метания. Эти бронзовые, а также мраморные и свинцовые кружки спустя две тысячи лет нашли при раскопках и поместили в музей Олимпии. Здесь же другие древние атлетические снаряды, например гири и даже камень весом в 143,5 кг, с выбитой надписью, что две тысячи шестьсот лет назад атлет Бибон поднимал этот камень одной рукой над своей головой. Зрители за подобными достижениями наверняка наблюдали с восторгом, несмотря на палящую жару. Те же, кто испытывал жажду, могли сойти вниз к кромке поля, где находился каменный желоб с питьевой водой, опоясывающий весь стадион.

Равенство зрителей соблюдалось лишь на стадионе, а вне его люди, согласно своему положению, знатности и богатству, получали право на дополнительный комфорт вроде размещения в гостинице - Леонидеоне. Здесь благодаря хитроумно устроенному внутреннему продуваемому двору можно было обрести долгожданную прохладу и даже принять ванну - постамент одной из них дожил до наших дней.

Конники состязались на ипподроме. Это сооружение длиной в четыре стадия - около 770 метров - находилось южнее стадиона, возле реки Алфей, и было разрушено ее наносами.

Конкретными результатами состязаний не интересовались, следили только за тем, кто пробежал дальше, кто поднял снаряд тяжелей. Атлет Тисандр пробежал за час около 19 километров, что неплохо и для нынешнего бегуна. Другой атлет, Фаилл, прыгнул в длину на 16 метров, и этот результат , примерно вдвое превышающий современные рекорды, вызывает сегодня полемику спортивных знатоков. Одни считают достижение прыгуна легендой, другие предполагают, что это длина двух прыжков, сложенных вместе, или речь идет о тройном прыжке. Истину же установить трудно, поскольку древние греки прыгали иначе, чем сейчас. По изображениям на древнегреческих вазах, атлеты почти не разбегались и держали в руках двухкилограммовые гири, напоминавшие гантели. Отрываясь от земли, прыгуны махом направляли гири вперед, а перед самым приземлением отводили назад. Когда ноги касались земли, прыгуны отбрасывали гантели и за счет этого выигрывали несколько сантиметров. Кроме того, гири, по современным суждениям, помогали прыгунам уравновешивать свои движения.

Спортсмены выступали, как правило, честно, без жульничества, и все же некоторые атлеты шли на обман, давали противникам взятку ради достижения победы или брали взятку и уступали победу. Обманщики карались крупным штрафом, который шел на отливку занов - бронзовых статуй Зевса. Их водружали в назидание возле входа на стадион. За все время олимпиад появилось не так много занов - 16, и постаменты их сохранились.

Победителей же олимпиад ожидала не только земная, но и небесная слава. Наградой был венок из веток, срезанных со священного оливкового дерева, означавший, что его владелец - любимец богов. В честь атлета устраивали праздники, воздвигали статуи, слагали песни. Победитель, или олимпионик, получал право воздвигнуть свою статую на центральной священной территории - Алтисе, в переводе с древнегреческого - роще. Здесь стояли храмы, жертвенники, тысячи статуй и, как сегодня, росло множество олив, платанов, тополей, кипарисов.

Разные помещения, в том числе спортивные объекты, окружавшие священную территорию, считались подчиненными ей, поскольку сами состязания считались поклонением верховному эллинскому божеству - Зевсу Олимпийскому. Религия была частью жизни древних греков. Тогдашние боги походили на людей, поддавались человеческим слабостям, жили людскими помыслами и страстями. События реальной и божественной жизни Эллады часто смешивались, и потому олимпиады считались и спортивным событием, и религиозным действом.

Победители, оказываясь на священной территории Алтис, следовали в ее центр, где находилось главное здание Олимпии - храм Зевса. Здание длиной свыше 64 и шириной почти 28 метров в окружении 34 колонн строили десять лет. У восточного входа в храм происходил торжественный ритуал награждения. За процедурой наблюдал Зевс - огромная статуя, превосходившая естественные размеры в семь раз. Статуя высотой вместе с постаментом около 12,4 м почти касалась потолка, и казалось: если Зевс встанет, то снесет крышу. Люди могли видеть лицо Зевса, поднявшись на специальные площадки, сооруженные вдоль стен. Зевс, борода, волосы и одежда которого были выполнены из золота, а тело - из слоновой кости, восседал на троне из черного дерева с драгоценными камнями. Голову Зевса венчал серебряный венок из масличных ветвей, а весь образ был исполнен олимпийского спокойствия, благородства и милосердия. Изваяние знаменитого скульптора Фидия считалось одним из семи чудес света. Более полутора тысячелетия назад статую переправили в Константинополь, и здесь она в 462 году погибла при пожаре.

Не сохранился и храм, простоявший тысячу лет. Его разоряли пожары, землетрясения, но более всего разные завоеватели, один из них даже приказал разобрать колонны толщиной 2 метра и части их вместе с огромными каменными блоками стен разбросать вокруг. Так и лежат до сих пор огромные глыбы.

Другому известному сооружению святилища - храму покровительницы семьи богини Геры - повезло больше. Время пощадило несколько колонн, возраст которых - свыше 2600 лет. Возле этих колонн каждые четыре года девушки-гречанки солнечными лучами, отраженными металлическим зеркалом, зажигают олимпийский огонь и следуют с ним на стадион. Здесь огонь принимают бегуны и направляются в Афины к парку Заппейон, где находится стадион Панафиней. Его соорудили из мрамора в 1896 году к первым Олимпийским играм на остатках античного стадиона по эскизам барона Пьера де Кубертена, возродившего в наше время олимпийское движение. Забальзамированное сердце Кубертена покоится в Олимпии под скромным белым памятником в окружении высоких густых деревьев среди тишины и покоя на территории Международной Олимпийской академии. Здесь же в алтаре находится олимпийский огонь - символ нынешнего олимпийского грандиозного всепланетного движения.

См. в номере на ту же тему

И. ИВАНОВ - Москва принимает олимпийское будущее.

Аэробика в большом спорте.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Спортшкола. Любителям спорта для повышения эрудиции»

Детальное описание иллюстрации

Модель Олимпийского святилища. В середине - территория Алтиса со зданиями храмов. В центре - главный храм Зевса Олимпийского (1). Слева - храм богини Геры (2), в наше время возле остатков этого здания зажигают олимпийский огонь. За территорией Алтиса находились сооружения для тренировок: Гимнасий (3) и Палестра (4), древняя гостиница - Леонидеон (5), служебное здание - Булевтерий (6). В северо-западной части располагался стадион (7), основанный, по преданию, Гераклом. Перед его входом проштрафившиеся атлеты устанавливали заны - бронзовые статуи Зевса (8).
На снимке - Олимпия. Церемония передачи зажженного олимпийского огня атлетам на стадионе при проведении взрослых олимпийских игр. Олимпийский огонь Всемирных юношеских игр, в отличие от взрослых олимпиад, зажгут в Афинах, на холме возле Акрополя. Из афинского аэропорта огонь доставят в Адлер, затем огонь переместится в Сочи, оттуда - по 13 российским маршрутам его доставят в Москву. 12 июля олимпийский огонь прибудет в столицу, а вечером 13 июля - окажется в Лужниках.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее