НАУКА, РОДИВШАЯСЯ НА ОРБИТЕ

Лауреат Ленинской и Государственной премий А. ОСТАШЕВ, член координационного Комитета ветеранов космоса. (г. Королев.)

Давним подписчикам журнала нет надобности представлять летчика-космонавта Валентина Витальевича Лебедева. Поскольку именно в этом журнале были опубликованы его дневники (см. "Наука и жизнь", №№ 4-9, 1984 г.; №№ 1-9, 1985 г.;№ 3, 1986 г.; №№ 1-8, 1988 г). Они уникальны тем, что писались не после приземления, когда многие впечатления оказываются смазанными, когда острые моменты волей-неволей начинают приглаживать, когда исчезает подлинность и достоверность мнений и суждений. Свои дневники Валентин писал во время рекордного 211-суточного полета на орбитальной станции "Салют-7" в 1982 году совместно с Анатолием Березовым. Дневники, по тем временам смелые и откровенные, показывали и все радости, и все истинные трудности пребывания человека на борту. В дальнейшем они вышли в России отдельной книгой "Мое измерение", и она выдержала два издания в США, где еще только готовятся к длительным полетам. В стране, гражданин которой первым побывал на Луне, книга вызвала большой интерес: людям, собирающимся на Марс, очень важен опыт нашего космонавта.

Мое знакомство с Валентином Витальевичем Лебедевым началось в то время, когда он пришел к нам на фирму, в наш испытательный комплекс, в "куст" подготовки экипажей, в ячейку поиска, послеполетного обслуживания и эвакуации экипажа и материальной части с места посадки корабля. Руководил группой бравый летчик, генерал, участник Великой Отечественной войны А. И. Халутин - человек большого трудолюбия, настойчивости и аккуратности.

По времени это произошло в середине 70-х годов. Валентину очень повезло, что начальником отдела, куда он пришел, был С. Н. Анохин - великолепный летчик-испытатель самолетов, человек удивительной души, доброты и щедрости, покоряющего обаяния, пришедший к нам с тайной мечтой слетать в космос, к сожалению, так и оставшейся мечтой. Причиной неисполнения его задумки, по-моему, оказалась преждевременная смерть С. П. Королева.

Так что становление В. В. Лебедева как специалиста проходило в прекрасном коллективе среди людей, которые обладали огромной жизненной школой, высоким профессионализмом, ответственностью к работе, мудростью человеческих отношений.

Я сразу заметил Валентина, помимо профессиональных качеств, меня он привлек смекалкой, задором, чувством юмора и даже чисто русской лихостью, за которую, бывало, получал и нарекания.

Свой первый космический полет В. В. Лебедев совершил с П. И. Климуком в 1973 году на корабле "Союз-13". На орбите космонавты получили замечательные научные результаты, сняв спектры многих тысяч звезд в недоступной на Земле УФ части спектра. Только вокруг звезды Капелла удалось зарегистрировать свыше двух тысяч звезд до 13-й звездной величины. Сделано это было в огромной степени благодаря тому, что экипаж при подготовке сумел довести свои будущие действия в полете до творческого совершенства.

Еще в Байконуре при подготовке корабля я обратил внимание на талант Валентина быстро усваивать все новое и умение разумно критиковать устоявшийся порядок и традиции в подготовке изделий к пуску. Именно в этот период мы по-настоящему сблизились с ним, оказались единомышленниками, максималистами, исповедующими кредо "все мое".

Приведу оценку, которую дал Лебедеву, его "материалам научных исследований" Борис Евсеевич Черток, ближайший соратник Королева. Он отмечал, что послеполетная деятельность его заслуживает быть поставленной в пример как безусловно выдающаяся инженерно-научная работа: если бы каждый борт-инженер и инженер-исследователь по возвращении на Землю отчитывался подобным образом, наши немалые расходы на пилотируемые полеты были бы более оправданными.

А еще вспоминается эпизод, когда В. В. Лебедев за два года до второго полета на заключительном этапе подготовки повредил себе ногу при выполнении упражнений на батуте и медициной был выведен из состава экипажа. Однако он нашел в себе силы не сломаться и после операции, только поправившись, снова включился в тренировки, сдал все экзамены по кораблю и станции на "отлично", в сложной конкурентной борьбе добился права на второй полет.

Видел я и как Валентин вел себя в более драматические моменты своей жизни, после второго полета, когда он из-за независимости своих суждений, направленных против него интриг и дезинформации стал единственным невыездным космонавтом. Он не пытался спрятаться за чью-то спину, не терял самообладания, никого не подставлял, мужественно отстаивал свою честь и свое право на откровенные высказывания. И несмотря на все продолжал работать, защитил докторскую диссертацию, писал статьи (сегодня у него в активе 3 монографии, 58 научных статей, 23 авторских свидетельства). А когда муть сошла, на что ушло четыре года, и все встало на свои места, началось новое испытание - перестройкой. Все это - свидетельство большого внутреннего запаса энергии, невероятной работоспособности и неуемности, которые помогают ему достойно выходить из самых сложных жизненных ситуаций и вызывают уважение.

Космические исследования в стране постепенно сводились на нет, сворачивались запланированные работы во многих институтах. А Валентин Витальевич начинает бороться за создание Научного геоинформационного центра (НГИЦ) при Российской академии наук, которым сейчас руководит.

Какую задачу директор Лебедев ставит перед своей организацией? Она формулируется ясно: нужно повысить эффективность космических систем изучения Земли, сделать так, чтобы их результаты были доступны широкому кругу заинтересованных пользователей. И чтобы космонавтика прежде всего служила отечественным интересам.

Центр, созданный в 1991 году, живет и действует практически за счет собственных средств. В штате около 30 сотрудников, а делают они столько, сколько обычно не удается сделать и большому коллективу. Это - результат четко организованной работы, когда в коллективе каждый может рассчитывать друг на друга. Центр оснащен современной техникой, проводит важные исследования, развивая отечественные геоинформационные технологии с целью рационального и экологически безопасного природопользования, в чем у нас назрела жизненная необходимость.

См. в номере на ту же тему

В. ЛЕБЕДЕВ - Космическая география.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Люди науки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее