Необычного вида поезд начал функционировать на Люблинской линии Московского метрополитена. Новый метровагон, которому авторы дали имя "Яуза", не имеет, например, в отличие от традиционного, форточек. Дышится в нем, однако, существенно легче: если в других вагонах воздух поступает в салон только при движении поезда, то в "Яузе" работает принудительная вентиляция.
Есть у нового поезда и множество других удобств - и для пассажиров, и для тех, кто его эксплуатирует.
Пассажиры, например, смогут слышать друг друга не только на остановках, но и во время движения. В конструкции вагона применены шумопоглощающие материалы, а также двойные стекла, что обеспечивает вполне приемлемую шумоизоляцию. Удобнее в нем будет и читать (салон освещен мощными люминесцентными лампами) и даже просто сидеть: его сиденья разработаны с учетом последних эргономических требований.
Остроумно решена в салоне и система оповещения пассажиров. Над каждой входной дверью - электронное табло со схемой линии, по которой движется поезд. На табло высвечивается, какие станции он уже проехал и к какой подъезжает. А над торцевыми дверями - электронные табло типа "бегущая строка", дублирующие всю передаваемую пассажирам звуковую информацию. Все это, разумеется, особенно важно для тех, у кого понижено слуховое восприятие.
А еще у нового поезда непривычно плавный ход, который обеспечивается регулированием тяговых двигателей при помощи современной электроники. Такое регулирование, кстати, позволяет экономить немало электроэнергии: при торможении избыточная ее часть не расходуется, как в серийных метропоездах, на тепло, а возвращается в сеть.
И, наконец, пожаробезопасность "Яузы" очень высока, поскольку вагоны в основном выполнены из негорючих и трудногорючих материалов.
Техническое обслуживание нового метропоезда обходится существенно дешевле, чем традиционного. Ему не требуется проводить ремонт по плану и графику. За состоянием узлов поезда следит бортовой компьютер, заблаговременно оповещающий о необходимости ремонта. А ремонт этот осуществляется чрезвычайно просто - путем замены выработавшего свой ресурс узла.
В разработке "Яузы" участвовало несколько отечественных фирм, а выпускает ее АО "Метровагонмаш" (г. Мытищи Московской области). Пока новый метровагон стоит примерно в два раза дороже, чем традиционный, но зато рассчитан на больший срок эксплуатации и потребляет значительно меньше электроэнергии. Все это позволяет предположить, что именно "Яуза" станет основой будущего парка вагонов метро в начале следующего века.
КОСТЮМ ИЗ ТИТАНА
Из самого разного титанового сырья, в том числе порошка, можно изготовлять тончайшую и чрезвычайно ценную нить по технологии, разработанной в Институте физики металлов Уральского отделения Российской академии наук.
Традиционный метод получения микропроволоки путем многократной переплавки и волочения трудоемок и недешев. К тому же он не позволяет использовать некондиционное сырье, из-за которого в нити могут оказаться приводящие к ее разрыву включения и окисленные пленки. Уральский же способ содержит глубокую очистку исходного сырья, оставаясь при этом и существенно более экономичным. В какой-то мере он аналогичен тому, которым еще недавно получали сверхпроводники, но более подробное его содержание составляет предмет "ноу-хау".
По этой технологии можно получать титановые нити микронного и даже меньшего диаметра, которые находят применение в самых различных отраслях, и прежде всего в медицине. Точнее - в хирургии: титановая нить не только прочна и эластична, но и абсолютно инертна биологически: оставаясь в живых тканях, она уже через несколько дней покрывается слоем эпителия. Иголку для титановой нити уральские специалисты разработали тоже из титана. Ушка она, в отличие от обычной иглы, не имеет, а выполнена из тончайшей трубки, в которую продергивают и закрепляют нить без перегиба.
Все шире используют титановую микропроволоку и в электронике, а с недавних пор ей найдено еще одно - уж совсем экзотическое - применение: изготовление ткани. Не обычной, разумеется, а той, из которой выполняют защитные костюмы для работы в сильных электромагнитных полях.
Да мало ли других самых разнообразных применений можно найти столь ценному изделию, как титановая нить. Главное, что разработана экономичная и эффективная технология ее получения и что производство ее уже налаживается.
НЕ ПОВРЕДИВ СКОРЛУПЫ
Введение витаминов и лекарств через скорлупу инкубационных яиц давно используется в птицеводстве. Обычно для этой цели скорлупу прокалывают и делают при помощи шприца инъекцию, а затем дырочку снова заделывают. В США, например, создана установка, которая позволяет через такие проколы вводить лекарственный препарат одновременно в 24 яйца. Однако при этом, несмотря на точную механику и высокую культуру производства, целостность скорлупы всегда нарушается. Не исключено даже травмирование зародыша, что не может не сказываться на количестве выводимых цыплят.
Специалисты Межотраслевой производственной компании "Афалина" (Москва) разработали технологию и ультразвуковую установку для введения лекарственных веществ в яйцо через неповрежденную скорлупу. Яйцо на четверть погружают в облучаемый ультразвуком лекарственный раствор, и достаточное количество препарата обнаруживается в содержимом яйца уже через несколько секунд. Ультразвуковой режим подобран при этом так, что он даже при отсутствии лекарств оказывает стимулирующее воздействие, и процент вылупившихся цыплят увеличивается.
Новый метод позволяет достаточно просто автоматизировать обработку яиц, не меняя при этом традицион ной технологии инкубации. Лотки с ними просто погружают на несколько секунд в специализированную ванну. На обслуживаемой двумя операторами установке размером с письменный стол можно обработать до 30 тысяч яиц в час.
ОЗЕРО В АНТАРКТИДЕ
Интересные данные получены российскими геофизиками, работавшими на внутриконтинентальной антарктической станции "Восток". Данные относятся к одному из подледниковых озер Антарктиды, гипотеза о существовании которых возникла еще несколько лет назад. Она была выдвинута британскими учеными в конце 80-х годов на основании результатов мониторинга шестого континента европейским исследовательским спутником ЕРС. В некоторых местах - глубоко под антарктическими льдами - оказалась не всхолмленная, а совершенно ровная поверхность. Предположение о наличии под толщей льда озер вполне согласовывалось и с сейсмограммой, которую еще в 60-х годах получили наши исследователи, но правильно расшифровать в то время еще не смогли.
Предметом теперешнего изучения стало самое крупное из гипотетических подледниковых озер, сопоставимое по своим размерам с озерами Онтарио или Ладожским. Прежде всего, следовало определить, вода это или нет, а затем - очертания озера, толщину слоев льда и водных осадков. Исследования велись при помощи каротажа - сейсмического и акустического. Для этой цели специальным термобуровым снарядом была пробурена сверхглубокая скважина. Установлено, что под слоем льда мощностью примерно 3750 метров находится именно вода, но пресная или соленая - пока неясно. Бурение приостановили примерно в 130 метрах над ее поверхностью с тем, чтобы не нарушить среду обитания "жителей" озера. Процедура взятия проб из воды пока разрабатывается.
Глубина водного слоя определена примерно в 600 метров: более точно определить пока не удалось из-за различного сопротивления акустической волне у пресной и соленой воды.
Установлены также возраст воды - около 1 миллиона лет и толщина слоя донных отложений - более 400 метров. Такой глубокий слой осадков для озер вовсе не характерен: он обычно не превышает 40 метров. И это, и еще некоторые соображения заставляют специалистов вернуться к одной из уже возникавших когда-то гипотез: а материк ли Антарктида? Может быть, она - архипелаг?
АЛМАЗЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Перспективным для России алмазоносным регионом может стать Иркутская область, где первые алмазы были найдены еще в 50-х годах. С открытием крупных Вилюйских месторождений (Якутия) поисковые работы были на несколько десятилетий перенесены туда и возобновились в Иркутской области лишь в 80-х годах. Тем не менее к сегодняшнему дню на ее территории найдено более полутора тысяч кристаллов алмазов, причем масса некоторых из них достигает 7,5 карата.
Специалисты Института земной коры и Института геохимии СО РАН насчитывают в Иркутской области четыре потенциальные алмазоносные субпровинции (Ангаро-Тунгусская, Якутская, примыкающая к республике Якутия, Присаянская и Байкало-Патомская) и полагают, что выявление месторождений в этих местах - дело предрешенное. Требуются лишь время и, разумеется, капиталовложения. А добывать здесь, по подсчетам ученых, можно будет до 10 млн. карат в год, получая при реализации сотни миллионов долларов дохода.