ПОЧЕМ НЫНЧЕ МЕТЕОРИТЫ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: "New Scientist" (Англия), "Science et Vie" (Франция), "American Scientist", "International Wildlife", "Science News" и "Scientific American" (США).

Одна американская фирма предлагает кусочки марсианского метеорита, упавшего в Нигерии в 1962 году. Метеорит, получивший по месту падения название Загами, весит 18 килограммов, из него распродают полукилограммовый кусок. За 98 долларов покупатель получает кусочек в 0,02 грамма, запечатанный в плексигласовый кубик. Это в несколько сот раз дороже золота. Однако, порывшись в Интернете, можно найти предложения о продаже "кусочков Марса" по цене в 15 раз меньше.

Марсианские метеориты, падающие иногда на Землю, представляют собой куски горных пород, выбитые с поверхности Марса миллионы лет назад падением крупного астероида и после длительных блужданий в космосе притянутые нашей планетой (см. "Наука и жизнь" № 11, 1996 г.). Их отличает от других метеоритов особый химический и минералогический состав.

Кстати, крупица метеорита Загами помещена на борт автоматического зонда "Глобал сервейор" (см. "Наука и жизнь" № 12, 1997 г.), который сейчас вращается вокруг Марса с целью выполнить подробные топографические изыскания поверхности планеты. Таким образом, через миллионы лет кусочек этого метеорита вернулся если не на Марс, то на орбиту вокруг него.

Американский астроном Арден Олби, участвующий в программе "Глобал сервейор", предлагает распродать для нужд фундаментальной науки метеорит Нахла, также имеющий марсианское происхождение. Он упал в 1911 году в Египте и при падении убил собаку. Реклама, по мнению Олби, могла бы звучать так: "Продается единственный марсианин, когда-либо убивший землянина!".