- Мария, вы так профессионально вышиваете, а как давно вы увлекаетесь вышивкой?
- Вышивать научилась рано. Я родом из Украины. Детство прошло в деревне под Полтавой. В 50-60-е годы девочек учили вышивать, как правило, с малолетства. Серьезно занялась этим рукоделием уже после окончания школы, когда вышла замуж и переехала в Москву. Было это в 1983 году. Сначала вышивала крестом иконы. Руки наловчились выкладывать очень мелкие стежки. Появились выносливость и способность делать довольно масштабные работы. Когда сынишка пошел в первый класс, стала выкраивать время не только на вышивки, но и на посещение выставок.
Как-то в конце 1993 года услышала по радио объявление, что на Варварке организуются встречи с самодеятельными мастерами декоративно-прикладного искусства. Там я познакомилась с уникальной московской вышивальщицей - Евгенией Николаевной Козиевой. Коллекция картин этой удивительной женщины, которая более 35 лет вела кружки вышивки в разных министерских учреждениях, меня потрясла. Казалось, что ее вышивки выполнены не иголкой, а кистью. Договорилась, что буду брать у нее уроки. Сейчас Евгения Николаевна уже не вышивает, возраст не тот, да и глаза подводят. Но тогда, в 1994 году, она научила меня всем техническим приемам, которыми владела сама, показала, как подготовить кальку, как перевести картину на ткань, какие пяльцы должны быть у вышивальщицы, какой подрамник. Рисовальный шов отрабатывали на цветах. Очень скоро они стали получаться у меня такими же живыми, как и у моей учительницы.
Дальнейшие шаги были самостоятельные. Появилась мечта: перевести на язык вышивки наиболее известные картины художников разных эпох, стран, стилей и направлений, чтобы в коллекции были не только цветы, но и портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Первый опыт удался. Это была вышивка по картине шотландского живописца Генри РебЈрна "Мальчик с кроликом". Репродукцию я взяла из журнала "Огонек". Сама картина находится в Лондоне - в Королевской академии художеств. В свое время живописец получил за нее почетное звание академика. Несколько лет назад эту картину, среди прочих шедевров Королевской академии художеств, привозили на выставку в Москву - в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, но, к сожалению, мне не довелось ее увидеть.
- Ваши вышивки - праздник для глаз. Они очень живописны, обрамлены красивыми рамами. С помощью ниток вам удается передавать все тонкости фактуры каждой вещи, блеск и мягкость ткани, ее нежную прозрачность, солнечные блики на море, легкие, воздушные облака. Наверное, для этого нужно иметь специальное художественное образование?
- Я закончила Институт культуры. Специального художественного образования у меня нет. Рисовать красками не умею, а вот цветными карандашами кое-что получается, особенно цветы. Это умение еще со школы. Думаю, оно научило меня видеть и чувствовать цвет.
Как сотни лет назад работали над шитыми иконами искусные вышивальщицы? Художники-иконописцы на ткани делали рисунок, а мастерицы заполняли его тысячами стежков. Такие вышивки шили лицевым шитьем разноцветными шелками. Другое название этой техники - живопись иглой. Вышивальщицы не создавали сюжеты, но в душе, конечно же, были художницами и имели тонкое чувство цвета. Кто умеет писать картины, тот не вышивает. Вышивка - занятие очень кропотливое, требующее большой усидчивости и огромного терпения. Чтобы вышить картину, ее нужно увидеть и прочувствовать.
- Расскажите, как вы работаете? Какие ткани и нитки используете?
- Сравнивая, как работают разные вышивальщицы, я понимаю, что у меня несколько иная школа вышивки. Евгения Николаевна научила меня: никогда не закреплять ни пяльцы, ни подрамник, они всегда должны быть подвижными.
За вышивкой нужно сидеть так, чтобы свет падал с левой стороны. Правая рука всегда находится над подрамником, левая - под ним. Стол перед вышивальщицей должен быть достаточно высоким, чтобы на него можно было опереть пяльцы или подрамник.
Пяльцы лучше сделать самим. Для нижнего обруча (высотой 5-6 и диаметром не менее 30 сантиметров) можно использовать сито или три одинаковых кольца деревянных пялец, склеенных между собой. Этот обруч следует в несколько слоев обернуть бинтом. Для верхнего обруча нужно подобрать ремень из натуральной кожи (плотный и чтобы не красился) и сшить его на срезах. Ремень должен очень туго соприкасаться с нижним обручем, тогда ткань на пяльцах не придется всякий раз подтягивать. После нескольких вышивок ремень немного растягивается, поэтому его приходится укорачивать и вновь сшивать. Достоинства самодельных пялец - в отсутствии всяких шероховатостей, структура тонких и нежных тканей в таких пяльцах не нарушается.
Подрамник должен быть без единого гвоздя и обязательно из мягкого дерева, тогда, закрепляя ткань, в него легко воткнуть кнопки. Чем меньше вес подрамника, тем удобнее вышивальщице работать. Для вышивки картин нужно иметь несколько подрамников, самый маленький - размером 30 х 40 сантиметров.
Небольшие картины лучше вышивать на пяльцах, большие - только на подрамнике.
Ткани можно использовать разные. Конопляное полотно годится для вышивки крестом различных иконописных сюжетов. Для картин, выполняемых рисовальным швом, больше подходят тонкий, плотный хлопок или поплин. На шелке лучше всего вышивать цветы, у которых фон целиком не зашивается. Если же фон полностью зашивается, нет смысла использовать шелк.
Чтобы вышивать хорошие вещи, нужна большая коллекция ниток мулине. У меня они упорядочены по номерам - тональность к тональности - и намотаны на картонные полоски с выемками вверху и внизу. На одной картонной полоске все оттенки красного цвета, на другой - зеленого и т. д. Это, конечно, занимает какое-то время, зато очень удобно в работе.
Вышивая картины, вышивальщицы пользуются разными швами. Но какой бы шов они ни применяли, везде главенствует его величество стежок. Стежки должны быть разной величины и располагаться как бы в шахматном порядке, перекрывая друг друга. Их размер колеблется в пределах от одного миллиметра до двух сантиметров и зависит от размера вышиваемого элемента. Зашивать все только маленькими стежками нельзя, иначе фактура вышивки получится рябой.
Вначале, когда опыта еще нет, направление стежков можно наносить на ткань карандашом. Все стежки следует прокладывать на лицевой стороне вышивки, изнанка нужна для того, чтобы перейти от одного стежка к другому.
Я всегда вышиваю в одну нитку - в две нити невозможно передать тонкие тональные переходы. Когда изображаю лицо, эту одну ниточку растягиваю, чтобы она стала еще тоньше. Использую при этом светлые мулине одного тона, для притенения по абрису и вокруг глаз беру мулине тоном немного темнее, чем основной.
У разных ниток своя роль. Для вышивки лица как нельзя лучше подходят ленинградские мулине, а вот импортные - не годятся: они объемнее, пушистее и больше блестят. Их хорошо использовать для вышивки одежды.
- Копируя полотна великих художников, вы добиваетесь большого сходства своих работ с оригиналом, довольно точно передаете общий колорит картины. Все ли детали вы переносите на ткань? И как это делаете?
- Если переносить на ткань все мелкие детали картины, потом в них можно просто запутаться. Переносить нужно только основные контуры, а все остальное делать "от руки". С опытом вырабатывается точность глаза.
Технически перевод картины на ткань выглядит так. Беру достаточно прозрачную кальку (ту, что годится под тушь), смазываю ее с одной стороны растительным маслом, затем тщательно вытираю бумажными или тряпочными салфетками и просушиваю. От этого калька становится еще прозрачнее. Подготовленную таким образом кальку накладываю на картину и срисовываю все ее основные контуры. Следующий этап - перевод рисунка с кальки на ткань. Использую для этого тонко заточенный, не очень мягкий простой карандаш и тонкое двухмиллиметровое стекло размером 10 х 15 сантиметров с гладкими ошкуренными краями (со стеклом большего размера работать неудобно). Сначала ткань закрепляю кнопками на подрамнике так, чтобы она была сильно натянута. Затем кальку с рисунком прикрепляю двумя-тремя булавками к изнанке ткани. Подрамник в вертикальном положении прижимаю своим телом к столу так, чтобы изнаночная сторона подрамника (та, где к ткани прикреплена калька) была слева. Свет от окна должен падать на изнанку подрамника. Дальше я подкладываю к кальке стекло и перевожу фрагмент рисунка на ткань. Передвигаю стекло - и перевожу следующий фрагмент. И так до конца, пока весь рисунок не будет перенесен на ткань.
- Направление стежков на ваших картинах везде разное. Есть какие-то правила, как, к примеру, вышивать лица или облака?
- В каком направлении класть стежки, чаще всего подсказывает чутье. У художника мазки могут идти в одном направлении, а в вышивке стежки приходится класть совсем по-другому. И не всегда заранее знаешь как. Но некоторые правила все же существуют. Когда изображаешь небо, стежки - так меня учили - следует располагать только горизонтально. Они держат картину. Если повести их не горизонтально, а по вертикали, то получатся скалы, а не небо. Так же, строго горизонтально, надо класть стежки и когда изображаешь облака или море в спокойном состоянии. Передавая округлости облаков, нельзя располагать стежки дугой, иначе выйдут корабли, а не облака. Горизонтального направления стежков нужно придерживаться и тогда, когда вышиваешь лица.
Трудности на пути встречаются всегда. Работая над глазами леонардовской "Дамы с горностаем", я проложила стежки дугой. Посмотрела на вышивку с расстояния двух метров и увидела на ней монголку. Два раза пришлось выпарывать нитки. И лишь когда сделала и веки, и брови горизонтальными стежками, монголка исчезла. Хотя в других лицах я иногда вышивала эти детали стежками в виде дуг, и все получалось хорошо. Не знаю, в чем здесь секрет. Всегда трудно предугадать, что получится.
Нельзя слишком закруглять щеки. Нитки дают такой блеск, что, глядя на вышитое лицо с расстояния, видишь на щеке подобие флюса. Также нельзя увлекаться стежками округлых форм для передачи округлостей фигуры. Лучше моделировать эти округлости нитками одного цвета, но разных тонов, где-то потемнее, где-то посветлее.
Самой сложной для воспроизведения оказалась картина А. М. Шилова "Венгерская цыганка Нана". Но все-таки удалось найти прием, как передать руки, просвечивающиеся сквозь прозрачные рукава платья. И руки, и прозрачные рукава надо вышивать одновременно. Направление стежков диктует форма рукава.
- Интересно, сколько времени уходит на вышивку одной картины?
- Все зависит от погоды и от времени года. Весной и летом работа идет быстрее. Вышивая по восемь-десять часов в день, можно сделать картину за два или три месяца. Осенью и зимой, когда дни короткие и в основном темные, я гладью не вышиваю, только крестом. Вышивать гладью нужно при хорошем дневном освещении. Электрический свет меняет цвета, и тогда сделанную вечером работу утром приходится всю выпарывать. К тому же от электрического света нитки бликуют, и глаза очень устают. Вышивка меня так захватывает, что я не замечаю времени. Мне интересно разрабатывать приемы передачи теней, полутонов, придумывать, как сымитировать, чтобы шелк был похож на шелк, бархат - на бархат.
Каждый раз, когда заканчиваю картину, смотрю на нее и с близкого, и с далекого расстояния, проверяя, все ли в ней гармонично, не надо ли что-то исправить. А еще очень хороший метод проверки - через зеркало. Отражение картины в зеркале выявляет порой то, что не видно даже при пристальном ее рассмотрении.
- Ну вот картина вышита, никаких исправлений не требует - что дальше?
- Не снимая картину с подрамника, проглаживаю ее с изнанки через мокрую ткань утюгом. Если картина на пяльцах и утюгом гладить неудобно, кладу ее лицевой стороной на чистую мягкую ткань, без какого-либо рельефа, и проглаживаю с изнанки ложкой из нержавейки. Делаю это очень интенсивно, чтобы ложка разогрелась. После этого натягиваю вышивку на плотный картон и вставляю в раму под стекло. Самое подходящее место на стене то, куда не попадают прямые солнечные лучи, иначе нитки будут выцветать. Стирать вышитые гладью картины не рекомендую.