№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

АРХИТЕКТОРЫ И СТРОИТЕЛИ ГНЕЗД

Кандидат биологических наук К. МИХАЙЛОВ.

В детстве мы смотрим на окружающий нас мир глазами, полными удивления и восторга. Со временем эта способность тускнеет, отходит на задний план, а то и вовсе исчезает. А между тем жизнь зеленого листа и порхающей бабочки, медлительной черепахи и обгоняющего корабли дельфина действительно полна загадок и нераскрытых тайн. Публикуемая статья рассказывает об удивительных особенностях самого обыденного, на первый взгляд, события в жизни животных - строительства гнезд.

Иволга вьет изящные легкие "гамачки" на тонких ветках дуба или березы. К такому гнезду нелегко подобраться врагам.
Длиннохвостая синица, или ополовник, сооружает в развилке березы теплые пушистые шарики.
Гнездо дрозда в обломке ствола высохшей березы.
Удивительные "кошелечки" из пуха ивы вьют синицы-ремезы на свисающих над водой ветках деревьев.
Пальмовые стрижи приклеивают сделанные из слюны, пуха и мелких перышек гнезда к внутренней поверхности свисающих листьев пальмы.
Стрижи-саланганы гнездятся под сводами пещер. Их легкие воздушные постройки считаются деликатесом в южноазиатской кухне.
Глазчатые сорные куры за постройкой гнезда.
Сорные куры за свои сильные мускулистые ноги получили название "большеноги".
Черепаха откладывает яйца в вырытую яму.
Гнездо козодоя расположено на голой земле, почти без травяной подстилки.
Обитательница птичьих базаров кайра откладывает свое единственное яйцо на каменистом обрыве.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

Ткачи, гончары и землекопы

Присмотритесь к гнезду обычной пеночки, камышевки, пересмешки - как аккуратно и замысловато переплетены в нем травинки, образуя шалашик или корзинку. Чтобы выполнить такую работу, нужно обладать незаурядными ткацкими способностями. Замечательно сплетены и висячие сооружения африканских ткачиков, и подвешенные над водой гнезда-"кошельки" синиц-ремезов, и удивительные игровые постройки австралийских птиц-шалашников.

При строительстве гнезд птицам приходится не только "ткать", но и выполнять самые разнообразные работы: ласточки лепят гнезда из глины, используя в качестве склеивающего материала собственную слюну, а небольшие стрижи-саланганы, гнездящиеся под сводами пещер в тропиках Южной Азии и Индонезии, вообще обходятся без глины - они делают гнезда исключительно из слюны. Эти воздушные легкие постройки, кстати сказать, местные жители собирают и продают поставщикам дорогих ресторанов, которые готовят из них изысканные блюда.

Еще более удивительные гнезда у родственников саланган, пальмовых стрижей, которые приклеивают сделанные из слюны, пуха и мелких перышек миниатюрные "подушечки" к внутренней поверхности свисающих листьев кокосовой пальмы. Когда гнездо готово, к подушечке приклеиваются два яйца, которые птица насиживает в вертикальном положении, зацепившись лапами за гнездовую платформу.

Такое гнездышко заставит изумиться любого, кто его заметил. А вот гнезда сорных кур - холмики из песка - на первый взгляд кажутся ничем не примечательными. Но именно о них стоит рассказать подробнее.

Термометр внутри клюва

Сорные куры, или большеноги, относятся к особому семейству в отряде куриных птиц. Большинство видов большеногов - довольно крупные птицы, величиной с индейку. Они живут в тропических лесах Индонезии и на Новой Гвинее. Один вид, кустарниковая индейка, населяет леса восточного побережья Австралии, а другой, глазчатая курица, обитает в засушливых районах южной половины континента. Сорные куры не насиживают своих яиц. Тропические виды, что гнездятся в лесах Новой Гвинеи и на острове Целебес, как правило, не строят гнезд, а просто откладывают яйца в хорошо прогреваемом месте - например, в песок на океанических побережьях или в кучи преющей листвы в гуще тропического леса, а то и в вулканический пепел у подножья действующих вулканов. Гнездовые постройки они сооружают лишь временами, "по обстоятельствам", да и сами эти постройки - одно название: чаще всего просто небольшая куча листвы. Забот с таким гнездом немного: тропические дожди часты, опавшая листва хорошо увлажняется и быстро начинает преть, выделяя тепло, необходимое для развития яиц.

Совсем по-другому обстоят дела с заботой о потомстве у глазчатых кур. Самцы этих птиц только и занимаются тем, что строят гнезда-инкубаторы - внушительные песчаные холмики, до пяти метров в диаметре и около метра высотой, а потом ухаживают за ними. Не заметить такие гнезда невозможно, сами же птицы очень скрытные, и увидеть их у гнезда случайному наблюдателю нелегко. Видимо, поэтому первые европейские поселенцы в Австралии не поверили аборигенам, утверждавшим, что странные холмики принадлежат птицам. Европейцы заподозрили, что внутри холмиков - захоронения воинов со старинным оружием и драгоценностями. Однако, когда мнимые могилы раскопали, в них обнаружили только птичьи яйца.

В австралийской саванне, или скрэбе, - кустарниковой полупустыне, где птицы строят эти гнезда, дожди редки и бывают преимущественно во влажный сезон, осенью. Без воды сухая листва не начнет преть, да и ветром ее быстро разбросает - не будет "работать" инкубатор. Поэтому хозяин гнезда уже при его устройстве заблаговременно заботится о будущем потомстве. Осенью самец глазчатой курицы раскапывает гнездовой холм и открывает гнездовую "камеру". Затем начинает методично подсыпать в камеру все новые и новые порции сухой листвы, следя за тем, чтобы каждый слой листвы хорошенько намок под дождем. Такая работа порой продолжается всю зиму. В августе, с началом весны в Австралии, самец забрасывает камеру песком и ждет, пока она не нагреется под яркими лучами весеннего солнца. Тогда листва внутри камеры начнет гнить, и отложенные яйца будут согреты выделяющимся при этом теплом.

Интересно, что всю эту кропотливую и длительную работу выполняет только самец - самка не принимает никакого участия в строительстве гнезда и начинает проявлять беспокойство у "инкубатора", лишь когда собирается отложить очередное яйцо. Тогда самец разбрасывает верхние слои песка и открывает гнездовую камеру. Яйцо откладывается в преющую кучу листвы, где развивается около семи недель. Заботы самца на этом не кончаются: ведь самка продолжает нести яйца в течение всего гнездового сезона, она откладывает до 35 яиц с интервалом в 4-8 дней, и гнездовая камера должна быть всегда готова принять новое яйцо. Ранее отложенные яйца находятся еще в гнезде, еще развиваются, а погода меняется, становится то жарче, то холоднее. Для нормального же развития яиц нужна относительно постоянная температура. Поэтому самец без конца трудится: в холодные дни раскапывает гнездовую камеру, подставляя ее прямо под солнечные лучи, а в жаркие дни нагребает сверху все новые слои почвы, защищая яйца от перегрева. И так до поздней осени, а там и новый гнездовой сезон на носу.

Зоолог Х. Фрит много наблюдал за поведением сорных кур у гнезда и сделал вывод, что эти птицы обладают особой способностью точно определять температуру в гнездовой камере. При этом они погружают клюв в гнездо и языком или слизистой оболочкой полости рта вроде бы могут "измерять" температуру. Возможно, что у самца действительно развивается тонкий навык различения температуры, однако более поздние исследования с применением термодатчиков заставили ученых усомниться в особой точности термочувствительных способностей сорных кур. Температура гнездовой камеры, во-первых, различается в разных "кучах", а во-вторых, меняется в одной и той же "куче" в течение всего периода развития яиц. Перепад достаточно высок, поэтому некоторые зоологи полагают, что самец глазчатой курицы руководствуется не точным знанием температуры, а более общими "соображениями", согласуя свои действия с конкретными погодными условиями. В то же время из других наблюдений известно, что и при искусственном охлаждении гнезда, то есть когда общие погодные условия не меняются, самец начинает "разогревать" гнездовую камеру (значит, все-таки чувствует температуру внутри "кучи"?). Так что в этом вопросе точка над "i" еще не поставлена.

При больших перепадах температуры часть яиц внутри "кучи" не развивается. Много птичьего потомства гибнет и от грозовых дождей, и от хищников. Вылупившегося птенца ждут испытания: ему нужно пробраться сквозь набросанные поверх гнездовой камеры слои песка к поверхности холмика. На это уходит 15-20 часов. Не всем птенцам удается выбраться, часть их задыхается. Но преодолевший эту дистанцию новожитель - большеног сразу же способен бегать, а вскоре и перепархивать с места на место. Поэтому он без промедления устремляется в чащобу, где начинает вести самостоятельную жизнь. Птенцы из одного гнезда вылупляются в разное время, поэтому молодые сорные куры, должно быть, не знают не только своих родителей, но и братьев и сестер.

Колыбель для крокодила

Гнезда строят не только птицы, но и пресмыкающиеся. Хотя можно усомниться в том, что их заботы о развитии потомства заслуживают такого названия. Ведь, например, гнезда черепах - это всего лишь подземные "камеры" для яиц. С другой стороны, вырыть ямку в песке черепахе тоже не очень просто. Главное, необходимо правильно выбрать место для кладки - чтобы гнездо не затопило, чтобы грунт был достаточно влажным, чтобы он хорошо пропускал воздух и так далее. Каждая черепаха должна "учесть" много необходимых условий. Для этого ей необходимо сделать свой "выбор", "принять решение", отработать какой-то навык.

Из всего этого слагается строительство колыбели для потомства, и колыбель эта по невидимым для глаза показателям - температуре, газовому градиенту, влажности - отличается от окружающего ландшафта. Поэтому такую колыбель определенно можно назвать гнездом.

В отличие от черепах, аллигаторы, кайманы и некоторые крокодилы нагребают гнезда-кучи из растительного "мусора" и почвы. У крупных монстров, таких, как обитающий в Азии гребнистый крокодил, гнездовые холмики достигают метра в высоту и пяти метров в диаметре - ничем не хуже, чем "курганы" сорных кур. Другие крокодилы возводят более скромные сооружения. Так, самка миссисипского аллигатора, распространенного на юго-востоке США, делает в болотистой местности относительно крупное, до одного-полутора метров в основании, гнездо из листьев, веток и мха и откладывает в него тридцать-сорок, а иногда и до восьмидесяти удлиненных яиц, которые располагаются в верхней части растительной кучи. Преющая растительность обеспечивает потомство теплом так же, как и в гнездах-инкубаторах глазчатой курицы.

Обитающие в реках Южной Америки крокодиловые кайманы размножаются в сезон дождей, когда огромные пространства тропического леса оказываются затопленными и представляют собой нескончаемые плесы с многочисленными островами суши. В это время самки кайманов выходят из разлившихся рек и удаляются по затопленным джунглям вглубь леса, где и устраивают гнезда на возвышающихся над водой островках. Это небольшие гнездовые холмики, сделанные исключительно из грунта. Яйца лежат на подстилке из листьев и прикрыты листвой. На многие километры, а иногда и на десятки километров вокруг гнезда - одна вода. Что может быть лучшей защитой для потомства?

Другие виды южноамериканских кайманов предпочитают размещать свои гнездовые холмики на живых термитниках или на гниющих стволах поваленных крупных деревьев, которые представляют собой не что иное, как природные тепловые "батареи". Температура в таких гнездах держится на уровне 33-37 градусов тепла, что уже близко к режиму инкубации яиц птиц.

Все виды крокодилов строят гнезда так, чтобы яйца развивались при высокой температуре. В то же время необходимо, чтобы в разных гнездах тепловой режим несколько отличался, иначе будут вылупляться детеныши только одного пола. Дело в том, что у крокодилов, как и у многих черепах, пол определяется не набором хромосом, а температурой, при которой развиваются яйца. При температуре меньшей или равной тридцати градусам в гнездах миссисипского аллигатора появляются только "девочки", а при температуре большей либо равной тридцати четырем градусам - только "мальчики". В промежуточном интервале рождаются и те и другие в разных соотношениях. Понятно, что при таком "легкомысленном" отношении к определению пола могут возникнуть сложности с воспроизведением новых поколений. Соотношение самцов и самок у каждого вида в природе должно быть более или менее постоянным, и как крокодилы решают эту проблему, пока до конца не ясно.

Те крокодилы, которые нагребают растительные гнезда-холмики, откладывают яйца в начале влажного сезона, во время тропических ливней, когда реки выходят из берегов и затапливают джунгли. Другие, зарывающие кладку в песчаный грунт на островах, косах и береговых террасах рек, например гангский гавиал, нильский и болотный крокодилы, приступают к размножению в начале сухого сезона, когда вода спадает. При размножении во время влажного сезона откладка яиц происходит еще при поднимающейся воде, и вероятность затопления "гнездовой" камеры с яйцами довольно велика. Зато вылупившиеся молодые крокодилы сразу попадают в благоприятные условия: до воды недалеко, а мелководные плесы в это время просто кишат многочисленными водными насекомыми - это отличный корм для молодняка.

Когда же крокодилы размножаются в сухой сезон, самка откладывает яйца в вырытые в берегах рек отнорки, до одного метра глубиной, в таких местах, где еще совсем недавно была вода. Вода убывает, так что опасности затопления яиц нет. Но самка крокодила в этом случае не может все время находиться у гнезда и защищать его. В эту пору крокодилиха почти не ест, у нее другая забота - нужно спасаться в воде от перегрева. Оставляя гнездовой холмик без присмотра в открытом, обсыхающем месте, самка надежно забрасывает будущее потомство песком. Так поступают на берегах Нила сыскавшие себе недобрую славу у людей нильские крокодилы.

Вымершие родственники крокодилов - динозавры - иногда закапывали кладку яиц в песчаный грунт, большинство же их представителей, такие, как утконосые, рогатые и хищные динозавры, устраивали различные по сложности и величине гнезда с использованием растительного материала. Эти примитивные, на первый взгляд, существа довольно серьезно заботились о детенышах, о чем поведали палеонтологам раскопки последних двадцати лет (см. "Наука и жизнь" № 5, 1997 г.).

Гнезда насекомых и птицы без гнезд

Сложные гнездовые постройки сооружают не только птицы и рептилии, но и насекомые, например шмели и осы. Строят незамысловатые гнезда и рыбы - колюшки и макроподы, а также некоторые квакши и южноамериканские лягушки-древолазы. А что уж говорить о млекопитающих? Свитое среди травы, в метре над землей, гнездо мыши-малютки или утепленное мхом и шерстью гнездо гайно белки, которое часто принимают за птичье, - очень замысловатые и искусные постройки.

А вот среди птиц есть такие, которые вовсе не делают гнезд в настоящем смысле этого слова. Многие околоводные птицы, а также некоторые пернатые обитатели леса откладывают яйца прямо на голую поверхность земли - на галечниковой отмели, в каменистой степи, песчаной пустыне или в покрытом мхом кочкарнике, не делая никакой выстилки, а иногда и сколько-нибудь заметной ямки. Так поступают многие зуйки, крачки, саджи и рябки, а также некоторые совы и козодои.

Обитающие в Африке египетские бегунки (их еще называют крокодиловыми сторожами) - небольшие приземистые кулики - почти не насиживают отложенные в прибрежный песок яйца, но, напротив, создают крыльями тень и время от времени смачивают кладку водой, которую приносят в клюве. Но это скорее исключения. Именно у птиц искусство строительства гнезд доведено до совершенства, которому может позавидовать и человек.

ГНЕЗДА СТРОЯТ НЕ ТОЛЬКО ПТИЦЫ

В искусстве строить гнезда с птицами пытаются соперничать и другие животные. Тропические пауки — аранеусы, например, устраивают коллективное гнездо, в котором несколько самок производят на свет и сохраняют от врагов потомство (1). Удивительные гнезда строят и осы: у пилюльной осы оно похоже на кувшинчик (2), а у шипоносой стенкой осы — на изогнутый рог (3). Не отстают от насекомых и рептилии — правда, кучи растительного мусора, в которые зарывают яйца аллигаторы и кайманы (4), и ямы в песке нильских крокодилов (5) выглядят не столь замысловато, но это настоящие инкубаторы для детенышей, в которых точно «рассчитаны» изменения температуры и влажности — почти как в гнездах сорных кур, где обеспечены постоянные условия для развития яиц. Но все же птицы остаются непревзойденными архитекторами гнезд: чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть гнезда ширококлювой мухоловки (6), пестроголоеой камышовки (7), урагуса (8), длиннохвостой синицы (9), крапивника (10) и других пернатых умельцев.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Патенты природы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее