Самые известные филателистические редкости - первая марка на свете "Черный пенни" и легендарный раритет "Голубой Маврикий" со своей знаменитой перепутанной надписью год назад впервые побывали в Москве на первой Всемирной филателистической выставке в Манеже. Для филателистов это было осуществление мечты - увидеть воочию "Пенни" и "Маврикия". Еще эти крохотные бумажные квадратики: один - темно-серого, другой - голубого цвета - вызывали интерес у посетителей своей стоимостью. Например, в 70-х годах одна из американских филателистических фирм продала конверт с двумя "Маврикиями" за 380 тысяч долларов, установив тогда наиболее высокую цену этих марочных редкостей. Сейчас уже превзойден этот потолок, к которому даже близко не подступают другие мировые филателистические раритеты.
Лишь российская почта имеет редкости, которые вполне сравнимы по коллекционной значимости с "Пенни" и "Маврикием". Как известно, первая почтовая марка появилась в Англии в 1840 году. Через восемь лет, 1 декабря 1848 года, в Петербурге начали обращаться так называемые "штемпельные куверты" - конверты городской почты с круглыми штемпелями - подобием почтовой марки. "Штемпельные куверты" играли ту же служебную роль, что и нынешние маркированные конверты. Самая же первая почтовая российская марка вышла в обращение 1 января 1858 года. В центре бумажного вертикального прямоугольника без зубцов размещался овал, в нем - государственный герб - двуглавый орел. Под гербом была изображена эмблема почтового ведомства - скрещенные почтовые рожки, а вокруг шли надписи "Почтовая марка" и "10 копеек за лотъ". Вес тогдашних писем измеряли особой весовой единицей - лотом, равным трем золотникам или 12 граммам.
Вслед за первой маркой появились еще три - с тем же рисунком, но других достоинств, на бумаге с водяными знаками. Эти знаки почтовой оплаты отличаются настолько высоким качеством исполнения, что коллекционеры с момента выпуска по сей день считают их самыми красивыми двухцветными марками в мире.
Первые русские марки чрезвычайно редки, особенно те, что наклеены на конверты и проштемпелеваны, что как раз ценят современные собиратели. Дело в том, что длительное время значительная часть почтовой российской корреспонденции обходилась без марок. Послания за границу, а также заказные и ценные письма, ходимые в стране, оплачивались наличными, при отправке на такую почту не клеили марки. Кроме того, не подлежали почтовой оплате и потому обходились без марок пересылаемые бумаги государственных и официальных учреждений, переписка по больничным и церковным делам. Еще соперничали с марками штемпельные конверты. Часто для уменьшения веса деловые письма писали на тонкой бумаге и запечатывали в конверты со штемпелем, не нуждавшиеся в марках.
Свою роль сыграли и исторические события. В пору революции ушли в небытие многие фамильные архивы, где, вполне вероятно, могли находиться конверты с марками первых выпусков. Изобиловавшие в послереволюционной России всяческие конфискации, реквизиции, обыски, изъятия погубили немало архивов. Наконец, две мировые войны, прошедшие по России, тоже уничтожили архивы. В итоге, по подсчетам коллекционеров, сохранилось 300 писем с первой русской почтовой маркой, 15 писем с маркой третьего выпуска и всего 10 - с маркой четвертого выпуска. Поэтому первые марки царской России считаются редчайшими, сравнимыми, по мнению крупных филателистов, "с легендарными и весьма дорогими раритетами малых островов бывшей Британской империи или подобными марками других стран".
Почти за 60 лет, с 1858 по 1917 год, Россия выпустила 133 разновидности почтовых марок, отличающиеся цветом и достоинством. Сюжет же рисунка был одинаков: Государственный герб России. Это правило менялось лишь трижды: в 1905 и 1914 годах выпустили благотворитель ную серию и один раз - в 1913 году - подготовили юбилейный выпуск. Тем не менее общее количество разновидностей почтовых марок, обращавшихся в старой России, достигает трех тысяч. Большая их часть - около 2,5 тысячи - марки земской почты, которые считают чисто российским явлением, поскольку подобных знаков почтовой оплаты не знали другие страны.
Особые российские марки родились благодаря земской реформе 1864 года. До этого момента государственная почтовая служба охватывала лишь города и уездные центры. Сюда добирались, нередко преодолевая не один десяток верст, деревенские жители, чтобы отправить письмо. Земская же почта стала доставлять корреспонденцию во все населенные пункты и регулярно доставляла письма местных жителей до ближайшей конторы почтового ведомства. Эти услуги оплачивались особыми почтовыми знаками - земскими марками, которые, наряду с государственными марками, действовали в 33 губерниях, охватывая 162 уезда. Каждый из них выпускал свои знаки почтовой оплаты для обращения только на территории уезда, и потому "собственные" марки должны были по предписаниям резко отличаться по внешнему виду от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Это и привело к чрезвычайному разнообразию форм, размеров и рисунков земских марок, чего не знали государственные почтовые марки любой тогдашней страны. Овальные марки выпускал Лужский уезд, ромбовидные - Волчанск, круглые - Васильский уезд. Одной из самых маленьких марок в мире считают первый выпуск Тамбовского земства. Лохвицы выпустили непомерно крупную марку. Почтовые знаки Котельнического земства имели корешки, или купоны, которые отрывали при гашении. Сегодня филателисты считают: если найдется котельническая марка с купоном, она окажется самой большой редкостью.
Филателисты всего мира уже более ста лет испытывают интерес к русским земским маркам, которые признаны теперь самым интересным явлением, когда-либо и где-либо рожденным почтой. Еще в 1875 году в Брюсселе появилось первое исследование по русским земским почтовым маркам. Знаменитые английские каталоги Грея, Пэмбертона, Гиббонса, американский каталог Скотта отвели специальные разделы для русских земских марок.
Безусловно, обладание суперредкостями вроде "Пенни", "Маврикия" или же первой русской маркой с конвертом делает честь их владельцу, придает ему авторитет и вес. Но смысл сегодняшнего марочного коллекционирования вовсе не исчерпывается обладанием редкостями. Сейчас собирательство больше, пожалуй, выражается в яркой идее коллекции, в тщательности ее подбора и завершенности, что подразумевает непрерывный поиск, внимательность, вдумчивость и, если хотите, подвижничество.
Трудно, например, себе представить, что в наши дни можно отыскать какие-либо письма, тех, кто ходил с Наполеоном в походы. Но французу Альберту Филингеру удалось отыскать такие письма, и не одно-два, а десятки. На Всемирной филателистической выставке в Москве четыре стенда заняли страницы с выцветшими чернилами, вложенные в конверты и конвертики из плотной пожелтевшей бумаги с остатками сургуча, придавленного именными перстнями-печатками. На конвертах европейские адреса - Лейпциг, Иена и более знакомые - Вильно, Витебск, Орша, Красный, Смоленск, Вязьма, Москва. Удивительная коллекция называется "Великая армия 1804-1814". Казалось бы, французский коллекционер сделал невозможное - выбрал подчистую все, что могло сохраниться спустя почти два столетия от наполеоновского военного времени. Но на выставке снова находишь письма наполеонов ских служак, уже на семи стендах. Коллекцию собрал немец Рольф-Дитер Врук, назвав ее "Почта Великой армии в Германии и периода кампании в России 1805-1813".
Разные интересы у филателистов, и разные пути они выбирают. Поляк Веслав Начинский раздобыл, достал, собрал почту поляков, заключенных в военные и гражданские лагеря с 1939 по 1945 год. На конвертах с горестными посланиями немало немецких пунктов, есть и наши места, например Козельск, откуда увозили безвозвратно пленных до Катыни под Смоленском. Прошлая большая война не отпускает людей. Симха Блуштейн из Израиля собрала коллекцию почты военнопленных из лагерей Германии 1939-1945 годов. Янис Озолиньш из Латвии представил коллекцию "Блокадная почта Ленинграда". Американец Лоуренс Шерман выбрал совсем особый путь, собирая лишь одну марку. Она была самой ходовой в пору, когда американцы сражались с фашизмом. Тогда в Соединенные Штаты шли письма с фронтов на Тихом океане, на севере Африки, юге Италии, западе Франции. Штемпеля разные, а марка одна и та же: на синем фоне американский орел с оливковой веткой мира и надпись на английском языке: "Победи войну".
..."Крестьянин! Снимай шкуры со всех резных и палых (не заразных) свиней. Не шпарь и не пали их! Из свиной кожи вырабатываются хорошие кожтовары. За каждую сданную Кожсиндикату или кооперации шкуру резной свиньи получишь по 55 копеек и палой свиньи по 40 копеек за килограмм. За 1 кг первого сорта парного веса еще одну пару подметок бесплатно!" Этот призыв напечатан красной краской на почтовой карточке конца двадцатых годов. Было время, когда такие карточки с разными призывными текстами гуляли по всей советской стране. На одной говорилось: "Крепкие зубы - залог здоровья. Пользуйтесь порошком "Одентин". Другая карточка убеждала: "100% реализацией шестой лотереи Осоавиахима укрепим техническую мощь Красной Армии и техническую мощь Осоавиахи ма". Третья карточка призывала: "Борьба за утиль - борьба за новые социалистические фабрики и трактора. Артели и промколхозы, организуйте сбор и переработку утиля и отходов!" Наверняка мало кто помнит сейчас в нашей стране о таких видах почтовых отправлений. Но нашелся в Финляндии человек с длинным именем - Тимо Хейкки Таппани Арвелин, который не пожалел сил и, наверное, средств, чтобы собрать обширную коллекцию почтовых рекламных и пропагандистских карточек, выпущенных в СССР с 1927 по 1934 год. Этот исторический штрих могли безвозвратно утратить, но благодаря филателии, коллекционированию он сохранен, существует.
... На стендах обрывки конвертов, грязные, мятые письма. Края многих обожжены, огонь в разных местах коснулся бумаги, на которой написаны письмо или адрес. Прочитав название коллекции: "Канада: конверты, побывавшие в авиакатастрофах 1915-1978", немедленно вновь обращаешься к стендам - к следам трагедий, собранным канадцем Ричардом Мэллотом.
Кто-то добывает конверты и штемпеля, посвященные дирижаблю "Цеппелин", другой - почтовые знаки, связанные с омнибусами. Итальянец Франко Риго представил коллекцию "Венеция и вода", немец Дитер Гремер собрал марки и конверты по теме "Пивной альманах". М. Двоскин из России предложил коллекцию "Баскетбол: вчера, сегодня". Собирают марки и конверты, посвященные лошадям, собакам, птицам, крокодилам, лисам, быкам, пчелам. Есть марочно-конвертные собрания о табаке, огне, шахматах, театре, автомобиле, компьютере, оптике, минералах, рельсах, книгах или, скажем, о железной дороге, Веймарской республике или Бранденбургских воротах. Литовец Йонас Начюнас собирает коллекцию "Полет копья", Валерий Жохов из России - "Олимпийские традиции будут жить", швед Гуннар Дахлвидг - "Музыка романтической эры", француз Феликс Альбе - "Оптика - наука освещать и измерять", китаец Джиншенг Зоу - "Китайским морем". Это калейдоскопичное разнообразие тем и сюжетов истории, культуры, науки, техники, искусства, природы еще раз свидетельствует, что почтовые марки, конверты по праву стоят на первом месте среди предметов коллекционирования. Они доступны, разнообразны, неисчерпаемы и к тому же непрерывно пополняются, что привлекает внимание миллионов людей, которые становятся филателистами.
МАРКИ С ОСОБЫМ ГАШЕНИЕМ
Страны - участницы филателистических выставок обычно продают на этих выставках свои конверты и марки, гашенные особыми штемпелями. И на первой Всемирной филателистической выставке в Москве в октябре 1997 года было организовано специальное гашение марок разных стран. Помещаем изображения некоторых марок с выставочными штемпелями. Марки Австралии, на одной из которых - мост, построенный австралийскими инженерами в Таиланде. Республика Беларусь выпустила марку с изображением древней башни - Белой вежи. На марке Армении запечатлен античный храм Гарни. Марки России с видами Москвы, погашенные штемпелями в честь 850-летия города.