"Говорить об Эвуаре - то же самое, что говорить об Александре Великом", - писал историк XV века века. А несколькими десятилетиями ранее выдающийся бенинский хронист и просветитель Джекоб Эгхаревба одну из своих книг посвятил "памяти Эвуаре - величайшего короля Бенина, известного создателя бенинских законов и обычаев".
В 1472 году каравеллы португальского мореплавателя Руя де Секейры, продвигаясь к югу вдоль береговой линии африканского континента, достигли Бенинского залива. Тогда-то европейцы и услышали впервые о могущественном и богатом королевстве Бенин и его верховном правителе Эвуаре, носившем титул "оба".
Неизвестен точно год ни его рождения, ни восшествия на престол (по одним данным, это произошло в 1440 году, по другим - в 1450-м), ни смерти, которая наступила или в 1473 году, или двумя годами позже. В историю своего народа - бини - он вошел как величайший из всех его правителей, коих, с рубежа I и II тысячелетий н.э. по сей день, сменилось на бенинском троне уже более семидесяти. И в наши дни его называют Эвуаре Огидиган - Эвуаре Великий.
При Эвуаре город Бенин разросся, покрылся сетью широких улиц, мощенных черепицей, был окружен системой рвов и обнесен стенами с девятью воротами, за проход через которые начали взимать пошлину. Сами бенинцы утверждают, что только в годы правления Эвуаре Бенин и стал считаться городом. Впоследствии, в XVI-XVIII веках, европейские визитеры - миссионеры, торговцы, дипломаты, моряки - восторженно сравнивали Бенин с крупнейшими и красивейшими городами тогдашней Европы, например с Амстердамом. Город Бенин существует и по сей день и ныне называется Бенин-сити. Начало же творению этого великолепия положил Эвуаре Великий.
Великий оба поощрял развитие ремесел и искусств, в частности резьбы по слоновой кости и дереву, знаменитого ныне на весь мир бронзового литья. Сам он считался выдающимся мастером кузнечного дела. Эвуаре изобрел музыкальный инструмент эджикен - подобие флейты и создал
придворный оркестр. Неслучайно ученые считают, что именно эпоха Эвуаре была "золотым веком" бенинской культуры.
Эвуаре приписывают и введение особых племенных знаков - насечек на лице, одновременно в чем-то по рисунку похожих, но и не совсем одинаковых у представителей разных бенинских племен. Это новшество способствовало развитию у людей чувства как внутриплеменного, так и общебенинского единства.
Эвуаре явился первым в ряду великих оба-завоевателей. Он начал создавать бенинскую империю и заложил основы ее системы управления. Традиция приписывает Эвуаре покорение 201 поселения соседних народов к северу, востоку и западу от Бенина. Их жителей облагали данью, а местные правители поступали на бенинскую службу. Еще множество поселений было основано воинами бенинских гарнизонов. Так возник и Лагос - многомиллионный экономический, финансовый и культурный центр современной Нигерии, до недавних пор ее столица (сейчас столица Абуджа)... Слава могущественного и воинственного оба Бенина распространилась далеко за пределы его владений, ведь он был не только завоевателем, но и путешественником, побывавшим во многих странах Западной Африки.
Эпоха расцвета Бенина, начавшаяся при Эвуаре, продлилась до начала XVII века. Затем наступила пора упадка. В народе Эвуаре считался не только великим правителем, но и чародеем, провидцем. Говорят, он предсказал, что один из его потомков закончит свои дни в неволе. В 1897 году Бенин был захвачен англичанами. Дворец оба был разрушен и разграблен, а сам верховный правитель отправлен в ссылку, где и умер спустя семнадцать лет.
В конце XIII века оба Огуола, шестой правитель Бенина, обратился, согласно устной традиции, к правителю Ифе (город-государство народа йоруба в Западной Африке) с просьбой прислать мастера, чтобы обучить местных ремесленников бронзовому литью. Из Ифе прибыл кузнец-литейщик Игве Игха, который основал цех царских литейщиков и после смерти был обожествлен. Кузнецы Бенина до последнего времени приносили жертвы на его алтарь, где находились терракотовые головы (по преданию, он пользовался ими во время обучения бенинцев).
Это не покажется странным, если вспомнить, что в далеком прошлом в Бенине существовал обычай, отражавший его вассальную зависимость: считалось, что его первый правитель происходил из Ифе. Когда умирал оба, его голову не хоронили вместе с телом, а отсылали в Ифе, получая взамен бронзовое изображение, которое предназначалось для отправления культа царских предков.
Город Ифе, один из важнейших очагов цивилизации тропической Африки, играл огромную роль в религиозной и культурной жизни народов йоруба и бини. Однако о его религии и общественном устройстве известно крайне мало, данные о них отрывочны и неполны. Большинство находок в самом городе и его окрестностях сделано случайно.
Так, во время ремонтных и строительных работ было открыто несколько слоев древних мостовых. Выложенные из керамических черепков, они образовывали геометрические узоры, напоминавшие причудливую мозаику. В ходе последовавших раскопок археологи обнаружили в общей сложности более трех квадратных километров таких замощенных участков. Возможно, они были связаны с водосборными сооружениями и имели какое-то ритуальное значение - большая их часть найдена в царском квартале. В пользу такого предположения говорит и совершенно невероятная трудоемкость этой работы.
Один из участников раскопок южноафриканец Дж. Гудвин писал: "Десятки миллионов глиняных черепков были собраны и каждый тщательно обточен до размера двухшиллинговой монеты, каждому была придана форма плоского диска. Они тщательно укладывались (край в край) лицевыми сторонами друг к другу по три на квадратный дюйм, и так, возможно, на площади в две квадратные мили... Усилия, потраченные на эту работу, должно быть были огромными... Умножив это число на количество замощенных квадратных футов, мы получаем астрономическую цифру, которую я просто не в силах выразить!"
Здесь были найдены также древние мезалиты (могильные памятники и святилища) и царские троны, выточенные из кварца и других материалов. Однако наивысшим достижением искусства Ифе считают бронзовые и терракотовые головы, реже торсы обожествленных правителей и их приближенных, выполненные в натуральную величину. Бронзовыми их называют скорее по традиции, в действительности это латунь (сплав меди и цинка), а не бронза (сплав меди и олова). Встречаются скульптуры, сделанные почти из чистой меди.
Первое, чем поражает пластика Ифе, это удивительный реализм, близкий к античному, и, не в последнюю очередь, совершенство технического исполнения - толщина отливок, как правило, не превышает 5-6 мм. Неудивительно, что в течение долгого времени европейцы не могли поверить в ее местное происхождение, связывая его то с Египтом, то с Грецией и Римом, то с Португалией или Индией, а то и с легендарной Атлантидой, поскольку считалось, что искусство негроидных народов не выходит за рамки примитивного.
У многих бронзовых голов вокруг рта и лба проделаны небольшие отверстия для прикрепления усов, бороды и прически. Лица иногда сплошь покрыты параллельными бороздками, по-видимому передающими стилизованную татуировку, точнее, принятое в Африке рубцевание. В ряде голов можно усмотреть черты портретного сходства, не нарушающего, однако, почти идеального образа правителя. Скорее всего, они украшали алтари, перед которыми совершались жертвоприношения в честь царских предков. Согласно другой гипотезе, их использовали во время церемонии вторичного погребения, когда фигуру они (титул правителя Ифе), украшенную царскими регалиями, проносили в торжественной процессии по всему городу.
На рубеже XIX-XX веков на аукционах, а затем и в музеях Англии, Франции и Германии стали появляться загадочные бронзовые головы в странных плетеных шапочках, в высоких, до самого рта воротниках и с непонятными отверстиями на темени. Совершенство бронзового литья заставляло предполагать, что это предметы античной или восточной работы. Смущали лишь некоторые черты в облике изображенных людей: припухлые губы и широкие приплюснутые носы.
Таково было первое знакомство европейцев с искусством Бенина, открытие которого произошло в начале 1897 года и сопровождалось весьма трагическими событиями. Английская карательная экспедиция, использовав спровоцированный самими англичанами инцидент, захватила и разрушила город до основания. Обнаруженные в развалинах произведения искусства были разграблены и распроданы солдатами в антикварных лавках приморских городов Англии.
До этого Европа почти ничего не знала об искусстве Бенина. Несмотря на оживленную торговлю с конца XV века, отсюда не было вывезено ни одного произведения искусства. Исключение составляла лишь так называемая афро-португальская пластика - кубки, солонки, ложки и т. п., которые делали из слоновой кости по заказам португальских торговцев. Записи побывавших здесь европейских путешественников стали известны гораздо позже и вызвали не меньшее удивление, чем само искусство Бенина.
Так, голландский картограф О. Даппер издал в Амстердаме "Описание африканских стран", в котором приводятся сообщения купца С. Бломерта, одного из немногих европейцев, посетивших Бенин в годы его расцвета. "Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города. Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галереи эти находятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв. Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с раскрытыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной".
Мы не знаем точного времени возникновения бенинского государства. По-видимому, с самого начала оно носило характер рабовладельческой деспотии, подобной государствам Древнего Востока. Среди местных культов наиболее важную роль играл культ предков. Каждая семья воздвигала алтарь, на котором ставили деревянные изображения умерших. Головы предков, так называемые "ухув-элао" (буквально "череп предка") считались посредниками между умершим и его потомками.
Постепенно сложился обширный пантеон божеств, иерархия которых была точной копией земных отношений. Однако все они играли подчиненную роль - государственной религией стал культ обожествленного правителя и его предков. Особа царя считалась в Бенине священной при жизни, он был не только наместником бога на земле, но самим богом. Каждому умершему царю, а также царице-матери посвящалось внутри дворца отдельное помещение с алтарем, на котором находилась отлитая из бронзы скульптурная голова. В верхней части головы, особенно в более поздних памятниках, имелось отверстие, куда вставлялся слоновый бивень с резным барельефом ритуального содержания.
Эволюцию искусства Бенина легко проследить на примере бронзовых голов - "ухув-элао" - его правителей. Ранние памятники напоминают скульптуру Ифе, хотя их близость проявляется не только и не столько в стиле, но в высоком уровне технического исполнения, в стремлении к реалистической передаче особенностей лица того или иного персонажа.
В период расцвета (XV-XVI века) техника отливки становится еще более совершенной. Скульптура и рельефы покрываются тонким чеканным орнаментом. Окончательно складывается канонический тип портретной пластики. Головы правителей этого времени отличаются друг от друга не только украшениями, но и чертами портретного сходства с оригиналом.
Следующий период - конец XVI - середина XVIII века - отличается нарастающими противоречиями. Постепенно усиливаются декоративная пышность и торжественность, характерные для любого придворного искусства, индивидуальные особенности уступают место все большей канонической условности и застылости, головы отличаются лишь формой головных уборов и регалий (высоких воротников и коралловых бус, подвесок и т. п.). Отливки становятся грубее и упрощеннее.
Однако именно в этот период необычайно расширяется жанровый диапазон искусства. Создаются разнообразные виды круглой скульптуры - фигуры и группы воинов (в том числе португальских), охотников, музыкантов; стилизованные изображения животных, чаще всего леопардов, птиц, рыб и змей. Знаменитые бронзовые рельефы почти сплошь покрывают стены царского дворца. Помимо часто повторяющихся фигур оба, всегда выделенных размерами, мы встречаем здесь сцены дворцовой жизни, охоты и сражений, легендарные и, возможно, исторические события.
В начале XIX века искусство Бенина останавливается в своем развитии и не выходит за пределы ремесленного повторения канонических образцов. Это совпадает с политическим и экономическим упадком государства, превратившегося в теократическую тиранию. Его существование было окончательно прервано, как уже говорилось, английской карательной экспедицией 1897 года.