7 сентября 1947 года Москва праздновала свой юбилей - 800 лет со дня основания. Москвичи ожидали праздник с большим интересом. В то время мне шел пятнадцатый год. Я успешно окончил 7-й класс. Увлекался фотографией и техникой. Желание получить права на вождение автомашины привело меня в юношескую спортивную автошколу на Садово-Самотечной, 8.
Летом выпускники автошколы приняли участие в автопробеге (с инструктором или сидящим рядом водителем), посвященном юбилею столицы. Маршрут пролегал по городам: Москва - Ярославль - Рыбинск - Углич - Калинин - Москва. Пробег, совершенный на прошедших военные дороги семи полуторках ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ и трофейной штабной машине ("Ханомаг"), дал нам прекрасную техническую школу вождения. Научились мы и ремонтировать изношенную технику. Несмотря на трудности (уже в Ярославле перебирали изношенный двигатель нашей "Аннушки", а в дороге вместо рессоры ставили бревно), все наши машины пришли в Москву в срок и торжественно финишировали в Парке культуры и отдыха имени Горького.
Участникам экипажей, показавшим наилучшие навыки вождения, был доверен завершающий этап пути - от Парка культуры до автошколы. При этом в кузовах разместились встречающие нас друзья и родители (заслуженная награда победителям пробега).
В послевоенные годы жили мы на Авиамоторной улице. Мама работала электротехником в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), а я во время каникул пропадал в фотолаборатории этого института - хотелось познать все тонкости фотографирования.
У меня был небольшой немецкий фотоаппарат "Вельта", отдаленно напоминающий сегодняшние "мыльницы". Аппарат имел объектив "Тессар", расположенный на "гармошке", убирающейся под крышку фотокамеры. При установленных диафрагме и выдержке съемка производилась быстрым нажатием двух кнопок. Сотрудники фотолаборатории ЦИАМ предложили мне провести "шпионскую" съемку юбилея Москвы. В послевоенные годы фотосъемки на улицах Москвы были запрещены. Фотограф должен был иметь специальное разрешение, без которого его могли арестовать, лишить отснятой пленки, а порой и фотоаппарата.
Ко мне, как к несовершеннолетнему мальчишке, могли отнестись более благожелательно. Я согласился и получил специальную пленку для дневной ("Туропан") и ночной ("Суперпан") съемок.
Утром в день юбилея я отправился по Авиамоторной улице к шоссе Энтузиастов, чтобы на трамвае № 2 доехать до площади Дзержинского (ныне Лубянская пл.).
Первым объектом моей съемки стал пустырь на месте Дангауэровского рынка. В августе 1941 года при первых бомбардировках Москвы немецкие летчики пытались разбомбить завод "Компрессор", выпускавший легендарные "Катюши". Но завод, расположенный недалеко от рынка, за мостом, вдоль Казанской железной дороги, был хорошо замаскирован и не виден с воздуха, а рынок блестел стеклянными крышами торговых рядов, напоминающих цеховые здания. Вот и достался мирному рынку немецкий "сокрушитель ный" бомбовый удар. К юбилею города исполнительный комитет Калининского района принял решение о создании на месте пустыря сквера и сооружении на нем памятника Михаилу Ивановичу Калинину, Председателю Президиума Верховного Совета СССР.
...50 лет спустя я повторил серию снимков Москвы, пройдя тот же путь, что и в 1947-м. В сквере у метро "Авиамоторная" деревья стали большими, и мне едва удалось найти удачный ракурс для повторной съемки памятника Калинину. За восстановленным и обросшим палатками бывшим Дангауэровским рынком скромно стоят несколько четырехэтажных одноподъездных домов, получивших при строитель стве прозвище "Кошкин дом". Эти жилые домики, построенные в 1944 году, были первыми ростками московских новостроек...
Трамвай № 2, конечная остановка которого (круг) в то время располагалась за мостом через железную дорогу, привез меня в центр на площадь Дзержинского. Помня, что вести съемку надо незаметно для окружающих, я перешел от здания Политехнического музея на противоположную сторону, туда, где сейчас расположен Музей истории Москвы, и сделал второй снимок.
Следующие два кадра я рискнул сделать на Красной площади. На Васильевском спуске и Москворецком мосту было очень много людей, поэтому я не стал снимать. Удобную позицию нашел лишь на Софийской набережной, где выполнил серию снимков. Напротив английского посольства, не обнаружив за собой "хвоста", я поднялся на Большой Каменный мост, дошел до первой "смотровой площадки" и остановился, глядя на типичный пейзаж - "Вид на Кремль с Большого Каменного". Мой юношеский азарт плюс безопасная позиция съемки позволили выполнить серию из пяти фотографий. Эти снимки неоднократно появлялись в газетах.
Выйдя по Моховой на Манежную площадь, где все огромное пространство было заполнено народом, я поднялся на ступени у входа в Манеж, быстро вынул из внутреннего кармана пиджака камеру, нажал на кнопки и тотчас спрятал ее обратно. К счастью, "Вельта" не подвела, и снимок получился отличный по качеству и по композиции. Перед зданием гостиницы "Москва" на сооруженной сцене выступали артисты. На снимке гостиницы, которая сегодня после сноса отстраивается заново, хорошо видны архитектурные различия крыльев здания.
...Рассказывают, что Сталину были предложены два варианта проекта фасада гостиницы, из которых он должен был выбрать наиболее понравившийся. Вождь подписал оба...
Ниже крупных букв - МОСКВЕ 800 ЛЕТ - дубовый венок, под которым в центре портрет И. В. Сталина, а по краям _ портреты членов ЦК ВКП(б). Манежная была самой большой и просторной площадью Москвы вплоть до ее перестройки в торговый центр и обрамления скульптурами Церетели.
Далее я поднялся по улице Горького (ныне - Тверская) и сделал фото в сторону Исторического музея. В начале улицы Горького дома были оформлены красочными транспарантами.
Остановившись перед Моссоветом, напротив небольшого темного здания Института марксизма-ленинизма, я сделал фото с той точки, где впоследствии появился памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.
Многие москвичи собрались на Пушкинской площади в ожидании спортивного парада ДОСААФ. В 1947 году памятник А. С. Пушкину стоял в начале Тверского бульвара. взобравшись на его постамент, я с верхней точки "запечатлел для потомков" вид площади и находящихся на ней "послевоенных" жителей Москвы.
Сегодня многие из увидевших этот снимок не могут определить, что за площадь на нем изображена. От домов 1947 года по левой стороне сохранилось лишь здание газеты "Известия". Преобразился сквер на правой стороне улицы Горького. Туда переехал памятник А. С. Пушкину. И как мне было обидно, когда несколько лет назад в один из праздников города рядом с памятником великому поэту России фирма "Балтика" расположила огромную надувную рекламную бутылку своего пива...
Стоявшие вдоль площади москвичи шумно встречали праздничную колонну мотоциклистов и новые отечественные автомобили: московский "ЗИС-110" и горьковскую "Победу". В колонне должен был проехать и новый автомобиль "Москвич-400" московского завода малолитражных автомобилей - МЗМА, впоследствии АЗЛК. Однако, как рассказывают, при личном осмотре и опробовании И. В. Сталиным первого "Москвича" - точной копии автомашины "Опель Кадет К-38" с двумя дверьми, произошло следующее: после поездки по территории Кремля И. В. Сталин, сидевший на переднем сиденье, рядом с водителем, предложил директору автозавода покинуть машину. Директор вынужден был попросить Сталина выйти первым, чтобы освободить выход с заднего сиденья. Сталину конструкция машины не понравилась. Так был решен вопрос о выпуске четырехдверного "Москвича".
Завершая дневную серию юбилейной Москвы, я прошел Страстным бульваром к Трубной площади, где сделал фото в начале бульвара и на Трубной площади. В последующие годы главные изменения коснулись Цветного бульвара, на котором появилось метро и выросли новые современные здания.
Вечером в тот же день я отправился фотографировать ночную Красную площадь. Удалось сделать 16 видов площади от Исторического музея. Потом перешел к ГУМу, где при съемке классического кадра - освещенной Спасской башни и Мавзолея был задержан двумя сотрудниками органов МВД (читай - КГБ). Эти молодые люди в штатском отвели меня ко входу в ГУМ на освещенное место и потребовали засветить пленку. Мне было жаль пропадающих кадров, и я сказал: "Пленка специальная для ночной съемки, проявите ее сами", отдал им кассету и остался без фото ночной Москвы.
Опыт работы с цифровой фотографией (с 1982 года) позволил мне перенести изображения с негативов на цифровую камеру и после их обработки записать на СD-диск. Такие диски со снимками юбилеев Москвы 1947, 1987, 1997 и последующих годов мною подарены Музею города Москвы.