ВСПОМИНАЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА ПЛАНЕТЫ

П. ВЯЛИКОВ, действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, генерал-майор авиации.

Юрий Гагарин приветствует москвичей с трибуны мавзолея. Москва, Красная площадь, 14 апреля 1961 года.

Первый в мире полет человека в космическое пространство уже принадлежит истории. Но даже сейчас, спустя сорок лет, невозможно вспоминать без волнения тот день и час, когда по радио и телевидению прозвучало историческое сообщение ТАСС:

“12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич...”.

Впервые я увидел Юрия Гагарина на Красной площади 14 апреля 1961 года, где проходил митинг, посвященный встрече первого космонавта. Он стоял на трибуне Мавзолея вместе с руководителями страны. Мы, группа летчиков, протиснулись на правый фланг, чтобы быть к нему поближе. Поравнявшись с Мавзолеем, мы замедлили шаг и почти остановились. Юрий заметил своих братьев-летчиков, показал на нас стоявшему рядом с ним Н. С. Хрущеву, стал что-то ему говорить. В ответ мы восторженно приветствовали первого космонавта. Стражи порядка отнеслись к нам снисходительно и не требовали, чтобы мы вернулись в ряды проходящих демонстрантов.

Надо сказать, что только благодаря огромной симпатии, с которой в те дни все относились к летчикам, нам удалось прорваться на Красную площадь. Это было не так-то просто, хотя официально мы, слушатели Военно-воздушного факультета Военно-политической академии им. В. И. Ленина, были делегированы, или, как тогда говорили, выделены, на встречу первого космонавта. Пожалуй, это был один из редчайших случаев, когда народ не по разнарядке, а по велению души стремился попасть на официальное мероприятие. Море людей, цветов, флагов, транспарантов: “Наш Гагарин”, “Слава Гагарину!”, “Слава летчикам!”... Обгоняя колонны, мы шли вперед, и никто нас не задерживал. Вынужденные остановки все же были. Нас окружали и с криком “Качать летчиков!” выхватывали одного-двух из группы и подбрасывали вверх. Так полетать пришлось и мне.

Вскоре после полета Юрий Гагарин встречался с военными в Центральном театре Советской армии. От нашего факультета там были три слушателя, в том числе и я. До сих пор помню выступление Юрия. Он говорил о своих впечатлениях и ощущениях на разных этапах полета — на старте, во время выхода на орбиту, в невесомости, на спуске, при приземлении и первой встрече с землянами. Гагарин рассказал о том, что он увидел с орбиты. Это были очень яркие впечатления человека, первым из землян побывавшего в космическом пространстве. Мне очень запомнился рассказ Юрия о спуске “Востока” (позже он включил его в книгу “Дорога в Космос”).

“... Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет

пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз”.

Потом у меня было еще несколько встреч с Юрием Алексеевичем, которые оставили в душе глубокий след. Последняя из них состоялась в гарнизоне Лоустори Новое, откуда старший лейтенант Гагарин убыл в отряд космонавтов. Он вновь побывал в авиагородке, в котором служил, в 1965 году. Я в это время после окончания академии проходил там службу в должности заместителя командира авиационного полка. В гарнизоне Гагарин встретил многих друзей, товарищей, однополчан. Надо было видеть, как он радовался встрече с ними, вдыхал воздух родного заполярного аэродрома, ставшего, по выражению Юрия Алексеевича, стартовой площадкой, с которой он начал путь к первому космическому полету.

Пребывание Гагарина в гарнизоне было непродолжительным. На мое предложение задержаться на часок-другой, чтобы подольше побыть с друзьями, он, как мне показалось, с огорчением сказал, что теперь очень мало принадлежит себе, жизнь расписана по минутам. И все же мы выкроили немного времени, чтобы сфотографироваться всем вместе в Доме офицеров и в столовой, работники которой его хорошо знали, любили и с гордостью называли “наш Юра”.

Есть высокая справедливость в том, что именно 12 апреля стало Днем космонавтики в России. Это дань памяти первооткрывателю космоса Юрию Гагарину.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Из писем читателей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее