№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЭСТАФЕТА ЗНАНИЙ (ВСЕСОЮЗНОМУ ОБЩЕСТВУ "ЗНАНИЕ" - 60 ЛЕТ)

Создание в 1947 году по инициативе группы ученых и общественных деятелей Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (с 1963 года — Всесоюзное общество “Знание”) означало возрождение традиции просветительства, которая была присуща видным деятелям науки и культуры России в XIX и начале ХХ столетия. Председателем правления был избран ученый с мировым именем академик С. И. Вавилов, президент Академии наук СССР. К началу 1990-х годов в рядах Всесоюзного общества “Знание” насчитывалось почти 4 млн человек (в 1947 году — 6,3 тыс. человек). В его составе были Политехнический музей, издательство “Знание”, журналы, в том числе “Наука и жизнь”. В Обществе работали 2 тыс. академиков, более 25 тыс. докторов наук, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей, 184 тыс. специалистов сельского хозяйства. Ежегодно лекторы Общества читали более 25 млн лекций. Общество владело солидной материальной базой: Домами научно-технической пропаганды, библиотеками, планетариями. У издательства “Знание” годовой выпуск составлял более 200 млн экземпляров книг, брошюр, журналов. Визитной карточкой издательства стали 34 серии цикла “Новое в жизни, науке, технике”. Журнал “Наука и жизнь” выходил ежемесячным тиражом 3 млн 500 тыс. экземпляров. После развала Советского Союза собственность Общества, нажитая десятилетиями: здания, типографии, а также санатории и дома отдыха в России и за ее рубежами, — расползлась по рукам, зачастую нечистым. К счастью, кое-что удалось сохранить в новых условиях. Решением XI внеочередного съезда Общества в начале ноября 1991 года Всесоюзное общество “Знание” было преобразовано в Международную ассоциацию “Знание”. О работе ассоциации рассказывает ее президент профессор Ефим Михайлович Малитиков.

ЖИЗНЬ - ЭТО НАУКА, СТАВШАЯ ЗНАНИЕМ

Профессор Е. МАЛИТИКОВ, Председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, президент Международной ассоциации “Знание”.

Распад СССР и образование Союза независимых государств поставили вопрос и о дальнейшей судьбе Всесоюзного общества “Знание”. Созванный в начале ноября 1991 года XI внеочередной съезд Общества после бурной дискуссии постановил: в интересах сохранения традиционных связей интеллигенции новых суверенных государств преобразовать Всесоюзное общество “Знание” в Международную ассоциацию “Знание”, а сам съезд — в ее учредительный конгресс. Таким образом, Ассоциация стала правопреемником общества и остается им и поныне.

Ассоциация объединяет республиканские общества “Знание” всех стран СНГ, а также крупные неправительственные просветительские организации 24 стран, включая дальнее зарубежье.

Благодаря столь солидному представительству Ассоциация способна решать те масштабные задачи, которые ставит жизнь в глобализирующемся мире.

Глобализация распространяется по нашей планете со скоростью огня в сухом лесу при ветреной погоде. Независимо от нашего желания она делает нас либо своими жертвами, либо победителями. Многие пока еще не до конца это осознали, оставаясь в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от нее можно отгородиться.

Я — сторонник положительного отношения к глобальным процессам и активного действия. Необходимо, пока не кончилась платформа, вскочить на подножку поезда под названием “Глобализация”. А для этого нужно освободить наше сознание от устаревших стереотипов.

В первую очередь это касается образования. Великий русский ученый В. И. Вернадский говорил: “Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания!” Знания же приходят к нам с образованием. А производительность современной классно-урочной формы образования не соответствует требованиям времени. Работать с аудиторией в несколько десятков человек — непозволительная роскошь. Тем более что в мире образовался 15-миллионный дефицит преподавателей — а это 26% от общего их числа.

В результате, несмотря на гарантированное конституциями многих государств право каждого гражданина на образование, его на современном уровне лишены миллиарды людей. Миллиарды людей не могут иметь достойную работу, участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни. Их удел — бедность и нищета.

Для человечества, если использовать бухгалтерскую терминологию, все они — “красное сальдо” и тяжелая ноша на плечах мировой экономики. А дай им доступ к образованию — они станут положительным балансом.

Другой недостаток нынешней системы образования — ее инерционность. В начале ХХ века обновление знаний происходило каждые 20—30 лет, и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний. Сегодня знания на планете обновляются каждые шесть лет. И молодые люди, получившие к 22—23 годам высшее образование, становятся носителями уже устаревших знаний. Таким образом, эффективное время каждого нового поколения сокращается.

Возникает новая социальная проблема — недоиспользование каждым поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Решить ее можно, только организовав всеобщее образование взрослого населения, дав ему гарантированный доступ к постоянно обновляющимся знаниям.

Раз уж нельзя получить образование на всю жизнь, необходимо обеспечить возможность образования через всю жизнь. И именно Всесоюзное общество “Знание” в свое время достаточно успешно с этим справлялось.

Представляется небесспорным еще один постулат классно-урочной системы образования. Речь идет о необходимости личного общения преподавателя и учащегося. Это, конечно, важно, но такое общение, как правило, принимает форму зависимости аудитории от преподавателя. Преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели. У учащегося не оказывается выбора, а многие преподаватели, говоря “мой курс”, “моя лекция”, упускают из виду, что эти курсы и лекции существуют для жаждущей знаний аудитории. Другими словами, необходимо обучение трансформировать в изучение.

Справиться со всеми этими проблемами может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своем распоряжении новейшие средства доставки знаний к потребителю на основе самых современных телекоммуникаций.

Прообраз подобной системы уже существует. Международная ассоциация “Знание” и образованный по ее инициативе Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых предложили в качестве базовой организации Современную гуманитарную академию.

Ее деятельность основана на принципе дистанционного обучения. Студентом академии может стать любой желающий независимо от возраста, образования, места проживания. И ему совершенно незачем покидать родной город, поселок, аул или кишлак — достаточно иметь спутниковое телекоммуникационное оборудование. Причем затраты на канал связи обратно пропорциональны количеству обучающихся.

Академия располагает собственным космическим телепортом, покрывающим территорию 14 государств, на которой расположены более 400 городов. В ней для 175 тысяч студентов курсы по 68 специальностям читают 2500 профессоров.

Специалистов с дипломами академии, которая входит в первую пятерку самых крупных образовательных учреждений в мире, охотно приглашают на очень престижную работу как дома, так и за рубежом.

Следующим совместным проектом Международной ассоциации “Знание”, Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и английской компании SatEduNet стал Всемирный университет дистанционного образования. Он призван обеспечить глобальное покрытие в виде экспорта и импорта знаний с участием профессоров ведущих университетов мира. Техническую сторону проекта обеспечивает НИИ космических систем при поддержке Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Любой студент университета сможет изучать, например, европейское право по курсам, читаемым в Кембридже. Текст лекции будет синхронно переводиться на родной язык студента. Прослушав лекцию, он сдает по ней зачет на родном языке. Разумеется, сам профессор из Кембриджа не сможет принять зачет лично. За него это сделает компьютер. Поначалу у студента будет возможность потренироваться без оценки. Потом компьютер задаст ряд зачетных вопросов и выставит оценку. Если студент окажется ею недоволен, у него будет право “пересдать” зачет после более глубокого изучения материала.

Кардинально изменятся и отношения между преподавателями и учащимися. Теперь не студент зависит от преподавателя, а преподаватель от студента. Чем более востребованы лекции того или иного профессора, чем больше людей изучают предмет по его материалам, тем выше его заработок.

Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному специалисту требуется весьма много времени, чтобы найти именно то, что ему нужно. Необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. Международная ассоциация “Знание” считает своей важнейшей задачей создание таких агентств. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.

Образование взрослых становится новой самостоятельной отраслью — даже суперотраслью — экономики. Неслучайно в развитых и бурно развивающихся странах, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в них создание принципиально новых подходов к национальным системам образования, в том числе к системам образования взрослых. Образованию взрослых была посвящена Всемирная конференция, прошедшая в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Ее девизом было: “Образование взрослых — это ключ в XXI век!”

К сожалению, в России и других странах СНГ к негосударственным образовательным учреждениям относятся с предубеждением, и, видимо, поэтому среди принимавших участие в конференции министров образования 74 государств и руководителей крупнейших международных и национальных общественных образовательных учреждений не было представителей от России.

Международная ассоциация “Знание” не относится к бюджетным организациям и получает средства от деятельности своих образовательных центров. Но, во-первых, обучение в них на порядок дешевле, чем в других частных вузах, и, пожалуй, даже дешевле, чем в государственных. Во-вторых, стоит вспомнить мудрое высказывание президента Гарвардского университета Дерека Вока: “Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество”.

Именно поэтому Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых совместно с Международной ассоциацией “Знание” подготовил и направил в Совет Глав государств и Совет Глав правительств предложение внести в законы стран СНГ поправки, которые гарантировали бы:

равенство перед законом всех видов образования;

право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни, без ограничения возраста.

Непрерывное, в течение всей жизни образование — единственный способ сделать экономику страны могучей, а ее население счастливым.

В Российской Федерации действует также Общество “Знание” России, о котором рассказывает председатель его правления Виктор Петрович Рыбалко.

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Прежде деятельность Всесоюзного общества “Знание” в масштабах страны финансировалась профсоюзными организациями, которые были обязаны выделять средства на лекционную пропаганду. Основной деятельностью Общества “Знание” России в новых условиях стало выполнение программы дополнительного образования: курсы повышения квалификации, различные семинары. Как правило, занятия платные — за счет слушателей или организаций, направляющих своих работников на эти курсы. Однако работа с людьми старшего возраста, которые не могут платить за участие в курсах (мы называем это работой с “третьим поколением”), ведется за счет отчислений департаментов социальной защиты, администраций регионов. Народные университеты для “третьего поколения” сегодня действуют примерно в 20 субъектах Федерации.

Тема образования взрослых очень популярна в Европе, США и Японии. Речь идет о непрерывном процессе познания, который может продолжаться в течение всей жизни. С 1996 года мы входим в Европейскую ассоциацию образования взрослых и весьма заинтересованы в том, чтобы Россия включилась в общецивилизационные процессы, связанные с образованием взрослых.

Несмотря на произошедшие перемены, потенциал Общества “Знание” России остается достаточно высоким. Возникла идея создать виртуальный народный университет, где в режиме онлайн будут проводиться консультации по самому широкому кругу вопросов для населения, в том числе и молодежи. Для реализации идеи мы намерены активно сотрудничать с нашими коллегами из Международной ассоциации “Знание”, преуспевшими в области дистанционного обучения.

И все-таки не только систематическое, целенаправленное овладение профессиональными знаниями, распространяемое различными методами, включая дистанционное обучение, должно быть в поле зрения современного общественного объединения под названием “Знание”. Как вновь обратить внимание на просветительские функции интеллигенции?

Продолжают выходить научно-популярные журналы бывшего Общества — “Наука и жизнь”, “Знание — сила”, “Химия и жизнь”, “Наука и религия”. В декабре отметит 135-летие Политехнический музей. В центральном лектории — большой аудитории музея читают публичные лекции. В Нижнем Новгороде открыли крупнейший в Европе “цифровой” планетарий...

Характерным ответом на вопрос редакции, обратившейся к ученым, бывшим членам Всесоюзного общества “Знание”, о его просветительской деятельности, можно считать слова члена-корреспондента АН России А. Яблокова:

“Общество “Знание” в СССР было замечательным культурным феноменом. Обширная лекционная деятельность, огромные тиражи научно-популярных изданий играли исключительно важную роль в научном просвещении населения. Сейчас эта задача становится особенно очевидной. Безусловно, я за то, чтобы просветительская деятельность общества не прекращалась и сейчас. Однако вновь стать, как и прежде, по-настоящему полезным и эффективным компонентом культурного пространства она может только при государственной поддержке”.

Свое мнение о просветительской роли интеллигенции в современном мире читатели могут также высказать на сайте журнала “Наука и жизнь” www.nkj.ru

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Академик С. И. Вавилов (первый председатель правления Общества по распространению политических и научных знаний с 1947 по 1951 г.).
Академик А. И. Опарин (председатель правления Общества с 1951 по 1956 г.).
Академик М. Б. Митин (председатель правления Общества с 1956 по 1960 г.).
Лауреат Нобелевской премии академик Н. Н. Семенов (председатель правления Общества с 1960 по 1963 г.).
Академик В. А. Кириллин (председатель правления Общества с 1963 по 1966 г.).
Академик И. И. Артоболевский (председатель правления Общества с 1966 по 1977 г.).
Лауреат Нобелевской премии академик Н. Г. Басов (председатель правления Общества с 1978 по 1990 г.).
Академик К. В. Фролов (председатель правления Общества с 1990 по 1995 г.).
Профессор Е. М. Малитиков, президент Международной ассоциации “Знание” (с 1995 г. по настоящее время).
Для студентов Современной гуманитарной академии не существует государственных границ — они получают знания с разных концов земного шара.
В.Рыбалко, председатель правления Общества “Знание” России c 1999 г. по настоящее время.

Другие статьи из рубрики «Научные центры»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее