АНДАЛУССКИЙ СТИЛЬ МАГРИБА

В. ЗАБЕЛКИНА.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Кайруан — древний город, первое мусульманское поселение в Африке. На фотографии: Большая мечеть Кайруана (или Джема-Суди-Акба).
Город Кайруан. Массивная входная дверь — одна из примет андалусского стиля. Эта дверь обрамлена тонкой резьбой по камню.
Типичный балкон в Кайруане, созданный в андалусской манере.
И так оформляют вход в здание.
Тонкая деревянная резьба украшает второй этаж здания в городе Эль-Джем.
Медина города Суса (то есть старая его часть). Вдали виден порт, на переднем плане — Большая мечеть города.
На фотографиях представлены некоторые варианты архитектурного стиля современных жилых домов в Сусе.

Район Северной Африки Магриб — это прибрежная полоска земли, включающая в себя Тунис, Алжир, Марокко, Ливию, Мавританию и Западную Сахару. Страны Магриба, представляя собой уникальный сплав культур, издревле были «западом» для Ближнего Востока и «востоком» для Западной Европы. Своеобразие и неповторимость этих земель средиземноморского уголка света — в органичном сплетении древних многовековых традиций множества народов и в формировании полифоничной культуры арабской Африки с европейским укладом жизни.

Это земля Нумидийского царства, легендарного Карфагена и имперского Рима. Здесь поочередно властвовали короли вандалов, византийские императоры, арабские халифы, османские султаны. Отдельные страны Магриба помнят протекторат Франции, итальянскую и германскую оккупацию. Блуждающее на просторах Магриба эхо в разные века отзывалось берберским, финикийским, греческим, латинским, арабским, а также французским, испанским, итальянским языками. Разгадать Северную Африку — значит суметь выявить отдельные черты единого магрибского облика и отнести их происхождение к наследию одной из множества культур, привнесенных сюда многочисленными завоевателями. Однако поддавшихся соблазну разгадать тайну Магриба ждет разочарование. Настолько целостна культурная палитра этой земли, что уже невозможно четко дифференцировать ее фрагменты по эпохам, странам и народам.

Значительную часть культурного богатства Магриба составляет неповторимый андалусский стиль его архитектуры, имевший своим источником блестящую цивилизацию арабо-мавританской Андалусии VIII—XV веков.

ВVII веке нового времени военные отряды арабов-мусульман вторглись на территорию современного Туниса и основали свой первый город Кайруан, который стал центром распространения ислама в Северной Африке. Установив господство на землях Магриба, арабы-мусульмане и африканские берберы двинулись на Пиренейский полуостров. И под ударами завоевателей пало Вестготское королевство Испании, страна почти полностью вошла в состав Арабского халифата. Свои владения на полуострове арабы назвали страной аль-Андалус, то есть Андалусией. (Это название, по мнению многих ученых, происходит от искаженного «вандалус», латинского названия вандалов, вторгавшихся в Магриб именно с Пиренейского полуострова.)

В первые века после арабского завоевания Андалусия становится одним из центров развития раннесредневековой культуры. Завоеватели — североафриканские арабы и берберы, бывшие в своем большинстве кочевниками, — по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем покоренная арабами Испания восприняла многие достижения той культуры, которая сложилась из конгломерата культур — иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийских. И все это развивалось в самом тесном соприкосновении с укладом жизни коренного населения Испании — потомков иберов, кельтов, римлян, вестготов и других народов.

Культура Андалусии не была замкнутой. Мусульмано-христианская смесь арабов, берберов, вестготов и иберов фактически образовала новую народность. Андалусцы легко наследовали достижения сосед-

них цивилизаций и принимали их исторические традиции, насыщая и создавая собственную культуру, вобравшую в себя колорит жизни населения, обитавшего на территории от Пиренеев до Малой Азии. Испано-мавританская земля Магриба стала лучшей культурной ее частью и начала диктовать свои законы в области музыки, архитектуры, живописи, поэзии, философии... Все это объясняет пышный расцвет андалусской культуры.

На территории Испании в то время складывался местный архитектурный романский стиль. Он породил могущественные сооружения, в основном постройки религиозного и государственного назначения. Главным строительным материалом в архитектуре романского стиля был камень, он и придавал всему основательность и монументальность. Детали декора часто асимметричны: каждая из капителей, пилястр и колонн имела свои особенности.

Романскому стилю присуще комплексное воздействие на человеческое восприятие: широкая цветовая гамма, тончайшие инкрустации, многоплановость освещения, неповторимость изгибов, сложность деления пространства, в то время как арабский архитектурный стиль отличался прямыми линиями и многогранными формами. В нем можно было распознать скупой геометрический узор берберского мастера и затейливый растительный орнамент арабески иранского художника.

Именно это соединение приемов, мотивов, сюжетов родило уникальный андалусский стиль в зодчестве, лепке и росписи. Он отличается пышным орнаментальным убранством, утонченными линиями, прихотливым выбором рисунка и насыщенностью тонов. Запрет ислама изображать живые существа заставил художников, резчиков, ремесленников направить всю свою фантазию и изобретательность на развитие арабесок и узоров. Виртуозно наполненный богатым растительным переплетом орнамент абсолютно скрывал гладь стен под своим рельефным ковром. Своды, арки и карнизы отделывали разноцветным мрамором (или раскрашенным алебастром), мозаикой, люстровой керамической облицовкой.

Попавший в страны Магриба развившийся андалусский стиль архитектуры сегодня покоряет иноземного туриста, ступившего на землю Северной Африки, будь он простым обывателем или профессиональным арабистом. Характерные детали — плетеные узоры, лепные украшения, арки, капители в форме акантовых листьев — притягивают взор, заставляют задержать взгляд и рассмотреть пестрый рисунок. Мечети и дворцы украшены затейливой резьбой по дереву и стуку (алебастровой штукатурке), причудливо переплетающейся с арабской вязью каллиграфически выписанных изречений из Корана. Apкады и колоннады создают впечатление грандиозности. А применение разномасштабных арок и опор, то массивных и тяжелых, то легких и хрупких, преломляет пространство. Игра светотеней ложных каменных ниш и михрабов подчеркивает священную роль сооружения и таинство мусульманского обряда.

Отдельно стоит сказать о традиционной цветовой гамме — о сочетании белого и голубого цветов. Голубым — цветом неба и моря — выделяют фрагменты и рельефные детали внешних частей здания. Голубые решетки, двери, балконы и лоджии, контрастируя, прекрасно смотрятся на фоне белых стен. В Алжире, Тунисе или Марокко можно увидеть целые кварталы подобных домов. Например, Сиди-Бу-Саид бело-голубой городок в Тунисе. Живопись и поэзия, чистота и гармоничность, сказочность и волшебство — такие ассоциации вызывает это место у посещающих его туристов.

Входные двери домов, даже небольших, составляют особенный шик андалусского своеобразия. Массивные, часто арочного типа, они больше походят на тяжелые ворота. Плоскость двери украшена геометрическим узором, созданным с помощью черных шляпок гвоздей, и увенчана расписной, с многопластным барельефом подковообразной аркой. И неизменный атрибут — железное кольцо-молоток для стука. Своим сказочным обликом Сиди-Бу-Саид притягивает влюбленных, романтиков, поэтов и художников.

Андалусский стиль часто именуют «мавританским». Многие исследователи считают такое название неточным. История термина «мавр», происходящего от греческого слова «темный», восходит к античной эпохе, когда маврами называли коренное берберское население древнего, расположенного в северо-западной части Африки государства, Мавритании. После вторжения арабо-берберских войск на Пиренейский полуостров название «мавр» распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки, — и берберов и арабов. Таким образом, этот термин стал условным. Помимо того, в создании арабо-маври-танской государственности на территории Испании, так же как и в создании хозяйства и культуры Андалусии, участвовали и те, кого никак нельзя отнести к маврам, а именно европейцы, главным образом испанцы, культура которых также не лишена заимствований из наследия других народностей.

Достижения андалусцев в философии, эстетике, медицине, ремесле, поэзии и живописи славятся на весь Магриб. Произведения, всемирно прославившие андалусский стиль в архитектуре: Великая мечеть Кордовы, минарет Ла Хиральды в Севилье, дворцы Альхаферийя в Сарагосе и Альхамбры в Гранаде — до сих пор вызывают восхищение у обывателей и знатоков.

После Реконкисты, отвоевания христианами земель Пиренейского полуострова у арабов, андалусцы переселились в северную часть Африки, но сохранили на новой территории чувство своего превосходства. До сих пор магрибинцы, имеющие прямых предков андалусцев, гордятся этим фактом биографии. Среди них есть такие, чьи черты лица явно выдают европейские корни, нередко можно увидеть североафриканца с голубыми глазами.

Шакунди — андалусский писатель XII века — однажды сказал: «Если бы не Андалусия, никто не упомянул бы о Магрибе, который так и остался бы в неизвестности». Эти слова, несомненно, преисполнены гордостью. Жители остальной части Магриба наверняка поспорили бы с их автором. Но андалусский стиль, без сомнения, является мировым наследием и достоин только самых восторженных эпитетов.

Литература

Аргентов В. А. Старина и новь Магриба. — М.: Наука, 1985.

Васильев Л. С. история Востока. — М.: Высшая школа, 1994.

Всеобщая история искусства / Под ред. Ч е г о д а е в а А. Д. — М.: Искусство, 1956.

Другие статьи из рубрики «Страны и народы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее