ТАЙНА СТАРОГО ПОРТРЕТА

Л. АЛЕКСЕЕВА (Москва — Смоленск).

Неля Никаноровна Кравклис у памятной доски, открытой ее стараниями.

В своем родном Смоленске я не была давно — то одно не пускало, то другое. Но вот собралась в один день и приехала навестить родных и близких. Иду по знакомым улицам, вроде все как прежде — хорошо! И вдруг на одном из старых домов по 3-й Красноармейской улице вижу мемориальную табличку, в которой говорится, что на этом месте раньше стоял дом, где жил путешественник, ученый археолог, биолог и зоолог Сергей Сильвестрович Четыркин. Точно помню, что раньше этой таблички здесь не было, и имя Четыркина мне совершенно не знакомо.

На следующий день зашла в ближайшую библиотеку, спросила о путешественнике. А мне показали книгу Нели Никаноровны Кравклис, откуда я и узнала историю Четыркина.

Началось все с того, что в 1993 году Неля Никаноровна в газете “Смоленские новости” обнаружила заметку о том, что проживающий в Соединенных Штатах сын русских эмигрантов Валентин Четыркин просит разыскать родственников в России. На фотографии в газете изображен его отец Тихон Иванович, который был родом из Смоленской губернии.

Неля Никаноровна живо представила себе русского эмигранта, тоскующего по родине своих родителей, и решила помочь американцу разыскать родственников. Фамилия Четыркиных показалась Кравклис редкой — подумалось, что проследить родственные линии не составит особого труда. Но при работе в Государственном архиве Смоленской области, где Неля Никаноровна начала поиск Четыркиных в России, выяснилось, что людей с такой фамилией довольно много; нужно было узнать, не однофамильцы ли это, а если нет, то установить степень родства. Работа кропотливая, но у Кравклис (она кандидат медицинских наук) привычка к методичному, научному труду, поиску и сопоставлению фактов имелась. На страницах архивных документов она нашла фамилии служащего канцелярии Смоленского губернского правления, надворного советника Сильвестра Никитича Четыркина; его сына Сергея Сильвестровича — канцелярского чиновника контрольной палаты, коллежского секретаря; пристава 2-го стана Сычевского уезда, губернского секретаря Иосифа Никитича и других.

Неля Никаноровна написала письмо американцу Валентину Четыркину, сообщив, что готова помочь ему, рассказала о находках и попросила вспомнить все, что тот знает о своих родственниках. Вскоре стали приходить ответные письма: Валентин рассказал о себе, о жене американке, о том, что всегда мечтал побывать на родине предков, но о своих родственниках почти ничего не знал. Однако кое-какие зацепки все же нашлись, и Кравклис продолжила поиски. Работа усложнялась тем, что раньше в документах указывали только фамилию, редко — с именем. Не сразу разберешь, какой это Четыркин: брат, сын, отец, а может быть, дядя? Неля Никаноровна отправилась в исторические архивы Москвы и Санкт-Петербурга.

Командировочные ей никто не выплачивал, деньги на поездки иной раз приходилось занимать у подруги, — но что поделаешь! Раз пообещала, надо выполнять! Она обзвонила всех Четыркиных, номера телефонов которых удалось найти, объездила многие старые улицы Смоленска в надежде найти старожилов и звонила, звонила по вновь добытым номерам телефонов. Четыркины реагировали по-разному: кто-то с готовностью отвечал на письмо, живо интересовался исследованиями, кто-то предпочитал промолчать, видимо, не понимая, чего от него хотят.

Неля Никаноровна нашла родственников Валентина Четыркина (в пяти городах), он приехал и повидался с ними. Благодаря ей многие другие семьи “обрели” свою родословную.

Собрав сведения о нашем земляке и его родственниках, Кравклис написала несколько книг. В библиотеке я нашла ее работы: “Как я русскому американцу родню искала”, “Путешественник Сергей Четыркин”, “Род Четыркиных в наше время” и “Род Четыркиных 200 лет на службе России”.

Из них я узнала, что Сергей Сильвестрович Четыркин в 1919 году был вынужден эмигрировать. Спустя десятилетия о нем никто уже не вспоминал. А между тем Четыркин был одним из самых деятельных помощников прославленного русского путешественника и исследователя Центральной Азии Петра Кузьмича Козлова. Участвовал он и в экспедиции на Новую Землю в 1910 году на парусной шхуне “Дмитрий Солунский” под руководством известного землепроходца В. А. Русанова. В эмиграции Четыркин продолжил исследовательскую деятельность.

Думаю, что в каждом городе есть свои забытые герои. И всюду находятся энтузиасты, стремящиеся заполнить белые пятна истории. Их исследовательский труд можно назвать подвигом, тем более, что работают они совершенно бескорыстно, как и Неля Никаноровна Кравклис. Только благодаря ее стараниям жители Смоленска узнали о своем удивительном земляке, путешественнике Сергее Сильвестровиче Четыркине.

Вот я и решила поделиться своим открытием с читателями журнала. Может быть, и другие захотят рассказать о находках и открытиях местных краеведов.

Другие статьи из рубрики «Из писем читателей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее