№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ВИРТУРАЛЬНЫЕ ТОННЕЛИ. КАК ИНВЕНТАРИЗИРОВАЛИ МЕТРО

А. АНИСИМОВ, первый заместитель директора Московского городского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Идёт подготовка к работе. На стойках укреплены визирные цели — круглые диски, разделённые на четыре сектора контрастных цветов.
Сканеры передвигали по рельсам на специальных тележках.
С помощью электронного тахеометра можно установить координаты объекта с высокой точностью: погрешность по углу составляет 2 угловые секунды, а погрешность по дальности — десятые доли сантиметра.
Результат сканирования участка тоннеля на экране компьютера представляет набор точек.
После обработки в программе AutoCad получаются наглядные трёхмерные изображения того же участка. На верхнем рисунке наблюдатель находится в точке 1, а на нижнем — в точке 2.

Чтобы зарегистрировать право собственности на какое-либо недвижимое имущество, необходимо выяснить, что же это имущество собой представляет, правильно определить его стоимость. Государственный учёт недвижимости основывается на данных технической инвентаризации. Её основная задача — определить размеры, количество, относительное расположение, техническое состояние (физический износ) объектов. В результате инвентаризации получают такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить объект среди других. Кто сталкивался с бюро технической инвентаризации (БТИ), получая технический паспорт на квартиру или садовый участок, наверное, хорошо представляет, насколько сложным может оказаться составление подобной документации. При проведении инвентаризации крупного предприятия или большого сооружения трудности возрастают многократно. Но недавно коллективом специалистов Московского городского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» была проведена полная инвентаризация крупнейшего объекта недвижимости столицы — Московского метрополитена.

Что такое Московский метрополитен? Это — 577 объектов недвижимости; его 12 линий включают 201 перегонный тоннель и 172 станции, из которых 57 пересадочных, 26 узловых и 14 наземных. Эксплуатационная протяжённость линий составляет 276,1 км. А ещё есть депо и другие вспомогательные объекты. И всё необходимо обмерить.

Сделать это удалось благодаря разработанной нами методике описания сложных объектов с применением лазерного сканирования, которое ныне широко используется в проектировании и строительстве, геодезии и картографии, в формировании геоинформационных систем (ГИС) и дизайнерских разработках.

Работу провели всего за год, даже несмотря на то, что занимались съёмкой только три часа в сутки, когда отключён контактный рельс. Конечно, без новейшего оборудования совершить подобное было бы невозможно.

Мы использовали лазерную сканирующую систему Leica HDS4500 и электронный тахеометр (аналог теодолита) Sokkia SET 530R3. Сначала выбрали стартовую точку с нулевыми координатами и установили в ней тахеометр; на некотором расстоянии от него по периметру тоннеля закрепили несколько визирных целей. С помощью тахеометра определили их точные пространственные координаты. На расстоянии 35—40 м по обе стороны от визирных целей находились сканирующие установки. Они проводили сканирование участка тоннеля в режиме «preview» (сканирование с невысокой плотностью точек) для экономии памяти компьютера, а в месте расположения визирных целей — в режиме «highest» (сканирование с максимальной плотностью точек), чтобы последующее «сшивание» отдельных участков происходило с наибольшей точностью.

После сканирования участка визирные цели переносили, определяли их новые координаты, потом перевозили сканеры и тахеометр, «привязывали» его к новому месту, и всё повторялось. Четыре человека за смену проводили съёмку тоннеля длиной 3 км.

Сканированные изображения тоннелей приводили к единой системе координат и «сшивали» на компьютере, после чего переводили в экономичное векторное изображение. С помощью программы обработки трёхмерной графики AutoCad Cyclone получили планы конструкций и другую информацию в принятом в технической инвентаризации виде. Все подготовленные материалы легли в основу технических паспортов для государственной регистрации права собственности.

Однако полученные трёхмерные модели сооружений метро нужны и для других целей, например для оперативного планирования ремонтных и эксплутационных работ. И сейчас мы создаём такие модели перегонных тоннелей, которые впоследствии будут использовать для управления московским метро.

Сканирование заводских территорий, трубопроводов и т.д. поможет, например, при прокладке дополнительных коммуникаций, установке нового оборудования. С его помощью можно делать съёмку мостов, путепроводов, эстакад без остановки работы; съёмка памятников архитектуры позволит оценить степень их разрушения и соответственно объём реставрационных работ. Его удобно использовать в инженерной геодезии, чтобы следить за осадкой высотных зданий, определять деформацию конструкций.

Сегодня государственные службы ещё не готовы работать без бумаг с печатями. Но когда-нибудь — надо надеяться, скоро — мы придём к безбумажному документообороту. И тогда все этапы — от подачи заявки до получения итоговой базы данных по объекту — станут доступны в Интернете. Вам будет достаточно зайти на нужный сайт, предоставить необходимые документы в электронном виде, оформить заказ на инвентаризацию и оплатить его, а затем следить за ходом выполнения работ. В конечном итоге вам предоставят всю информацию (разумеется, также в электронном виде) для регистрации права собственности.

Мы пока единственные в стране, кто использует подобную технологию при проведении технической инвентаризации, однако перспективы у неё огромные.

Другие статьи из рубрики «Техника. Вести с переднего края»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее