Чтобы понимать историю, нужна фантазия. Когда вы читаете о давних временах, вам на каждом шагу попадаются слова «сто лет назад», «тысячу лет назад», «миллион лет назад»... Может, вы к ним привыкли, но на самом деле вообразить себе миллион лет или хотя бы тысячу лет очень трудно. Да что там тысячу — и сто лет представить нелегко.
Давайте для наглядности подберём какую-нибудь понятную мерку. Допустим, пятиклассника. Измерять время в пятиклассниках очень удобно. Если человек ходит в пятый класс, ему около двенадцати лет. Он прожил уже большую жизнь, много чего повидал, много может вспомнить. То есть он понимает, как это долго — целых двенадцать лет! Кроме того, многие народы мерили время (и сейчас мерят) циклами именно по двенадцать лет. Значит, и с этой стороны мы поступаем правильно. Хотя слово «пятиклассник» для обозначения человека двенадцати лет — это, конечно, условность. В разные эпохи детей учили в разном возрасте, а то и вообще не учили. И уж вовсе не обязательно переводили из класса в класс.
Как мерить время в пятиклассниках?
Вот человек родился. И пока ему не исполнится двенадцать лет, мы с ним не расстанемся. Как рост отмечают на стенке, так мы будем отмечать (мысленно, конечно) на этом ребёнке каждый прожитый им день. А когда ему стукнет двенадцать, мы скажем «пока, парень!» (или там «девочка») и возьмём для отсчёта нового ребёнка — ведь новорождённого всегда можно найти, вон их сколько! Так и вытянется цепочка пятиклассников из далёкого прошлого к нашим дням.
Теперь о том, что мы собираемся мерить.
Почти все исторические события произошли за последние пять тысяч лет. То есть, конечно, и до этого много чего случилось, но мы про то почти ничего не знаем. А примерно пять тысяч лет назад в некоторых особо продвинутых странах люди придумали способ записывать всё что угодно. Ну, положим, «что угодно» — это только так говорится. На самом деле довольно долго записывали в основном имена царей (без царей куда ж денешься!) и всякие хозяйственные подробности, например, сколько лежит в сарае кусков меди или кто кому сколько должен. Для записи более сложных вещей значки придумали позднее. С тех пор эти значки (иероглифы, слоговые знаки, буквы) много раз менялись. Менялся и материал, на котором делали записи: сначала глина и камень, потом папирус, кожа, бумага, экран компьютера... Но по сравнению с тем великим изобретением — письменностью — это уже были мелочи.
Пять тысяч лет в пятиклассниках — это примерно четыреста шестнадцать человек. Если собрать их вместе, выйдет целая школа из одних пятиклассников. Но у нас-то они не толпой стоят, а выстроились один за другим сквозь время, и за каждым — целая жизнь, хотя и небольшая. Теперь вы представляете себе, сколько длится писаная история человечества, и всегда можете любой её кусочек заменить большой или маленькой шеренгой из пятиклассников.
Попробуем внутри этой истории отыскать какие-то отметины, границы, чтобы по ним ориентироваться.
Взрослые во все времена рассказывают детям сказки. Сами они читают, обсуждают и смотрят всякие вещи, которые называют серьёзными. Но додумались до них далеко не сразу. Время, когда впервые люди задумались над серьёзными вещами, называют «осевым». Это очень важный рубеж в истории человечества.
Другой важный рубеж — начало эпохи машин.
Ко времени изобретения письменности человечество существовало уже сотни тысяч лет (сколько это будет в пятиклассниках, даже представить страшно!) и накопило огромный опыт. Люди уже умели выращивать рис, просо, виноград и финиковые пальмы, разводить коз, свиней и овец, изготавливать каменные кувшины со стенками толщиной в бумажный лист (бумаги, правда, ещё не было), строить неплохие дома и красивые каменные дворцы. Но почти всё они делали вручную или с помощью животных. Чтобы приготовить пищу, обогреться и умыться, надо было сперва сложить печь, потом нарубить деревьев или сучьев и натаскать воды (а если поблизости не было реки или ручья, то сначала вырыть колодец). Чтобы куда-то поехать, отправить груз или сообщение по суше, надо было сделать повозку и запрячь в неё лошадей, а для путешествия по реке или морю построить корабль с вёслами. Чтобы изобразить человека, животное или растение, приходилось долго вырезать из камня или дерева, лепить из глины или рисовать.
Правда, кое-где люди довольно рано научились строить водяные и ветряные мельницы и пользоваться парусом. Но широко применять устройства, машины и механизмы стали лишь двести лет назад или около того. То есть из наших четырёхсот шестнадцати пятиклассников только последние двадцать получили облегчение в тяжёлом труде. В XIX и XX веках люди научились быстро передавать сообщения на большие расстояния (телеграф, телефон, радио, факс), быстро получать изображения — сначала неподвижные (дагеротип, фотография), потом движущиеся (кино, телевидение, компьютер).
И только у двух самых последних пятиклассников появилась возможность целыми днями пялиться в экран компьютера. До чего ж вам повезло, ребята!