И. Тимофеева (г. Серпухов Московской обл.).
В глубокой древности в Китае существовал обычай в канун Нового года украшать жилища печатными картинками. Китайские мастера в совершенстве владели техникой резьбы по дереву, о чем свидетельствуют печатные листки, выполненные еще в XII веке. В XVII столетии новогодние печатные картинки раскрашивали от руки. Изящные открытки были очень дорогие, поэтому не имели широкого распространения.
Во второй половине XIX века появилось множество мастерских — печатен для массового производства новогодних картинок — няньхуа. Чаще всего с помощью открыток передавали добрые пожелания. Желали в основном общечеловеческих радостей: рождения сыновей, богатства, знатности, долголетия... Но изображалось это особыми символами через художественный ребус, расшифровать который может не каждый житель современного Китая, не говоря уж о европейцах.
Некоторые пожелания можно прочитать с помощью иероглифов-омонимов: «олень — успешная карьера», «лев —учитель». Например, картинка с надписью «Лотос рождает драгоценные семена» воспринимается как пожелание «Пусть непрерывно рождаются знатные сыновья».
Няньхуа печатали на различные сюжеты. Например, в Новый год совершали обряд защиты от мышей, и этому обычаю посвящена специальная магическая картинка. Для изгнания нечистой силы и привлечения в жилище счастья вывешивали картинку «Чжун Куй и пять счастий».
В Россию народные китайские картинки привез в начале XX века известный китаист Василий Михайлович Алексеев. Путешествуя по Китаю, учёный собрал богатейшую коллекцию няньхуа — около трёх тысяч листов. Алексеев изучал китайский фольклор, и народные картинки оказали ему в этом большую помощь.
Сейчас богатейшая коллекция няньхуа находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Этому собранию посвящена книга М. Л. Рудовой «Китайская народная картинка» (Спб.: Аврора, 2003).