Учёные Южного научного центра всерьёз обеспокоены судьбой исторических памятников в районе Сочи — столь велик размах ожидаемого строительства олимпийских объектов.
В районе Красной Поляны, в 40 км от Адлера, на сравнительно небольшой территории сосредоточены археологические памятники разных эпох. Здесь можно встретить самые древние на территории России христианские храмы и дольменные комплексы, объекты древнекаменного, новокаменного и бронзового веков, античного времени. Учёные Южного научного центра составили карту археологических объектов в районе Сочи и Красной Поляны.
В районе Красной Поляны сохранились 14 средневековых крепостей. В раннем Средневековье в районе нынешнего Сочи местное оборонительное зодчество достигло особого расцвета. Здесь насчитываются десятки городищ и крепостей. В устье реки Мамайки есть остатки угловой башни хорошо сохранившейся крепости. Её упоминали в римских источниках под названием Мохора. Крупнейшее сооружение района — крепость, расположенная на гребне горы у впадения реки Ачипсе в Мзымту северо-восточнее Красной Поляны. Здесь было обнаружено большое количество обломков керамических изделий, стеклянных сосудов, а также ножи, топоры и др. Ещё одна крепость расположена на окраине Красной Поляны, на правом берегу реки Бешенка. Хостинская крепость находится в северо-восточной части заповедника «Тиссо-самшитовая роща», на вершине скалистого утеса. В разные годы все эти крепости изучали советские и российские археологи. Теперь специалисты озабочены спасением этих бесценных памятников археологии.
Долина Мзымты и окружающие её горы, возможно, станут районом, ещё более интенсивного строительства, чем сама Красная Поляна. Здесь пройдут транспортные магистрали и появятся объекты, которые неминуемо будут угрожать благополучию интереснейших исторических памятников. Например, в посёлке Ахштырь, неподалёку от Адлера, находится храм XI—XIII веков. Географически храм расположен в начале одного из самых удобных перевалов Северо-Западного Кавказа. Это один из форпостов восточного христианства на Северном Кавказе, где в XI —XII веках строилось большое число православных церквей. До возникновения в 1865 году русского селения Ахштырь здесь были земли абазинского рода Арыд. Его имя, через зафиксированные на картах XIX века топонимы «Ardocouaje» («селение Арда») и «Ardler», послужило источником названия современного города Адлер.
«В 2002 году ахштырцы расчистили храм, расположенный на северной окраине посёлка на вершине горного отрога, от зарослей кустарника, и уже в следующем году его обследовала наша группа, — рассказывает ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН Борис Раев. — Несмотря на то что храм частично разрушен, мы сделали его предварительные замеры, сняли план и зафиксировали все архитектурные детали на фото».
До проведения дальнейших исследовательских работ трудно определить время возведения церкви. Судя по особенностям кладки и облицовки стен, она может относиться к постройкам не ранее XI—XIII веков. Элементы плана и предположительная конструкция купола сближают его с церквами в Дранде в Абхазии, Севастополисе (современный Сухум), в Археополисе (Нокалакеви) в Западной Грузии.
О времени разрушения Ахштырской церкви тоже ничего не известно, но к концу первой четверти XIX века она, скорее всего, уже не существовала. Такое предположение можно сделать из того факта, что о ней не упоминает французский путешественник Дюбуа де Монпере, который в своё время описал побережье. При этом с моря строение должно было прекрасно просматриваться на фоне гор. В то же время, по мнению Бориса Раева, храм можно связать с руинами, отмеченными путешественником в его публикациях в 1843 году, и идентифицировать как храм святой Софии. Для определения даты постройки памятника необходимо провести его археологическое исследование. Лишь немедленное укрепление стен, арок и облицовки фасадов позволит сохранить остатки храма. Учёные уверены, что после реставрации это будет прекрасный объект для показа.
По оценке сотрудников ЮНЦ РАН, стоимость работ на одном археологическом объекте колеблется в пределах от полутора до двух миллионов рублей. Затраты на подведение к ним дорог и коммуникаций минимальны, так как все крепости расположены в доступных местах. Если надежды учёных оправдаются, то сохранившиеся памятники архитектуры и археологии станут не только украшением, но и источником доходов будущего олимпийского посёлка и его окрестностей.