№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

СКОЛЬКО ЖИЛИ СКИФЫ?

Кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

Могильник Мамай-Гора хранит сокровища скифов.

Антропологи из Запорожского государственного университета (Украина) исследовали останки древних людей скифской эпохи (VII в. до н.э. — III в. н.э.), сохранившиеся в различных могильниках, и составили картину демографической структуры населения тех времён. На основе половозрастных данных изученного палео-материала они смогли определить средний возраст смерти, продолжительность репродуктивного возраста и уровень детской смертности в древней популяции.

Свои исследования антропологи сосредоточили на большом курганном могильнике Мамай-Гора, расположенном в селе Великая Знаменка Каменско-Днепровского района Запорожской области. Там они собрали палеоколлекцию, насчитывающую 341 индивидуум. По мнению учёных, могильник, который датируется концом IV — V в. до н.э., может считаться моделью группы древнего населения. Хорошо сохранившийся материал позволил исследователям определить пол и возраст погребённых в пределах 5—10 лет для взрослых и 1—2 лет и даже нескольких месяцев для детей.

Из всего количества погребённых в могильнике Мамай-Гора 27% составляют дети, 32,2% — мужчины, 39,6% — женщины и 1,2% — люди юношеского возраста. Преобладание женщин среди погребённых обнаруживали и ранее, в других могильниках скифской эпохи. Как предполагают, такая диспропорция связана с тем, что эти памятники оставило оседлое население, большую часть которого составляли женщины. (Отметим, что среди скифов были как кочевники, так и земледельцы).

Детская смертность, по многочисленным данным, во времена от палеолита до позднего Средневековья колебалась от 30 до 70% и в среднем оценивается в 50%. На Мамай-Горе, как оказалось, младенческая смерть (до 1 года) составляла 16,3% от общего числа детей, умерших до 15 лет. Дети 1 —3 лет составляли наибольшее число от общего их количества — 27%. Менее всего детей умерло в возрасте 9—12 лет (10,8%), а в подростковом возрасте их смертность вновь возрастала до 14,1%. С чем это связано, антропологи пока затрудняются ответить.

Смертность среди взрослого населения в популяции Мамай-Гора исследователи оценивают как высокую: средний возраст смерти взрослых (без учёта детской смертности) — 35,1 года. Причём к этому возрасту в живых остаётся меньше половины (49,3%) одновременно родившихся. По мнению учёных, это свидетельствует о плохой степени адаптации населения скифской культуры в популяции Мамай-Гора к условиям проживания. Попросту говоря, условия жизни для них были невыносимо тяжёлыми. При этом средний возраст смерти мужчин был 38,5 года, а женщин — 30,9. То есть женщины жили на 7,6 года меньше мужчин. Для сравнения: у населения Херсонеса в период раннего Средневековья средний возраст смерти был 36,9 года, причём у мужчин — 41,3 года и у женщин — 32,6 года (разница в 8,7 года). Такая же тенденция, по данным антропологов, наблюдается и в эпоху бронзы на территории Украины: мужчины жили в среднем на 4,5 года дольше женщин.

Меньшую продолжительность жизни женщин по сравнению с мужчинами в древние времена исследователи связывают с большей зависимостью женщин от плохих санитарных условий проживания в поселениях. То есть предполагается, что мужчины в гораздо меньшей степени вели оседлый образ жизни и поэтому меньше сталкивались с различными инфекциями. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что большая часть женщин умирала в молодом, то есть активном, детородном возрасте: 42,3% женщин умирали до 30 лет.

Если мужчин до 40—45 лет доживало 20,9%, то женщин — всего 5,9%. Правда, расчёты продолжительности предстоящей жизни показали, что если в молодом возрасте у женщин она гораздо меньше, чем у мужчин (соответственно 17,4 и 23,5 года в возрасте 15—20 лет), то после 50 лет ситуация меняется: вероятность умереть у мужчин становится гораздо выше, чем у женщин. То есть те женщины, которые доживали до этого возраста, становились «долгожителями». Правда, таких было всего 3,7% против 12,7% для мужчин.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее