Канон Каннона (из книги «Законы Мерфи»)
На путешествие по Италии была всего неделя. Решили проехать страну на арендованном автомобиле с юга на север — от Неаполя и Помпей через Рим в Болонью и вернуться обратно, заглянув по дороге во Флоренцию и Пизу. На дорогах незнакомой страны да ещё и без знания итальянского языка заплутать легче лёгкого. Поэтому функции штурмана решили поручить GPS-навигатору (GPS — аббревиатура от Global Positioning System — система глобального позиционирования, см. «Наука и жизнь» № 8, 2007 г.). О том, что из этого получилось, мы и расскажем.
GPS-навигатор — устройство, которое не только получает сигналы от спутников, подобно GPS-приёмнику, но также обрабатывает полученную информацию и в удобном виде подаёт её потребителю. На небольшом экране вы видите карту и точку, в которой находитесь. Заодно прибор сообщает о скорости движения, высоте над уровнем моря, записывает в память информацию о проделанном маршруте и многое другое. Существуют специальные GPS-навигаторы, но в последнее время большое распространение получили «электронные штурманы» на базе карманных компьютеров (КПК) или коммуникаторов. На КПК устанавливают программу (в Европе большой популярностью пользуются iGo и TomTom), которая снимает показания со встроенного или с внешнего GPS-приёмника. Она превращает карманное устройство в полноценный GPS-навигатор, снабжающий своего владельца всей необходимой топографической информацией. Кроме навигационной программы в GPS-навигатор необходимо загрузить карту местности, по которой предстоит перемещаться. Без неё прибор не сможет показать ваше положение на местности, хотя и будет давать точные географические координаты.
Поскольку у нас уже был коммуникатор Gigabyte Gsmart i1 20 и старенький, но вполне надёжный GPS-приёмник Fortuna Clip-on, мы решили сделать навигатор на их базе. Обзавелись программой iGo (её порекомендовали посетители нескольких российских сайтов), скачали карты Италии, а заодно Москвы и Московской области. Прежде чем отправиться в путешествие, опробовали работу «электронного штурмана» в Москве. Навигатор работал вполне надёжно. Достаточно указать на карте точку, и программа строит маршрут движения к ней, принимая во внимание схему дорожного движения. На ходу можно не смотреть на экран коммуникатора. Навигатор громко сообщает о необходимости перестроиться — в динамике раздаётся: «Через 800 метров съезд со скоростного шоссе» или, если надо повернуть, «Поворот направо через 300 метров». Если мы не успевали перестроиться и проскакивали поворот, «электронный штурман» хладнокровно сообщал: «Изменение маршрута» — и в течение секунд автоматически перестраивал маршрут. Всё это удобно, но одно дело, когда перемещаешься по родному городу, а сможет ли навигационная система помочь проехать по незнакомой стране?
Приключения начинаются
В аэропорт Каподичино, что возле Неаполя, мы прилетели под вечер. Пока получали багаж и брали напрокат машину, совсем стемнело, к тому же начался дождь. К незнанию местности и языка добавилась плохая видимость — стеклоочистители едва справлялись с потоками воды. По маршруту, проложенному навигатором от аэропорта до отеля, предстояло преодолеть около 7 километров. Освоившись с арендованным автомобилем, мы отправились в путь.
Итальянские дорожные указатели и светофоры по размеру несколько меньше российских, и это создавало дополнительные сложности. Мы неспешно двигались по дороге, следуя указаниям «электронного штурмана». Стоит отдать должное терпению итальянских водителей, вынужденных плестись следом. Они не жали на клаксоны, правда, обгоняли нас при первой же возможности. В конце концов после множества поворотов в динамике навигатора раздалось: «Вы прибыли в пункт назначения». Недалеко, метрах в пятидесяти, виднелся наш отель.
Искать место для парковки пришлось уже без помощи GPS. Поставить машину на стоянку — серьёзная проблема для Италии. Из-за этого многие ездят на скутерах или велосипедах. Маленькие автомобили пользуются большой популярностью. На дорогах встречается множество «Smart For Two» (небольшой «мерседес» для двоих), миниатюрных грузовиков размером с нашу «Оку» и даже трёхколёсных автомобильчиков, везущих помимо водителя с грузом одного пассажира.
Дождь стих, и мы, воодушевлённые первым успехом навигации в совершенно незнакомом городе, решили прокатиться до местных достопримечательностей. Оставили вещи в номере, проложили маршрут до старинной крепости Кастель-Нуово и двинулись в путь. Пока дорога проходила по просторным улицам, передвигаться было несложно. Но в центре города оказалось множество узких переулков, больше напоминавших подъезд дома или нишу для небольшой скульптуры. Лишь проскочив мимо и услышав в динамике монотонное: «Изменение маршрута» — , мы осознавали, что проехали нужный поворот. Впрочем, «электронный штурман» мгновенно перестроил маршрут, и вскоре перед нами предстали величественные стены и башни Кастель-Нуово. Огромная крепость была воздвигнута на берегу моря в 1282 году, строительство шло всего три года. Она предназначалась для короля Карла Анжуйского, решившего перенести столицу Сицилийского королевства из Палермо в Неаполь. Замок не раз подвергался осаде, а однажды, в 1805 году, им даже овладела русская эскадра.
К единственному континентальному вулкану Европы
На следующее утро мы отправились в Помпеи. Программа iGo имеет специальную кнопку — «центр города», которой удобно пользоваться при построении маршрута до небольших городков, если неизвестен точный адрес. На путь длиной 30 километров и поиск стоянки для машины ушло около часа.
Знаменитый древний город, ставший музеем под открытым небом, находится в километре от центра современных Помпей. Считается, что античные Помпеи стали развиваться ещё в IV веке до нашей эры. Извержение Везувия, произошедшее в 79 году нашей эры, погребло город под шестиметровым слоем пепла. Почти через 15 столетий, в XVI веке, архитектор Доменико Фонтана при строительстве водопровода обнаружил остатки античных сооружений. Официальные раскопки начались в 1748 году и продолжаются по сей день.
Мы начали осмотр с площади Пьяцца Анфитеатро, недалеко от которой располагается небольшой Колизей. Именно тут археологи нашли остатки конструкции, служившей в древности для защиты от жаркого солнца. Над трибунами с помощью специальных мачт натягивали веларий — огромный тент из парусины, прикрывавший головы зрителей от солнечных лучей. Полагают, что аналогичная конструкция защищала от зноя и зрителей римского Колизея.
Замечательные фрески, сохранившиеся на стенах разрушенных домов, и архитектура древнего города скорее напоминали работы мастеров Средневековья. Оказывается, люди многому научились, прежде чем забыть то, что знали, на тысячу лет, до эпохи Возрождения. Можно допустить, что искусство древних скульпторов и художников оставило равнодушными варваров, завоевавших Рим. Но как объяснить, что завоеватели продолжали жить в «шалашах», предпочитая их каменным сооружениям? Неужели человечеству не нужны были технологии строительства дорог, мостов, изготовления оконного стекла и всего того, до чего додумались древние римляне к началу нашей эры? А может быть, не было никаких завоевателей и тысячелетней «паузы» в развитии цивилизации?
Гулять по древним Помпеям можно не один день, но надо было спешить: мы планировали в тот же день подняться на Везувий — единственный действующий вулкан, находящийся в континентальной части Европы, кратер которого возвышается неподалёку. Вооружившись навигатором, отыскали на карте его вершину, и в течение секунды программа iGo проложила маршрут длиной около 16 километров. Дорога пролегала вдали от крупных трасс и развязок. Следуя указаниям навигатора, мы двигались по малознакомым даже итальянцам улочкам, на которых с трудом могут разъехаться две машины, и вскоре оказались у ворот национального парка «Везувий». Увы, объявление гласило, что в воскресенье въезд закрыт. По электронной карте расстояние до вершины составляло около 5 километров. Оставив автомобиль, мы отправились в пеший путь. Двигаться предстояло по пересечённой местности без домов и улиц, и, чтобы не заблудиться, мы взяли с собой «электронного штурмана» — заряда его батарей вполне хватает на несколько часов автономной работы. Перед началом маршрута мы сохранили в памяти навигатора точку, в которой оставили машину, чтобы в дальнейшем найти к ней дорогу.
Согласно преданию, на склонах Везувия скрывался Спартак со своими соратниками после восстания в 73 году до нашей эры. Мы карабкались по склону вверх, пытаясь представить себя на месте знаменитого гладиатора. Густая в начале пути растительность редела по мере подъёма. Пожалуй, восставшим рабам стоило подыскать место покомфортнее. Каким образом отряд Спартака в 500 человек мог добыть здесь пропитание, одному богу известно. Как им удалось сплести прочные верёвки из виноградной лозы (по другим данным — из сухой травы), чтобы спуститься с неприступных скал и атаковать римский легион? Где они брали воду для питья? А если было холодно и её можно было натопить из снега, то как согревались люди? И вообще, где у Везувия неприступные скалы, окружавшие площадку, на которой укрылись восставшие? Впрочем, после многочисленных извержений склоны вулкана могли сильно измениться. Ведь со времени уничтожения Помпей и Геркуланума вулкан оживал более 50 раз, а последнее извержение произошло в 1944 году.
Мы поднимались больше часа, а добрались только до границы растительной зоны, расположенной на высоте около 800 метров. Навигатор показывал, что до вершины предстояло одолеть ещё почти 500 метров высоты. Погода начала портиться, стал накрапывать дождь. С сожалением бросив взгляд на затянутую облаками вершину, мы прервали восхождение и вернулись к машине.
Дорога ведёт в Рим
Теперь навигатору предстояло провести нас от Везувия до Рима. Построенный программой iGo маршрут составил целых 242 километра. Как только мы выбрались на скоростную трассу, навигатор промолвил: «До ближайшего поворота 190 километров» и надолго замолчал. Заблудиться на широкой прямой дороге невозможно. Мы временно отключили «электронного штурмана», чтобы зарядить аккумуляторы коммуникатора и GPS-приёмника, изрядно подсевшие после пешего восхождения на Везувий. По непонятным причинам конструкция GPS-приёмника не позволяет заряжать его во время работы.
К отелю подъехали уже в темноте. Навигатор провёл нас по запутанным римским кварталам и без приключений доставил по адресу.
Если вам доведётся посетить Вечный город «дикарём», советуем воспользоваться маршрутным экскурсионным двухэтажным автобусом. За 15 евро на нём можно разъезжать хоть целый день, слушая записанный на магнитофон рассказ гида (в том числе и на русском языке). На любой остановке разрешается выйти и осмотреть достопримечательности. Через 30 минут подходит следующий автобус, вы предъявляете билет и продолжаете экскурсию.
В центре Рима расположилось государство Ватикан — его территория всего 44 гектара. Даже у такой маленькой страны имеется собственная армия, защищающая от посторонних резиденцию главы католической церкви. Для туристов и паломников выделена небольшая территория, попасть на которую можно без оформления визы и прочих формальностей. Мы не упустили случая и пересекли границу, чтобы осмотреть ватиканский собор Святого Петра. Проект этого огромного храма, посвящённого апостолу Петру, принявшему мученическую смерть в 66 году, был утверждён в начале XVI века. Строительство растянулось на много лет и завершилось только в XVII веке. Любопытно, что алтарь главного католического собора в нарушение канонов обращён на запад. Если бы его построили по правилам, паломникам, направляющимся к собору, пришлось бы прежде взбираться на Ватиканский холм.
Вечер и весь следующий день ушли на осмотр великого Рима. Уезжать не хотелось, но время неумолимо отсчитывало часы и минуты. Нам предстояло преодолеть ночью более 300 километров, и мы очень рассчитывали на помощь «электронного штурмана». Погрузив вещи в машину и проложив маршрут до отеля в Болонье, мы двинулись в путь.
Безбашенный город
Навигатор выводил нас из центра Рима на трассу небольшими улочками. На них мы впервые столкнулись с несовершенством «электронного штурмана». Следуя его указаниям, мы выехали навстречу потоку на дороге с односторонним движением. Хорошо, что произошло это на небольшой улице и вечером. Невысокая скорость движения да помощь встречного водителя, мигнувшего нам фарами, помогли быстро разобраться с ошибкой навигатора.
Были и другие случаи, когда прибор настойчиво советовал двигаться наперекор дорожным знакам. Подобные недоразумения возникли раз пять за всё время путешествия. Программа iGo и GPS-прием-ник в этом, конечно, не виноваты. Просто карта, выпущенная в начале 2007 года, успела несколько устареть.
В Болонью въехали около часа ночи — город был практически безлюден. Пользуясь подсказками навигатора, быстро нашли нужную улицу и дом 79А. Вообще-то, отель располагался в доме 79/2, но программа iGo не позволяет при вводе адреса указывать символ дроби. Мы полагали, что дома с одинаковым номером находятся рядом. Увы, никакой гостиницы не было и близко. Решили обратиться за помощью к полиции. На карте, загруженной в коммуникатор, имеются специальные POI-точки (POI — Point of Interest, в переводе с англ. — интересное место), одна из них указывала на пост карабинеров. Доехали до неё, но увы! — точка POI на карте была, а полицейских в указанном месте не оказалось. Попытались добраться до POI с бензозаправкой — заправка оказалась полностью автоматической, без людей. Тогда решили проехаться вдоль всей улицы, на которой должен находиться отель. Мы удалялись от дома под номером 79А всё дальше и дальше. Вдоль дороги пошли поля. Километров через семь заметили какую-то гостиницу и остановились, чтобы спросить дорогу у служащих. Оказалось, это и есть наш отель, расположен он в здании 79/2 и построен за домами, номера которых перевалили за сотню.
Поутру мы проложили маршрут до центра Болоньи и отправились в путь. Тут «электронный штурман» преподнёс нам ещё один сюрприз. Всё шло хорошо, пока мы не оказались в старой части города. В Средние века в Болонье начал ощущаться дефицит земли. В результате появились дома, у которых помещения второго и следующих этажей нависают над тротуаром, опираясь на красивые колонны. Мостовые получились настолько узкими, что в наши дни по ним едва проезжает легковой автомобиль. На этих тесных улочках GPS-приёмни к терял сигнал от спутников. Из-за обилия поворотов, о которых непрерывно предупреждала программа iGo, навигатор не успевал сообщить, что «потерян сигнал GPS». Пришлось отказаться от услуг «электронного штурмана» и знакомиться с городом пешком.
Когда-то над Болоньей возвышались 180 башен. Теперь их намного меньше. В центре города сохранились две башни, возведённые в 1109 году на средства двух соперничавших семейств. Торре Гаризенда угрожающе наклонилась. На Торре дельи Азинелли, расположенную рядом, можно подняться, заплатив 2 евро. Чтобы полюбоваться видом на город с высоты 97,5 метра, надо преодолеть 498 ступенек.
Покидая Болонью, минут пять пришлось ориентироваться дедовским способом по обычной бумажной карте. Оказалось, что если выключенный GPS-приёмник переместить на значительное расстояние, то после включения требуется время (как раз около 5 минут), прежде чем он сможет снабжать координатами «электронного штурмана».
Столица искусств
На 95 километров до Флоренции ушло два часа — по дороге попали в небольшую пробку. Подобравшись ближе к центру города, мы нашли стоянку для машины и дальше отправились пешком.
Как и в Риме, здесь ходят экскурсионные автобусы. Они не только возят по основным достопримечательностям Флоренции, но и доставляют до расположенного недалеко древнего этрусского городка Фьезоле.
Флоренция преподнесла множество приятных сюрпризов. В центре находится самое высокое здание города — собор Санта-Мария дель Фьоре с колокольней Джотто. Рядом расположился баптистерий, восточные двери которого, созданные Лоренцо Гиберти, восхищали самого Микеланджело, называвшего их вратами рая.
Неподалёку расположилась площадь Синьории со старинным дворцом Палаццо Веккио. Прежде здесь происходили народные собрания, а теперь разгуливают толпы туристов, разглядывающие фонтан Нептуна, римские статуи (возможно, изображающие императоров) и копию скульптур, в том числе Давида работы Микеланджело.
Здесь же находится художественная галерея Уффици, хранящая произведения Боттичелли, Микеланджело, Тициана. В ней можно бродить целый день, но сначала придётся не меньше часа отстоять в огромной очереди.
Чуть дальше открывается замечательный вид на самый древний мост Флоренции — Понте Веккио, перекинутый через реку Арно. Он был построен в 1345 году на месте другого моста, снесённого наводнением. После выхода в 1990 году романа Федерико Моччa «Три метра над небом» на этом мосту влюблённые стали прикреплять к перилам небольшие висячие замочки, а ключи выкидывать в реку. Считается, что после такого обряда влюблённых никто не разлучит. Традиция оказалась столь заразительной, что мэру Флоренции пришлось ввести штраф 50 евро за несанкционированное развешивание замков.
Падающая башня на площади чудес
В последний день путешествия предстояло проехать от Флоренции до Пизы (маршрут, проложенный навигатором, составлял около 100 километров) и вернуться в Неаполь (ещё почти 550 километров). Нагрузка значительная, но с учётом приобретённого опыта, а главное, благодаря нормальной работе GPS-навигатора вполне посильная.
Не зная точного адреса Пизанской башни, мы проложили маршрут до центра Пизы, рассчитывая, что в таком небольшом городке легко найдём всемирно известную достопримечательность. Увы, центр Пизы оказался в трёхстах метрах от съезда со скоростной трассы. Никакой башни рядом не было и в помине. На помощь пришёл путеводитель. В нём упоминалась Кампо ди Мираколи (площадь Чудес). Такая POI нашлась на электронной карте, мы проложили до неё маршрут и с помощью навигатора быстро оказались у цели.
После того как падение Пизанской башни удалось приостановить, туристам разрешили подниматься наверх. Правда, небольшими группами и в строго отведённые часы. Когда набирается группа желающих преодолеть 294 ступеньки, ведущих на высоту 59,4 метра, их пускают внутрь башни. Пока эти счастливчики смотрят на мир свысока, остальным приходится ждать своего времени, осматривая Пизанскую башню и Пизанский собор с земли.
Когда мы стали строить обратный маршрут, программа iGo предложила возвращаться из Пизы в Неаполь через Флоренцию. Но мы знакомому пути предпочли дорогу, идущую вдоль побережья. Двигаться без навигатора было рискованно. Чтобы «обмануть» программу и заставить её проложить маршрут вдоль побережья, пришлось в качестве промежуточной точки указать небольшой город Гроссето, расположенный между Пизой и Римом, недалеко от Тирренского моря. Построенный маршрут позволил не только полюбоваться морскими видами, но и сэкономить средства: за проезд по прибрежной дороге не пришлось платить.
Качество трассы не сильно уступало платным дорогам, и около пяти часов вечера мы прибыли в Рим. Примерно до полуночи побродили по городу и уже за полночь отправились в Неаполь. Навигатор уверенно вёл нас по дорогам Италии уже больше 12 часов, но был так же свеж и бодр, как утром. А вот мы хотели спать. Впрочем, крепкий итальянский кофе, выпитый в придорожном кафе, надолго прогнал подступающий сон, и мы благополучно добрались до Неаполя.
Последний сюрприз навигатор преподнёс на пути к Каподичино. По непонятным причинам POI этого аэропорта указывает на середину взлётно-посадочной полосы. Следуя указаниям «электронного штурмана», мы заехали бы на неё, если бы дорогу не преградил бетонный забор. До вылета оставалось часа два, а мы оказались в довольно глухом месте. К счастью, на электронную карту нанесены контуры взлётного поля. Проложив маршрут до точки, расположенной на его противоположной стороне, мы вскоре выехали на дорогу с указателями и благополучно добрались до здания аэровокзала.
Подводим итоги
За неполных семь дней мы преодолели 1600 километров по дорогам Италии. Аренда машины вместе с полной страховкой обошлась в 412 евро. Ещё 150 евро ушло на бензин, 70 евро — на платные дороги. В итоге на транспорт, с учётом стоимости стоянок в городах (1 —2 евро в час), потрачено около 700 евро. Довольно дорогое удовольствие, зато мы могли ездить куда хотели. К тому же в машине пустовали два места, а если путешествовать вчетвером, расходы будут сравнимы со стоимостью обычного экскурсионного тура.
Электронный навигатор, несмотря на некоторые погрешности в работе, оказался чрезвычайно полезным устройством. Что можно посоветовать GPS-путешественникам? Обязательно продумайте свой маршрут. В первые дни передвигайтесь на небольшие расстояния и в светлое время суток. В каждой стране существуют особенности перемещения по дорогам. При свете дня легче приспособиться к дорожным знакам и специфике организации движения.
Обязательно приобретите карту страны и один-два путеводителя по маршруту. Они позволят не только наметить интересные места для экскурсий, но и уточнить некоторые названия. Если Vesuvio (Везувий), Pompei (Помпеи) и Pisa (Пиза) не сильно отличаются от русских эквивалентов, то Firenzе (Флоренция), Bologna (Болонья), Napoli (Неаполь) звучат и пишутся непривычно.
Хорошее качество европейских дорог вкупе с навигационной системой делают путешествие посильным для рядового водителя. Но, несмотря ни на что, остаются факторы риска. Старайтесь строго следовать правилам дорожного движения — это позволит избежать штрафов и малоприятного общения с дорожной полицией. Впрочем, неожиданности, поджидающие путешественника, как раз и придают поездкам ту остроту, ради которой люди отправляются в дорогу. Приятного вам пути и удачи.