ОРХИДЕИ В ГОРОДЕ

Н. ЗАМЯТИНА.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Несмотря на всё ухудшающуюся экологическую ситуацию в Москве и её окрестностях, многие организмы, в том числе и редкие растения, приспосабливаются к новым условиям и заселяют экологические ниши. Так, например, большой куст водного растения стрелолиста рос прошлым летом в самом центре города под Большим Каменным мостом.

К событиям этого же ряда относится и появление в городе диких орхидей, которые не слишком часто встречаются в Подмосковье. Осенью прошлого года сотрудники Ботанического сада лекарственных растений, принадлежащего московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, обнаружили на одной из набережных Москвы-реки большое количество дрем-лика широколистного — Epipactis helleborine. Причём популяция разновозрастная, встречаются и крупные экземпляры с остатками семенных коробочек, и совсем молоденькие растения. Мы никак не можем понять, каким образом эти орхидеи могли попасть на набережную. Дело в том, что лесной грунт сюда никогда не завозили, набережная представляет собой большую свалку, в основе которой строительный и частично бытовой мусор, начиная от старых покрышек и кончая остовами автомобилей и обломками бетона. Со временем всё это покрылось почвой, занесённой дождевой водой с более высокой части берега, а затем, за последние 15 лет, заросло американским клёном, ломкой ивой и тополями. Среди лопухов и пустых бутылок мы увидели крупные кустики орхидей. Часть из них высадили в Ботаническом саду, захватив с собой и почву, в которой росли дремлики. Большая же часть растений оставлена для дальнейших наблюдений.

По сообщению наших коллег из Ботанического сада Московского университета, у них также появились широколистные дремлики, которые на Воробьёвых горах растут чуть ли не на проезжей части Ломоносовского проспекта. Дремлик широколистный в принципе одна из самых неприхотливых орхидей и даже не занесён в Красную книгу Подмосковья. Считается, что этот вид дремлика встречается в лиственных и смешанных лесах, в тенистых и влажных местах, но он способен расти на железнодорожных насыпях и почти совершенно сухих участках, чем отличается от дремлика болотного, который более требователен к условиям произрастания.

Пересадка орхидей из природы - дело очень рискованное: все орхидеи — микоризные растения и для своего существования требуют наличия в почве определённых видов грибков. Без них орхидеи гибнут. А вот эти самые грибки — существа капризные и далеко не всегда приживаются на новом месте. Поэтому даже, казалось бы, удачно пересаженные орхидеи часто гибнут уже на второй-третий год. Так что их лучше всего не трогать без большой необходимости. Вот мы и оставили на месте почти все растения. Посмотрим, что получится из нашего эксперимента с пересадкой, но в любом случае надеемся, что в Москве дремлики не исчезнут под натиском «любителей природы».

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»