ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ
Ночью 10—11 ноября с Балканского региона на акваторию Чёрного моря вышел южный циклон и со скоростью 70 км/ч устремился в сторону Крыма. Практически над всей акваторией моря, кроме его южной части, резко усилился ветер южной четверти. Сила ветра к утру 11 ноября достигала: в Керчи — 27—32 м/с, в Анапе — 25—30 м/с, в Геленджике — 30—35 м/с. По сведениям МЧС России, на Азовском море в районе порта Кавказ высота волны в это время составляла 4 м. 12—13 ноября центр циклона сместился с Крымского полуострова на север, а над акваторией моря сохранилась ложбина с дождями и низкой облачностью. Ветер ночью 12 ноября ещё оставался южным, а 13 ноября зашёл на северо-западный, не превышая 7—12 м/с.
За последние 50 лет волны максимальной высоты 2 м в северной части Керченского пролива наблюдались всего девять раз (шесть раз в апреле, два раза в июне и один раз в июле) и только при ветрах северной четверти. Повторяемость ветров южной четверти в северо-восточной части моря составляет 12%, но по силе они никогда не превышали 15—17 м/с. За всю историю инструментальных наблюдений, с 1936 года, двухметровых и тем более четырёхметровых волн при таких ветрах не регистрировали ни разу. В течение всего года, за исключением марта, в проливе преобладает волнение высотой 0,7—1 м и ниже.
По данным МЧС России, утром 11 ноября в районе порта Кавказ было 59 судов, из которых около 20 — нефтеналивные типа река—море. Примерно такое же количество располагалось на якорной стоянке на входе в Керченский пролив с Чёрного моря. Всего на акватории пролива и в его азовском и черноморском устьях, по данным капитана порта Керчь, находилось 167 судов.
Сводка МЧС на 06.00 МСК 12.11.2007 сообщает, что в результате штормового ветра (до 32 м/с) и сильного волнения моря (6-7 баллов, высота волны 5 м) в Керченском проливе затонули четыре судна (сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», «Хачь Измаил» — Грузия); сорваны с якорей и сели на мель шесть судов (сухогрузы «Вера Волошинская» (Украина), «Зияя Кос» (Турция), «Капитан Измаил» (Турция), баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец»); получили повреждения два танкера («Волгонефть-139», «Волгонефть-123»); находится в дрейфе баржа БТ-3754.
Нефтеналивное судно «Волгонефть-139» типа река—море, перевозившее мазут, в 04.50 МСК 11.11.2007 разломилось в районе якорной стоянки с южной стороны острова Тузла. Заякоренная носовая часть танкера после аварии осталась на месте, а корму под действием ветра и течений отнесло к острову Тузла и выбросило на мель. В результате перелома танкера, перевозившего 4777 т мазута, произошёл разлив около 1300—1600 т нефтепродуктов.
Сколько мазута попало в море в период катастрофы и каковы его свойства, известно лишь приблизительно. Есть предположение, что в море вылился не только мазут из танкера «Волгонефть-139», но и нефтепродукты из других судов, засти гнутых штормом в азовском устье пролива и воспользовавшихся штормовой погодой, чтобы «промыть» свои танки. Это предположение подтверждается данными авиационной разведки места событий, выполненной силами МЧС России сразу после катастрофы 11 ноября. Так ил и иначе, но, по официальным сводкам, из носовой части танкера «Волгонефть-139» за 12 часов вытекло 1000 т мазута. Из кормовой части танкера в море поступило ещё 600 т мазута.
НЕФТЬ В ПРОЛИВЕ
По сообщениям руководства Керченского морского порта и сотрудников подразделения МЧС Украины, 12 ноября мазут выплеснулся на южное побережье острова Тузла. 17 ноября, через семь дней после шторма, произошёл выброс мазута на крымском побережье Керченского пролива в районе Аршинцевской косы и мыса Белый (Ак-Бурун).
Собирать мазут отправились добровольцы, сотрудники МЧС и ВС Украины. К концу ноября 2007 года очистка пляжей острова Тузла была завершена. Общее количество загрязнённого мазутом песка, собранного на украинской территории пролива, составило около 4000 тонн. Содержание мазута в пробах песка колебалось от 4 до 30%, в среднем 15—20%. Исходя из этих данных, можно предположить, что на украинское побережье было выброшено от 600 до 800 т мазута.
14 ноября 2007 года с 09.30 до 12.30 сотрудники МЧС России провели обследование нефтяного загрязнения пролива с вертолета. Основные разливы мазута зафиксированы в районе расположения затонувшего на глубине 10 м носа и севшей на мель на глубине 4 м кормы танкера «Волго-нефть-139», а также на косе Чушка и азовском побережье Тамани.
Источником шлейфа лёгких фракций нефтепродуктов (солярки) протяжённостью более 50 км, наблюдавшегося у входа в пролив со стороны Азовского моря от пос. Кучугуры на Тамани вдоль северного побережья Керченского полуострова вплоть до Казантипского залива, был не переломившийся танкер, а суда, штормовавшие в это время в Азовском море.
15 ноября буксир «Светломор-3» собрал 500 м3 водно-мазутной смеси в районе носовой части танкера «Волгонефть-139». В районе его кормовой части перекачано 10 т мазута в танкер «Волго-нефть-119». Между косой и о. Тузла установили 400-метровые боновые заграждения. В районе о. Тузла и носовой части танкера «Волгонефть-139» для поглощения мазута применяли сорбент.
В течение 14 ноября очищено от мазута 8,5 км российской береговой полосы, собрано 1478,6 т загрязнённого песка, а всего с начала операции по очистке его собрано 3248 т. Если предположить, что содержание мазута в загрязнённом песке на российском побережье такое же, как и на украинском, то получается около 600 т нефтепродуктов. В сумме с тем, что собрано на украинской территории, это составляет 1400 т — практически весь объём попавшего после аварии в море мазута.
Тем не менее большинство специалистов, занимающихся исследованием причин и последствий катастрофы 11 ноября 2007 года, полагают, что реальные её масштабы (разлив мазута) занижены и на дне Керченского пролива ещё остаётся до 500 т тяжёлых фракций нефтепродуктов.